Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 октября 2010 г. N ВАС-10356/10
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
в составе председательствующего судьи А.И.Бабкина, судей Д.И. Дедова, С.В. Сарбаша
рассмотрела в судебном заседании заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска (ул. Спартаковцев, 47а, г. Красноярск, 660001) от 06.07.2010 N 11-03/2 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 28.12.2009 по делу N А33-17277/2009, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.06.2010 по тому же делу по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юком" (ул. Академгородок, 17Б, г. Красноярск, 660036) о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска, выразившегося в непредставлении обществу с ограниченной ответственностью "Юком" возможности ознакомиться с материалами выездной налоговой проверки, и обязании предоставить возможность ознакомиться с указанными материалами с правом снятия копий необходимых документов.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Юком" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г. Красноярска (далее - инспекция, заявитель), выразившегося в непредставлении обществу возможности ознакомиться с материалами выездной налоговой проверки, и обязании предоставить возможность ознакомиться с указанными материалами с правом снятия копий необходимых документов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 28.12.2009 заявленное требование удовлетворено частично. Бездействие инспекции в форме непредставлении обществу возможности ознакомиться с запросами в коммерческие банки и ответами на них, запросами в органы исполнительной власти и ответами на них признано незаконным как не соответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации (далее - Кодекс).
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.06.2010 судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов, инспекция просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования общества в полном объеме.
По мнению заявителя, отказ налогового органа ознакомить налогоплательщика с материалами проверки не повлек нарушения его прав и законных интересов, поскольку в налоговом законодательстве отсутствуют нормы, обязывающие налоговый орган представлять налогоплательщику какие-либо иные, кроме акта, материалы проверки, в том числе в качестве приложения к акту налоговой проверки; помимо этого, информация, на ознакомлении с которой настаивает общество, относится к конфиденциальным сведениям (налоговой тайне).
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и которыми являются: нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Приведенные в заявлении доводы, а также оспариваемые судебные акты таких оснований не содержат.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что инспекцией в отношении общества была проведена выездная налоговая проверка, по результатам которой составлен акт от 20.07.2009 N 73.
24.07.2009 общество обратилось в инспекцию с заявлением о предоставлении возможности ознакомления с материалами выездной налоговой проверки, в частности, с запросами в органы исполнительной власти и ответами на них, запросами о предоставлении выписок по операциям на счетах в коммерческих банках и ответами на них, протоколами допроса свидетелей и протоколами осмотра помещений (территорий).
04.08.2009 письмом N 08-78/13022, полученным обществом 06.08.2009, инспекция сообщила обществу об отсутствии у нее обязанности предоставлять для ознакомления налогоплательщику материалы проверки, в том числе в качестве приложений к акту проверки.
По результатам рассмотрения материалов выездной налоговой проверки, проведенного с участием представителей общества, налоговым органом вынесено решение о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Общество, полагая, что бездействие инспекции в форме непредставления возможности ознакомиться с материалами выездной налоговой проверки нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, частично удовлетворяя требование общества, руководствовался частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, пунктом 1 статьи 21, пунктом 1 статьи 32, статьями 100, 101 Кодекса и исходил из того, что одним из обязательных условий привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности выступает его ознакомление с актом налоговой проверки, а также материалами проверки, на основании которых составлен акт о выявленных правонарушениях.
Возможность ознакомиться с материалами проверки и с учетом этого сформулировать свои возражения является гарантией соблюдения прав налогоплательщика.
Суд правомерно указал, что факт отсутствия в законе прямого указания на наличие соответствующей обязанности у налогового органа не означает, что налогоплательщик лишен права обладать полной информацией о вменяемом ему нарушении, и налоговый орган не должен обеспечить налогоплательщику возможности для защиты своих прав и законных интересов, в том числе путем представления ему для ознакомления всех имеющих доказательств, а также подготовки им объяснений и возражений.
Довод инспекции о том, что документы, на ознакомлении с которыми настаивает заявитель, содержат налоговую тайну и их представление налогоплательщику не входит в обязанности налогового органа, рассматривался, но был обоснованно отклонен судом первой инстанции как противоречащий положениям части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации.
Выводы суда первой инстанции были поддержаны судами апелляционной и кассационной инстанций и согласуются с официальной судебно-арбитражной практикой по рассмотрению данной категории дел.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд определил:
в передаче дела N А33-17277/2009 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 28.12.2009 по делу N А33-17277/2009, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 14.04.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.06.2010 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
А.И. Бабкин |
Судья |
Д.И. Дедов |
Судья |
С.В. Сарбаш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 октября 2010 г. N ВАС-10356/10
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
13.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2810/11
04.10.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10356/10
22.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10356/10
22.06.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N А33-17277/2009