Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 августа 2010 г. N ВАС-11052/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего судьи О.М. Козырь, судей Е.Е. Борисовой, И.И. Полубениной
рассмотрела в судебном заседании заявление государственного учреждения Астраханской области "Управление по капитальному строительству Астраханской области", г. Астрахань (правопреемник казенного предприятия Астраханской области "Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области") о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.05.2010 по делу N А06-4936/2009 Арбитражного суда Астраханской области по иску казенного предприятия Астраханской области "Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области" к обществу с ограниченной ответственностью "Техстройинвест-XXI век" о расторжении государственного контракта на выполнение работ по проектированию и строительству объекта, понуждении передать объект незавершенного строительства по акту приема-передачи в натуре, взыскании 204 452 321 руб. предварительной оплаты по вышеназванному договору и неустойки в сумме 18 326 089 руб. 22 коп.
Суд установил:
казенное предприятие Астраханской области "Дирекция по реализации федеральных и областных программ в Астраханской области" обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Техстройинвест - XXI век" (далее - ООО "Техстройинвест-XXI век") о расторжении государственного контракта на выполнение работ по проектированию и строительству объекта: "Строительство музыкального театра, г. Астрахань" от 20.10.2006 N 13, понуждении передать объект незавершенного строительства, расположенный по адресу: г. Астрахань, створ улиц Коммунистической, Академика Королева, Максаковой, Анри Барбюса по акту приема-передачи в натуре, взыскании 204 452 321 руб. предварительной оплаты по вышеназванному договору и 18 326 089 руб. 22 коп. неустойки. Требования мотивированы несоблюдением ответчиком существенного условия государственного контракта - срока исполнения работ и возможностью одностороннего отказа сторон от контракта.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 02.11.2009 исковые требования удовлетворены частично: расторгнут государственный контракт от 20.10.2006 N 13, ответчик обязан передать истцу объект незавершенного строительства по акту приема-передачи. Суд руководствовался статьями 720, 728 Гражданского кодекса Российской Федерации, частью 8 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации N 94-ФЗ от 21.07.2005 "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и исходил из того, что ответчиком в установленный контрактом срок строительство объекта не завершено. Требования о взыскании 222 778 410 руб. 22 коп. оставлены без рассмотрения в связи с введением в отношении ответчика процедуры наблюдения.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.01.2010 решение суда в части удовлетворения требования о расторжении контракта отменено и производство по делу в этой части прекращено в связи с отказом истца от требования о расторжении государственного контракта и принятии# этого отказа судом. В остальной части решение арбитражного суда оставлено без изменения. Апелляционный суд признал обоснованными выводы суда первой инстанции о возможности одностороннего отказа от контракта в случае невыполнения исполнителем предусмотренных контрактом работ в оговоренные сроки.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.05.2010 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения. При этом в абзацах 19 и 20 текста постановления суд кассационной инстанции признал вышеуказанный вывод суда апелляционной инстанции противоречащим пункту 8 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказом на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В заявлении о пересмотре постановления суда кассационной инстанции в порядке надзора заявитель оспаривает выводы суда кассационной инстанции, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит исключить из постановления абзацы 19 и 20.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
Расторжение государственного контракта в одностороннем порядке произведено заказчиком в соответствии с условиями контракта и нормами действующего законодательства, регулирующего данные правоотношения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истцом был заявлен отказ от требования о расторжении государственного контракта, который был принят судом.
В связи с тем, что требования истца о расторжении государственного контракта и взыскании 222 778 410 руб. 22 коп. не были рассмотрены по существу в связи с частичным отказом истца от иска и введением в отношении ответчика процедуры наблюдения, а выводы судов апелляционной и кассационной инстанции относительно возможности одностороннего отказа от государственного контракта не повлияли на правильность содержащегося в резолютивных частях судебных актов вывода о прекращении производства по делу в части вышеуказанных требований, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А06-4936/2009 Арбитражного суда Астраханской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.05.2010 отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судья |
Е.Е. Борисова |
Судья |
И.И. Полубенина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 августа 2010 г. N ВАС-11052/10
Текст определения официально опубликован не был