Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 февраля 2008 г. N КА-А40/5805-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 20 февраля 2008 г.
ОАО "Нефтяная Компания "Роснефть" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения N 52/785 от 20.06.2006 в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 3 537 788,73 руб.
Решением суда от 31.10.2006 в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что налоговый орган обоснованно указал на то, что применение к операциям по реализации услуг по транспортировке нефти ставки 18 процентов не соответствует налоговому законодательству, а представленные счета-фактуры не могут являться основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету в части транспортировки нефти на экспорт.
Постановлением от 14.03.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда решение суда отменено, заявленные требования Общества удовлетворены в связи с наличием у налогоплательщика права на заявленные налоговые вычеты.
Законность и обоснованность постановления суда проверяются в порядке ст. 284 АПК РФ по кассационной жалобе Инспекции, в которой налоговый орган просит постановление суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом апелляционной инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель в отзыве на кассационную жалобу и письменных пояснениях просит постановление суда оставить без изменения, считая, что суд правильно применил нормы материального права, не допустил нарушений норм процессуального права, и выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Заявлено ходатайство о приобщении отзыва на кассационную жалобу и пояснений к материалам дела.
Суд, с учетом мнения представителя Инспекции, не возражавшего против заявленного ходатайства, руководствуясь ст.ст. 279, 81, 184 и 185 АПК РФ, совещаясь на месте, определил: приобщить к материалам дела отзыв на кассационную жалобу и письменные пояснения по делу.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав объяснения представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановление суда от 14.03.2007.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 20 марта 2006 года Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0% за февраль 2006 года, по результатам рассмотрения которой 20.06.2006 принято решение N 52/785. Названным решением Инспекция отказала заявителю в возмещении 4 432 053 руб. налога на добавленную стоимость. В обоснование отказа в возмещении НДС Инспекция указала на несоответствие ряда счетов-фактур, выставленных поставщиком услуг - ОАО "АК "Транснефтепродукт", на основании которых были применены налоговые вычеты, требованиям п.п. 10 и 11 п. 5 ст. 169 НК РФ, поскольку услуги, оказываемые ОАО "АК "Транснефтепродукт", в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ подлежат налогообложению по налоговой ставке 0%, однако фактически поставщик облагал свои операции по ставке 18%, что нашло отражение в счетах-фактурах, соответственно, счета-фактуры оформлены с нарушением установленного порядка и не могут служить основанием для применения налоговых вычетов.
Считая упомянутое решение в указанной части не соответствующим требованиям закона и нарушающим права и законные интересы Общества, заявитель оспорил названное решение налогового органа в судебном порядке.
Суд кассационной инстанции полагает, что судом апелляционной инстанции на основании исследования и оценки представленных доказательств сделан правильный вывод об отсутствии у налогового органа оснований для отказа в вычетах в указанном размере.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, повторно рассматривая дело, правомерно не согласился с выводами налогового органа, изложенными в оспариваемой части решения Инспекции, как противоречащами требованиям закона и фактическим обстоятельствам приобретения услуг по транспортировке.
Оспариваемым решением налогового органа применение налоговой ставки 0 процентов к оборотам по реализации товаров (работ, услуг), отраженным в спорной налоговой декларации, подтверждено.
Между тем, Инспекция сочла неправомерным предъявление Обществом к вычету НДС, уплаченного по ставке 18% своему контрагенту - ОАО "АК "Транснефтепродукт" в рамках договора транспортировки нефтепродуктов в составе стоимости услуг по транспортировки нефтепродуктов, предназначенных для отправки на экспорт, по маршруту: группа Самарских НПЗ (Куйбышевский, Новокуйбышевский и Сызранский НПЗ) - нефтеналивной пункт "Никольское". До перевозки трубопроводным транспортом нефтепродукты таможенного оформления не проходили. После МП "Никольское" нефтепродукты транспортировались по железной дороге до ст. Туапсе, где производилось их таможенное оформление и перегрузка на танкеры для вывоза за пределы таможенной территории РФ. По мнению Инспекции, по счетам-фактурам за услуги по транспортировке нефти до пункта передачи покупателю эти услуги подлежали налогообложению в соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ по налоговой ставке 0 процентов.
Согласно п.п. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров подлежат обложению НДС по ставке 0 процентов.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 11 Таможенного Кодекса Российской Федерации ТК РФ) товары - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Экспорт - таможенный режим, при котором товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации, вывозятся с этой территории без обязательства об обратном ввозе (ст. 165 ТК РФ).
При этом, согласно п. 1 ст. 157 ТК РФ, помещение товаров под таможенный режим осуществляется с разрешения таможенного органа, выдаваемого в соответствии с настоящим Кодексом.
Применение налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании услуг по перевозке товаров Налоговый кодекс связывает с наступлением факта помещения товара под таможенный режим экспорта (статья 164).
Исходя из части 3 статьи 157 Таможенного кодекса Российской Федерации днем помещения товаров под таможенный режим считается день выпуска товаров таможенным органом.
Таким образом, системное толкование положений попд. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ и положений подп. 8 и 9 п. 1 ст. 11 ТК РФ, позволяет сделать вывод о том, что обложению НДС по нулевой ставке подлежат лишь операции по транспортировке товаров, прошедших процедуру таможенного оформления (задекларированных товаров), либо товаров, переданных перевозчику для отправки за пределы таможенной территории РФ. Все работы (услуги), связанные с перевозкой товаров, не прошедших таможенное оформление или не переданных транспортной организации для их непосредственного вывоза, не могут признаваться операциями по перевозке (транспортировке) вывозимых/ввозимых товаров.
Услуги по транспортировке нефтепродуктов, оказанные Заявителю ОАО "АК "Транснефтепродукт", подлежали обложению по ставке 18%, т.к. оказывались в отношении товаров, которые не были помещены под какой-либо таможенный режим.
Операции, названные в подпункте 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов при условии, что соответствующие товары помещены под таможенный режим экспорта на момент совершения данных операций либо если по характеру самих операций они могут осуществляться только в отношении экспортных товаров.
Исследовав представленные в материалы дела документы, суд апелляционной инстанции установил, что ОАО "АК "Транснефтепродукт" не осуществляло вывоза товара за пределы таможенной территории РФ. Как правильно указал суд, нефтепродукты, перевозимые по маршруту "Самарские заводы - НП "Никольское", нельзя признать вывозимыми, в силу чего указание в спорных счетах-фактурах налоговой ставки 18 процентов не нарушает положений ст. 164 и ст. 169 НК РФ, и как следствие, не препятствует принятию покупателем - ОАО "НК "Роснефть" к вычету спорной суммы налога.
Проверив довод налогового органа о том, что при приеме экспортируемой нефти в систему магистральных нефтепроводов она проходит процедуру таможенного оформления, поэтому реализация услуг по транспортировке (сопровождению, погрузке, перегрузке) подлежит обложению НДС по ставке 0%, суды, исходя из данных реестра спорных счетов - фактур, а также данных о пунктах доставки нефти, приведенных в решении Инспекции, признали его необоснованным, так как транспортировка нефти по системе магистральных нефтепроводов ОАО "АК "Транснефть" осуществлялась по территории Российской Федерации, в отношении товара, который не был помещен под таможенный режим экспорта.
В оспариваемом решении Инспекции сведений о датах помещения товаров по таможенный режим экспорта не приведено, в кассационной жалобе выводы суда апелляционной инстанции, основанные на оценке доказательств, не опровергнуты, ссылок на конкретные временные грузовые таможенные декларации (ВГТД), по которым, как указывает Инспекция, должна была осуществляться поставка нефти, оспариваемое решение Инспекции и её жалоба не содержат.
При рассмотрении спора суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание письма МНС России от 19.03.2004 N 03-3-06/724/32 и от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15, согласно которым действующие нормы Кодекса не предусматривают применение налоговой ставки 0 процентов в отношении работ (услуг) по транспортировке товаров, которые на момент их транспортировки не помещены под таможенный режим экспорта, а также письмо Минфина России от 15.06.2006 N 03-04/08-119, адресованное ОАО "НК "Роснефть", которым подтверждена обязательность обложения НДС по ставке 18% всех операций по перевозке по территории РФ товаров, не помещенных под таможенный режим экспорта.
На рассматриваемые правоотношения в полной мере распространяют свое действие изменения, внесенные в статью 164 НК РФ Законом РФ от 22.07.2005 N 119-ФЗ.
Выводы суда апелляционной инстанции согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенной постановлениях Президиума от 20.12.2005 г. NN 9263/05, 9252/05 и от 04.04.2006 г. NN 14227/05,14240/05.
Таким образом, арбитражным судом апелляционной инстанции правильно установлены все юридически значимые обстоятельства по делу, всестороннее исследованы доказательства, им дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ, правовые основания для их переоценки у суда кассационной инстанции отсутствуют. Доводы Инспекции, изложенные в оспариваемой части решения налогового органа, проверены судом апелляционной инстанций в полном объеме, и не опровергают выводы суда, а направлены на их переоценку.
Руководствуясь статьями 110, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
постановление от 14 марта 2007 года Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-53223/06-114-301 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 - без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 в доход федерального бюджета госпошлину в размере 1 000 рублей по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 февраля 2008 г. N КА-А40/5805-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании