Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 24 марта 2008 г. N КА-А40/1869-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2008 г.
ОАО "Мосэнергоремонт" (далее - Общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным требования ИФНС РФ N 23 по г. Москве (далее Инспекция, налоговый орган) об уплате налога N 13247 от 08.06.2007, решения и постановления N 222 от 14.06.2007 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества в части недоимки и пеней по НДС, налогу на прибыль и взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.07, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.12.07 признано недействительным требование об уплате налога N 13247 от 08.06.2007, решение N 222 от 14.06.2007, постановление N 222 от 14.06.2007 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества в части недоимки по НДС в размере 116 154 262 руб., пени в сумме 175 591 916,38 руб., штрафа в размере 2 901 398,8 руб., недоимки по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 2 535 420,7 руб., пени в сумме 21 465 091,55руб., штрафа в размере 3 867 366,2 руб., пени по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 9 602 427,62 руб., штрафа в размере 2 423 835,46 руб., недоимки по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации в размене 27 186 989,49 руб., пени в сумме 173 603 709,26 руб., как несоответствующие статьям 45, 46, 47, 69, 70, 75 НК РФ.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Выслушав представителя ГУ ОПФ РФ по Москве и Московской области, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Общества, возражавшего против удовлетворения жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, рассмотрев дело в отсутствии представителя Инспекции, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены решения и постановления суда.
Судами установлено и следует из материалов дела ИФНС России N 23 по г. Москве направила ОАО "Мосэнергоремонт" требование об уплате налога N 13247 от 08.06.2007, в которое вошла сумма недоимки по НДС в размере 116 154 262 руб., пеней по НДС - 175 591 916,38 руб., штраф - 2 901 398,8 руб., недоимки по налогу на прибыль, зачисляемого в федеральный бюджет в размере 2 535 420,7 руб., пени по налогу на прибыль - 21 465 091,55 руб., штраф - 3 867 366,2 руб., пеней по налогу на прибыль, зачисляемого в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 9 602 427,62 руб., штраф - 2 423 835,46 руб., пеней по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ) в сумме 7 825 585,57 руб., недоимки по взносам, уплаченным до 01.01.2001, в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 27 186 989,49 руб., пеней-173 603 709,26 руб.
Общая сумма недоимки по налогам и взносам, вошедшая в требование составила -145 876 672,19 руб., пени - 388 088 730,38 руб., штраф - 9 192 600,46 руб.
Налоговый орган, в связи с отсутствием добровольной уплаты недоимки и пеней, указанных в требовании N 13247 от 08.06.2007 принял на основании статьи 46, 47 Налогового кодекса Российской Федерации решение и постановление N 222 от 14.06.2007 о взыскании налога (сбора), пени и (или) присужденного штрафа за счет имущества, направив постановление в службу судебных приставов для исполнения.
Общество оспаривает требование об уплате налога, решение и постановление о взыскании налога за счет имущества в части недоимки и пени по НДС, налогу на прибыль и взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, за исключением уплаты пеней по НДФЛ в размере 7 825 585,57 руб.
Удовлетворяя требования Общества, суда правомерно руководствовались следующим.
В соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размер пеней, начисленных на момент направления требования, срок уплаты налога, установленный законодательством о налогах и cбopax, срок исполнения требования, меры по взысканию налога, в случае неисполнения требования налогоплательщиком, в также в обязательном порядке данные об основаниях взимания налога и ссылку на положение закона о налогах, устанавливающего обязанность (налогоплательщику по уплате этого налога.
Согласно пункту 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции федерального закона N 137-ФЗ от 27.07.2006) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи (требование по результатам налоговой проверки в течении 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения). При выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой ФНС России (приказом ФНС России от 01.12.2006 г. N САЭ-3-19/825@ утверждена форма такого документа (приложение N 3 к приказу - о выявлении недоимки у налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента).
В соответствии со статьями 46, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 12 постановления Пленума от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", п. 6 информационного письма Президиума от 17.03.2003 N 71, постановлениях Президиума N 5274/06 от 24.10.2006, N 10353/05 от 24.01.2006 предельный срок принудительного взыскания неуплаченного налога (недоимки) и соответственно начисленных на сумму неуплаченного налога пеней составляет: дата выявления недоимки (отражение соответствующего начисления по налогу в базе данных "Расчеты с бюджетом") + 3 месяца на направление требования об уплате налога (пеней) + 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке + 60 дней на бесспорное взыскание путем направления в банк инкассового поручения.
Указанный срок на принудительное взыскание неуплаченной суммы налога является пресекательным и не подлежит восстановлению, соответственно любые действия налогового органа, связанные со взысканием недоимки по налогу за пределами указанного срока (выставление требования об уплате налога в порядке статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, вынесение решения о взыскании налога в порядке статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке или за счет иного имущества в порядке статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации) являются незаконными и не подлежат исполнению.
Суды установили, что недоимка по НДС в размере 116 154 262 руб. возникла в июле 2004 года (данные о неуплаченной сумме налога отражены в базе данных "Расчеты с бюджетом"), недоимка по налогу на прибыль, подлежащему уплате в федеральный бюджет в размере 2 535 420,7 руб. возникла до 01.01.2002, недоимка, на которую начислены пени по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет субъекта Российской Федерации возникла до 28.03.2003 (данные о неуплаченной сумме налога также отражены в базе данных "Расчеты с бюджетом").
Таким образом, на момент выставления требования об уплате налога N 13247 от 08.06.2007 срок на принудительное взыскание НДС (недоимка возникла до июля 2004 года) в размере 116 154 262 руб., пеней начисленные на эту недоимку, налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 2 535 420,7 руб. (недоимка возникла до 2002 года), пени по; налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 9 602 427,62 руб. недоимка на которую начислены пени, возникла до 28.03.2003г. истек, в связи с чем действие Инспекции по принудительному взысканию указанной недоимки и пеней, являются незаконными, а требование в этой части недействительным.
Кроме того, налоговый орган ранее уже выставлял требования на уплату недоимки и пеней по НДС и налогу на прибыль в тех же размерах, что и в настоящем требовании, а также производил взыскание указанных сумм налогов и пеней по решению N 6А от 22.04.2004, в связи с чем, оспариваемые по настоящему делу требования N 13247 от 08.06.2007 в части недоимки и пеней по этим налогам является повторным, что противоречит положениям статей 44, 45, 69 НК РФ.
Согласно акту сверки расчетов плательщика страховых взносов с ПФР по состоянию 01.01.2001 (том 11 л.д. 38-39) недоимка по страховым взносам в ПФР составила - 64 320 072 руб., пени - 116 703 710 руб., также в акте указана сумма взыскиваемой по исполнительному листу (дело N А40-44741/98-99-143) задолженности по страховым взносам ПФР в размере 37 095 546 руб., пени - 49 456 041 руб.
Пенсионный фонд Российской Федерации письмом N 08-19/9767 от 07.09.2007 (том л.д. 8) сообщил, что задолженность по страховым взносам в сумме 64 320 072 руб., образовавшаяся на 01.01.2001 погашена полностью, остаток непогашенной задолженности по пеням составляет 31 000 000 руб., взыскателем по которой определением Арбитражного суда г. Москвы от 24.08.2006 по делу N А40-1417/06ип-99 признано ГУ-отделение ПФР по г, Москве и Московской области.
ГУ - отделение ПФР по г. Москве и Московской области в суде первой инстанции представило пояснения, а также материалы дела N А40-44741/98-99-143 (том 11 л.д. 40-62) согласно которым размер пеней, не уплаченных по исполнительному листу N 110792 (том 11 л.д. 45-46), составил - 29 000 000 руб., задолженность по страховым взносам в ПФР по исполнительному листу в размере 37 309 546 руб., в том числе пени - 49 456 041 руб. ПФР в налоговый орган не передавал, поскольку эта задолженность взыскивается в рамках исполнительного производства.
Уплата страховых взносов в течении 1999-2007 годов, в том числе и задолженности, указанной в акте сверки, подтверждается представленными ПФР реестрами учета платежей страхователя (том 11 л.д. 63-87).
Таким образом, суды обоснованно указали, что недоимка по страховым взносам в ПФР уплаченным до 01.01.2001 в размере 27 186 989,49 руб. и начисленные на нее пени в сумме 173 603 709,26 руб. фактически отсутствуют, в связи с чем, действия по ее принудительному взысканию в виде выставления требования об уплате налога N 13247 от 08.06.2007 правомерно признаны незаконными.
В требовании указана сумма штрафов в размере 9 192 600,46 рублей. Данная сумма штрафов указана в решении N 222 от 14.06.2007 и постановлении 222 от 14.06.2007, налоговый орган в решении обозначил штрафы как присужденные. При этом не указаны судебные акты, которыми обязанность уплаты данных штрафов (2 901 398,8 + 3 867 366, 2 + 2 423 835,46) в размере 9 192 600 признана судом.
Взыскание в принудительном порядке штрафов (налоговых санкций) без указаний оснований их взыскания, без указаний на вступившие в силу судебных актов о взыскании штрафов с налогоплательщика является не законным в силу ст.ст. 69, 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен срок на выставления требования по результатам налоговой проверки - 10 дней, из представленных карт расчета пеней по НДС и налогу на прибыль следует, что налоговых проверок, по результатам которых заявителю были начислены налоговые санкции в 2006 году, не было, в связи с чем срок на выставление требований по штрафам по НДС и налогу на прибыль инспекцией пропущен.
Суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы Инспекции в кассационной жалобе не опровергают выводы судов по фактически установленным обстоятельствам.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ для отмены судебных актов, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.10.07 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.12.07 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС РФ N 23 по г. Москве - без удовлетворения.
Взыскать с ИФНС РФ N 23 по г. Москве госпошлину в доход федерального бюджета в размере 1000 (одна тысяча) руб. по кассационной жалобе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды установили, что недоимка по НДС в размере 116 154 262 руб. возникла в июле 2004 года (данные о неуплаченной сумме налога отражены в базе данных "Расчеты с бюджетом"), недоимка по налогу на прибыль, подлежащему уплате в федеральный бюджет в размере 2 535 420,7 руб. возникла до 01.01.2002, недоимка, на которую начислены пени по налогу на прибыль, подлежащему уплате в бюджет субъекта Российской Федерации возникла до 28.03.2003 (данные о неуплаченной сумме налога также отражены в базе данных "Расчеты с бюджетом").
Таким образом, на момент выставления требования об уплате налога N 13247 от 08.06.2007 срок на принудительное взыскание НДС (недоимка возникла до июля 2004 года) в размере 116 154 262 руб., пеней начисленные на эту недоимку, налога на прибыль в федеральный бюджет в размере 2 535 420,7 руб. (недоимка возникла до 2002 года), пени по; налогу на прибыль в бюджет субъекта Российской Федерации в размере 9 602 427,62 руб. недоимка на которую начислены пени, возникла до 28.03.2003г. истек, в связи с чем действие Инспекции по принудительному взысканию указанной недоимки и пеней, являются незаконными, а требование в этой части недействительным.
Кроме того, налоговый орган ранее уже выставлял требования на уплату недоимки и пеней по НДС и налогу на прибыль в тех же размерах, что и в настоящем требовании, а также производил взыскание указанных сумм налогов и пеней по решению N 6А от 22.04.2004, в связи с чем, оспариваемые по настоящему делу требования N 13247 от 08.06.2007 в части недоимки и пеней по этим налогам является повторным, что противоречит положениям статей 44, 45, 69 НК РФ.
...
Взыскание в принудительном порядке штрафов (налоговых санкций) без указаний оснований их взыскания, без указаний на вступившие в силу судебных актов о взыскании штрафов с налогоплательщика является не законным в силу ст.ст. 69, 103.1 Налогового кодекса Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрен срок на выставления требования по результатам налоговой проверки - 10 дней, из представленных карт расчета пеней по НДС и налогу на прибыль следует, что налоговых проверок, по результатам которых заявителю были начислены налоговые санкции в 2006 году, не было, в связи с чем срок на выставление требований по штрафам по НДС и налогу на прибыль инспекцией пропущен."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 24 марта 2008 г. N КА-А40/1869-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2008 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N КА-А40/1869-08