Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 августа 2010 г. N ВАС-10428/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего судьи Муриной О.Л.,
судей Зарубиной Е.Н. и Першутова А.Г.
рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "СК "Иртыш-Флот" (ул. Красный путь, 143, г. Омск, 644024) о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 30.11.2009 по делу N А46-20301/2009 Арбитражного суда Омской области, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.05.2010 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Иртыш-Флот" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (ул. Магистральная, 82, г. Омск, 644089) о признании недействительным её решения от 11.08.2009 N 05-21/025577дсп.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Иртыш-Флот" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу г. Омска (далее - инспекция, налоговый орган) о признании недействительным её решения от 11.08.2009 N 05-21/025577дсп о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части доначисления транспортного налога за 2008 год в сумме 585360 руб., пеней за несвоевременную уплату транспортного налога за 2008 год в размере 44516,63 руб. и взыскания штрафа в размере 117072 руб. (с учётом уточнения требования в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда первой инстанции от 30.11.2009 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 12.05.2010 оставил без изменения постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда.
В заявлении, поступившем в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит отменить судебные акты, принятые по данному делу.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, а также исходя из содержания оспариваемых судебных актов, не находит названных оснований.
Судами установлено, что обществом в налоговый орган представлена уточнённая налоговая декларация по транспортному налогу за 2008 год. Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка указанной декларации. По результатам проверки составлен акт и вынесено решение о привлечении к ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 164488 рублей. Также обществу предложена к уплате недоимка по транспортному налогу в сумме 832440 руб. и пени в сумме 63015,71 рублей. Общество обратилось с апелляционной жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Омской области (далее - управление). Решением управления решение инспекции было изменено и транспортный налог уменьшен до 585360 руб., также соответствующим образом изменены суммы пеней и налоговой санкции.
Основанием для доначисления транспортного налога и привлечения общества к налоговой ответственности послужил вывод инспекции о том, что в рассматриваемый период перевозка пассажиров и (или) грузов не являлась основным видом деятельности общества, что исключает возможность применения налоговой льготы, установленной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Считая, что решение инспекции (с изменениями) не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы организации, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 11, 23, 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации, фактическими обстоятельствами, установленными по делу, и пришёл к выводу, что для применения установленной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации льготы налогоплательщик должен представить не только доказательства нахождения речных судов в собственности, но и факт осуществления в качестве основного вида деятельности перевозки грузов.
Суд установил, что основным видом деятельности общества в 2008 году являлось предоставление в аренду транспортных средств на основании договора аренды и из учредительных документов юридического лица не следует, что осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок в 2008 году являлось основным видом деятельности общества, т.е. отсутствовало реальное осуществление перевозки пассажиров и (или) грузов. В связи с этим суд согласился с позицией налогового органа, согласно которой в рассматриваемый период перевозка пассажиров и (или) грузов не являлась основным видом деятельности общества, в связи с чем налогоплательщик не вправе был применять налоговую льготу, установленную в подпункте 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что предметом спора является толкование нормы материального права, т.е. подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения постановление суда апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятых судебных актов, исходил из того, что согласно подпункту 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации не являются объектом налогообложения транспортного налога пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
На основании вышеизложенного, коллегия судей не установила нарушения арбитражными судами норм права. Оспариваемые судебные акты вынесены с учётом установленных по делу фактических обстоятельств. Исследование, установление и переоценка указанных обстоятельств не входят в компетенцию суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А46-20301/2009 Арбитражного суда Омской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 30.11.2009, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 03.03.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.05.2010 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.Л. Мурина |
Судья |
Е.Н. Зарубина |
Судья |
А.Г. Першутов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 августа 2010 г. N ВАС-10428/10
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А46-20301/2009
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Иртыш-Флот", Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Иртыш-Флот", Общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Иртыш-Флот"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по Советскому административному округу города Омска