Кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22 июня 2010 г. по делу N 33-14976
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Е.М. Наумовой,
судей А.Н. Пономарёва, Т.Д. Зыбелевой,
при секретаре И.З. Мустафиной
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи А.Н. Пономарёва дело по кассационной жалобе Н. на решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 24 февраля 2010 года по делу по иску Н. к Г.П.Ф. о признании права на получение ежемесячной доплаты к пенсии, компенсации морального вреда, которым в удовлетворении исковых требований отказано, установила:
Н. обратился в суд с указанным выше иском к Г.П.Ф., в котором просил признать недействительным отказ ответчика выплачивать ему ежемесячную надбавку к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" и возложить на ответчика обязать выплачивать ему указанную надбавку, взыскав в свою пользу компенсацию морального вреда.
Требования мотивированы тем, что истец работал бортовым оператором в период с 8 июля 1987 года по 29 февраля 1992 года в Ц., с 1 марта 1992 года по 20 июля 2000 года в В.", в настоящее время переименованной в А. Поскольку истец был включен в состав летного экипажа, он полагал, что имеет право на ежемесячные выплаты, по поводу которых возник спор.
Решением Кунцевского районного суда г. Москвы от 24 февраля 2010 года постановлено:
- в удовлетворении исковых требований Н. к Г.П.Ф. о признании права на получение ежемесячной денежной доплаты к пенсии, компенсации морального вреда отказать.
В кассационной жалобе Н. ставится вопрос об отмене решения.
В заседании судебной коллегии Н. доводы кассационной жалобы поддержал.
Представитель Г.П.Ф. Г., по доверенности от 25 декабря 2009 года, просила решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав Н., представителя Г.П.Ф., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 1, 2, 3, 4 ч. 1 ст. 362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом при рассмотрении данного дела допущено не было.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Н. работал в период с 8 июля 1987 года по 29 февраля 1992 года в Ц., с 1 марта 1992 года по 20 июля 2000 года в В. (в настоящее время переименованной в А.) и был включен в состав летного экипажа.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении иска, суд руководствовался тем, что должность бортовой оператор не включена в Список должностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 года N 155, а потому работа в указанной должности права на ежемесячную доплату к пенсии, назначенной истцу с учетом льготного стажа, не дает.
С указанным выводом судебная коллегия согласна, поскольку он основан на установленных судом обстоятельствах и требованиях закона.
Как указано Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2009 года, трудовые пенсии по старости, в том числе назначаемые досрочно, устанавливаются в соответствии с Законом Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу подп. 13 п. 1 ст. 27 названного Закона трудовая пенсия по старости досрочно назначается мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом первым данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона от 17 декабря 2001 г.).
Как установлено подп. "з" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2002 г. N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава авиации, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. N 459. Согласно пункту первому данного Списка к должностям работников летного состава отнесены члены экипажей воздушных судов.
Таким образом, пенсионное законодательство, не определяя перечня должностей летного состава гражданской авиации, относит к лицам, приобретающим право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, всех членов экипажей воздушных судов и летательных аппаратов независимо от того, в какой должности они работают, тем самым устанавливая самостоятельное правовое регулирование в области пенсионного обеспечения. Поэтому право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации.
В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа (п. 2 ст. 56 ВК РФ).
Из данных нормативных актов следует, что бортоператоры относятся к кабинному экипажу и в совокупности с летным экипажем образуют экипаж воздушного судна.
На основании изложенного бортовые операторы воздушных судов гражданской авиации имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 13 п. 1 ст. 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ("Бюллетень Верховного Суда РФ", N 9, 2009).
Вместе с тем, право на досрочное назначение пенсии по старости само по себе не является основанием для признания права на получение надбавки к пенсии, по поводу которой возник спор.
При этом судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 27 ноября 2001 года N 155-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" (ред. от 24 июля 2009 года) не все члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (далее - члены летных экипажей), получающие пенсии, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями, использующими труд членов летных экипажей, в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплату доплат к пенсии (далее - взносы), а только те из них, чьи должности включены в утвержденный Правительством Российской Федерации Список должностей членов летных экипажей и должностей, тождественных должностям, работа в которых дает право на доплату к пенсии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 года N 97 "О реализации Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации" установлено, что при назначении ежемесячной доплаты к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации в выслугу лет, дающую право на ежемесячную доплату к пенсии, засчитывается работа в должностях, перечисленных в Списке должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 сентября 1999 г. N 1012 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 37, ст. 4503), а также работа в следующих должностях членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации: командир корабля (включая старшего), штурман корабля, штурман самолета.
Между тем, должность бортовой оператор (бортоператор) названными Списками не предусмотрена.
В настоящее время действуют Списки, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 14 марта 2003 года N 155 (ред. от 19 августа 2009 года) "Об утверждении списка должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", которые также должность истца не включают.
Не соглашаясь с указанной нормой, гражданин З., работавший в должностях бортового оператора и бортоператора (которые в соответствии со статьей 56 Воздушного кодекса Российской Федерации отнесены к кабинному экипажу воздушного судна), оспорил конституционность Федерального закона от 27 ноября 2001 года "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации".
По мнению заявителя, данный Федеральный закон, предусматривающий установление ежемесячной доплаты к пенсии членам только летных экипажей, противоречит норме подпункта 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и не соответствует статьям 19 и 55 Конституции Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные гражданином З. материалы, не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению, указав в своем Определении от 24 марта 2005 N 100-О следующее.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление оснований приобретения права на ежемесячную доплату к пенсии и круга ее получателей, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В соответствии с подпунктом 13 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" гражданам, работавшим в летном составе гражданской авиации (в том числе бортовым операторам), трудовая пенсия по старости назначается досрочно.
Оспариваемый заявителем Федеральный закон от 27 ноября 2001 года устанавливает членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (но не всем гражданам, работавшим в летном составе гражданской авиации) ежемесячную доплату к пенсии, которая выплачивается за счет средств, дополнительно поступающих в Пенсионный фонд Российской Федерации от работодателей, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и призвана компенсировать напряженность и особую ответственность их труда.
Исходя из этого Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2003 г. N 155 утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", в котором должность бортового оператора отсутствует.
Установленная названным Федеральным законом дифференциация пенсионного обеспечения, поскольку она основана на объективно существующих различиях в характере, условиях и степени ответственности труда членов летного и кабинного экипажей, не может нарушать конституционный принцип равенства.
Довод кассационной жалобы о том, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что самолет ИЛ-76 является военно-транспортным самолетом, правового значения по настоящему делу не имеется.
Как указано в Определении Конституционного Суда РФ от 12 июля 2005 года N 331-О, куда обратился Д., полагая, что включение в указанную выслугу времени соответствующей летной работы только в гражданской авиации неправомерно лишает его права на доплату к пенсии лиц, имеющих также выслугу в должности члена летного экипажа воздушного судна военной (государственной) авиации, чем нарушается конституционный принцип равенства в сфере социального обеспечения, Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Д. материалы, не нашел оснований для принятия его жалобы к рассмотрению, указав следующее.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантируя каждому социальное обеспечение в установленных законом случаях (статья 39, часть 1), относит определение порядка реализации данного конституционного права, включая установление доплат к пенсиям, круга их получателей и оснований приобретения права на них, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Федеральный закон "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", согласно его преамбуле и статье 1, предоставляет право на ежемесячную доплату к пенсии членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации (за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателями, использующими труд этих работников, по установленному сверх ставки единого социального налога (взноса) тарифу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) в качестве дополнительной гарантии в области социального обеспечения в связи с вредными, опасными, напряженными и тяжелыми условиями их труда, имеющего особый характер. Условием назначения такой доплаты законодатель закрепил наличие определенной продолжительности выслуги в должности члена летного экипажа воздушного судна гражданской авиации, т.е. времени соответствующей летной работы в той отрасли, в системе которой на работодателя возложена обязанность уплачивать дополнительные страховые платежи в Пенсионный фонд Российской Федерации, являющиеся финансовой основой выплаты таких доплат.
Таким образом, в дополнение к назначаемой в соответствии с действующим законодательством пенсии названным Законом введена специальная социальная выплата, право на которую законодатель связывает не с любой летной деятельностью, а лишь с протекавшей в соответствующих должностях в системе гражданской авиации и подлежавшей дополнительному обязательному пенсионному страхованию.
Подобного рода дифференциация, лежащая в основе определения сферы действия данного Закона по кругу лиц, не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства. Не затрагивается этим и конституционное право заявителя на пенсионное обеспечение, которое было им реализовано на основании добровольного волеизъявления при назначении трудовой пенсии по старости, для определения права на которую и при исчислении размера которой была полностью учтена имеющаяся у него выслуга на соответствующей военной службе.
Считая, что в выслугу для установления указанной доплаты следует включать и время военной службы в качестве члена летного экипажа, как это предусмотрено действующим правовым регулированием для зачета в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, заявитель фактически ставит вопрос об изменении условий приобретения права на ее получение, разрешение которого входит в компетенцию законодателя и к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, установленным статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
При таком положении дел оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 366, ст. 360, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда определила:
решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 24 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Е.М. Наумова |
Судьи |
А.Н. Пономарёв |
|
Т.Д. Зыбелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22 июня 2010 г. по делу N 33-14976
Текст определения официально опубликован не был