Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2010 г. N ВАС-10446/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего судьи И.И. Полубениной, судей Е.Е. Борисовой, О.М. Козырь
рассмотрела в судебном заседании заявление Государственной лесной службы Забайкальского края (г. Чита) от 05.07.2010 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Забайкальского края от 14.12.2009 по делу N А78-6145/2009, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.05.2010 по тому же делу, принятых по иску общества с ограниченной ответственностью "Мебельный комбинат "Рассвет" (Забайкальский край) к Государственной лесной службе Забайкальского края о признании недействительным пункта 4.30 договора аренды лесного участка от 24.12.2008 N 88.
Суд установил:
решением Арбитражного суда Забайкальского края от 14.12.2009 оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010, иск удовлетворен.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.05.2010 принятые по делу судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора Государственная лесная служба Забайкальского края просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Суды установили, что между Государственной лесной службой Забайкальского округа (арендодатель) и обществом с ограниченной ответственностью "Мебельный комбинат "Рассвет" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка от 24.11.2008 N 88 площадью 13 231 га, расположенного в кварталах N 1-7, 22, 23, Петровск-Забайкальского района Забайкальского края на срок до 26.05.2054.
Оспариваемым пунктом 4.30 договора установлено, что в случае возникновения лесного пожара на лесном участке и на расстоянии одного квартала по периметру арендуемого лесного участка арендатор обязан обеспечивать его ликвидацию своими силами (на территории арендуемого участка за свой счет, а за его пределами согласно пункту 3.4 договора).
Полагая, что оспариваемый пункт договора противоречит положениям статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, арендатор обратился с настоящим требованием в суд.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Лесного кодекса Российской Федерации охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены меры пожарной безопасности в лесах.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации арендаторами лесных участков осуществляются, на основании проекта освоения лесов, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 названной статьи меры пожарной безопасности: противопожарное обустройство лесов, в том числе строительство, реконструкция и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарные техника и оборудование, пожарное снаряжение и другие), содержание этих систем, средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности.
Аналогичные положения содержатся в пунктах 3, 4, 5, 7 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417.
Суды, исходя из системного толкования указанных норм закона и нормативных правовых актов, пришли к выводу, что пункт 4.30 договора, возлагающий на арендатора лесного участка обязанность обеспечить ликвидацию пожара своими силами и за счет своих средств не соответствует требованиям закона, а потому руководствуясь положениями статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворили заявленные требования.
Суды также указали, что арендатор не является специализированной организацией, осуществляющей деятельность по тушению лесных пожаров, в связи с чем он не имеет возможности осуществить обеспечение ликвидации лесного пожара только лишь своими силами, что не исключает в установленном законом порядке его привлечение к тушению возникшего лесного пожара.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А78-6145/2009 Арбитражного суда Забайкальского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Забайкальского края от 14.12.2009, постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19.05.2010 отказать.
Председательствующий судья |
И.И. Полубенина |
Судья |
Е.Е. Борисова |
Судья |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 августа 2010 г. N ВАС-10446/10
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А78-6145/2009
Истец: ООО "Мебельный комбинат "Рассвет"
Ответчик: Государственная лесная служба Забайкальского края
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10446/10
28.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10446/10
19.05.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А78-6145/2009
19.02.2010 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-225/10