Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 13 февраля 2008 г. N КА-А40/12422-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 6 февраля 2008 г.
ЗАО "777 и Компания" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ИФНС России N 10 по г. Москве о признании незаконными действия налогового органа, выразившихся в отказе произвести возврат заявителю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование накопительной части трудовой пенсии за 2005 год, а также об обязании налоговый орган возвратить заявителю сумму излишне уплаченных страховых взносов в размере 243494 рублей.
В качестве третьего лица по делу привлечено ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29 мая 2007 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2007 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ИФНС России N 10 по г. Москве просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно. При этом налоговый орган сослался на неправомерность применения норм статьи 78 НК РФ к отношениям по зачету либо возврату излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, различие правовой природы страховых взносов и налоговых платежей. Также указал, что Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган государственной власти, уполномоченный производить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов, не предусмотрен соответствующий порядок.
В судебном заседании представитель ИФНС России N 10 по г. Москве поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ЗАО "777 и Компания" возражал против ее удовлетворения.
Представитель ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Рассмотрев дело с объявлением перерыва с 30 января 2008 года до 6 февраля 2008 года, проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что ЗАО "777 и Компания" состоит на учете в качестве страхователя в ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области за регистрационным номером 087-101-26728.
По итогам сдачи отчетности за 2005 год у заявителя возникли излишне (ошибочно) уплаченные платежи по накопительной части трудовой пенсии на сумму 247486 рублей и недоимка по страховой части в размере 271010 рублей, что подтверждается протоколом от 28 февраля 2006 года N 17044 и ведомостью АДВ-11 за 2005 год.
По итогам сдачи отчетности за 2006 год недоимка по страховой части погашена полностью и выявлена излишняя (ошибочная) уплата по страховой части трудовой пенсии в размере 1350 рублей, по накопительной части трудовой пенсии - 243494 рублей, что подтверждается протоколом от 28 февраля 2007 года N 8907 и ведомостью АДВ-11 за 2006 год.
Указанная переплата возникла в связи с неправильным указанием КБК в платежных поручениях за 2005 год.
Письмом от 9 августа 2006 года N 0809/1 заявитель обратился в ГУ-ГУ ПФ РФ N 10 по г. Москве и Московской области за разъяснениями по создавшейся ситуации, в ответ на которое ПФ РФ сообщил о возможности заявителю произвести возврат излишне перечисленных сумм по страховым взносам, обратившись для этого в Отдел учета и отчетности ФСН РФ.
Впоследствии 25 октября 2006 года заявитель обратился в ИФНС России N 10 по г. Москве с заявлением N 1025/1 о возврате излишне перечисленных сумм по страховым взносам в ПФ РФ на накопительную часть трудовой пенсии.
Письмом от 27 ноября 2006 года N 77-10/4856-12 налоговый орган отказал заявителю в возврате излишне уплаченных взносов, указав на то, что страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 НК РФ и не являются составной частью ЕСН, в связи с чем, в отношении них не могут применяться положения статей 78, 79 НК РФ при осуществлении зачета (возврата). При этом налоговый орган сослался на то, что Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган, который должен производить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ, равно как и порядок его проведения, а правовые основания для возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в действующем законодательстве отсутствуют.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды правомерно исходили из того, что в силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 116 (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23 декабря 2004 года N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В связи с изложенным вывод арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о наличии у налогового органа права на осуществление зачета или возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является правильным.
Таким образом, доводы ответчика о том, что налоговый орган не вправе произвести возврат ошибочно уплаченных сумм страховых взносов, и на него возложен только контроль над правильностью их исчисления и уплаты, равно как и о том, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование понятию налога не отвечают и положения статьи 78 НК РФ на них не распространяются, несостоятельны.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 мая 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 августа 2007 года N 09АП-10376/2007-АК по делу N А40-8303/07-4-63 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России N 10 по г. Москве без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 13 февраля 2008 г. N КА-А40/12422-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании