Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июля 2010 г. N ВАС-9351/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего судьи Бациева В.В., судей Завьяловой Т.В., Поповченко А.А.
рассмотрела в судебном заседании заявление Федерального государственного учреждения "Управление Северо-Кавказского военного округа" (ул. Заводская, д. 5, г. Кореновск, Краснодарский край, 353182) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2009 по делу N А32-40998/2009-58/388, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.06.2010 по тому же делу по заявлению Федерального государственного учреждения "Управление Северо-Кавказского военного округа" к Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю и Федеральной налоговой службе о признании недействительным решений управления от 24.12.2008 и ФНС России от 10.04.2009, принятых в отношении Кореновской квартирно-эксплуатационной части района.
Другие лица, участвующие в деле: Инспекция Федеральной налоговой службы по Кореновскому району Краснодарского края.
Рассмотрев приведенные в заявлении доводы и изучив принятые по делу судебные акты, Суд установил:
Управлением Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю проведена повторная выездная налоговая проверка Кореновской квартирно-эксплуатационной части района (далее - Кореновская КЭЧ), по результатам которой 24.12.2008 принято решение о привлечении указанной организации к налоговой ответственности.
Решением Федеральной налоговой службы от 10.04.2009 отказано в удовлетворении апелляционной жалобы на решение управления, поданной Кореновской КЭЧ.
С заявлением о признании недействительными указанных ненормативных правовых актов, принятых в отношении Кореновской КЭЧ, в арбитражный суд обратилось Федеральное государственное учреждение "Управление Северо-Кавказского военного округа" (далее - Управление СКВО).
В обоснование права на оспаривание решений, принятых налоговыми органами в отношении Кореновской КЭЧ, Управление СКВО указало на то, что данная часть не обладает правами юридического лица и является структурным подразделением Министерства обороны Российской Федерации. Соответствующее же правомочие Управления СКВО выступать в защиту нарушенных прав структурных подразделений Министерства обороны Российской Федерации (как указывает заявитель в надзорной жалобе) закреплено пунктом 5 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации (утв. Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082), согласно которому министерство осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2009, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 и постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.06.2010, Управлению СКВО в удовлетворении требований отказано. При этом суды исходили из того, что оспариваемые ненормативные правовые акты не нарушают прав заявителя, поскольку они приняты в отношении иной организации, обладающей правами юридического лица, которая в силу наличия у нее данного статуса и должна была обратиться в суд с соответствующим заявлением.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Управление СКВО просит пересмотреть в порядке надзора принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права при разрешении вопроса об определении статуса Кореновской КЭЧ, а именно является ли эта организация юридическим лицом.
Коллегия судей, обсудив доводы заявителя и соответствующие выводы судебных инстанций, полагает, что в удовлетворении заявления о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует отказать.
Делая вывод о наличии у Кореновской КЭЧ статуса юридического лица, суды исходили из данных единого государственного реестра юридических лиц, в который были внесены соответствующие сведения о регистрации указанной организации в качестве юридического лица, созданного до 01.07.2002. Судами также на основании анализа Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота (утв. приказом Министра обороны СССР от 22.02.1997 N 75) и положения о Кореновской КЭЧ была дана оценка соответствия данной организации установленным статьей 48 Гражданского кодекса Российской Федерации признакам, определяющим статус юридического лица.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату приказа Министра обороны СССР следует читать как "от 22.02.1977"
Поддерживая решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций также принимали во внимание решение Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-49432/2009, которым было отказано в удовлетворении требований Кореновской КЭЧ о признании незаконными действий регистрирующего органа по внесению в единый государственный реестр юридических лиц сведений о Кореновской КЭЧ как о юридическом лице, зарегистрированном до вступления в силу Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Доводы, указываемые Управлением СКВО в надзорной жалобе в опровержение вывода о наличии у Кореновской КЭЧ статуса юридического лица, являлись предметом рассмотрения судов и им дана должная правовая оценка. Утверждения, приводимые в обоснование этих доводов, сделаны Управлением СКВО без учета норм статей 24-27 Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. (в силу которых правоспособность учреждения, действующего на основании общего положения об организациях данного вида, возникает с момента издания компетентным органом постановления об его образовании), а также норм Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского флота, определяющих статус квартирно-эксплуатационной службы.
Сделанные заявителем со ссылкой на Положение о Министерстве обороны Российской Федерации доводы об отнесении вопросов создания федеральных государственных учреждений Минобороны России к компетенции Министра обороны Российской Федерации и о непринятии данным министерством решения о придании Кореновской КЭЧ статуса юридического лица подлежат отклонению постольку, поскольку данная часть была образована в 1992, и действующее законодательство не предусматривает необходимости принятия в дальнейшем в отношении созданных учреждений каких либо решений о подтверждении статуса юридического лица.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А32-40998/2009-58/388 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 15.12.2009, постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.03.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.06.2010 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Бациев |
Судья |
Т.В. Завьялова |
Судья |
А.А. Поповченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 июля 2010 г. N ВАС-9351/10
Текст определения официально опубликован не был