Кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 июня 2010 г. по делу N 33-16095
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Васильевой И.В. и судей Фоминой М.В. и Кировой Т.В., с участием прокурора Киприянова А.В., при секретаре Евдокименковой И.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Фоминой М.В. дело по кассационному представлению Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 13 января 2010 года, которым постановлено:
Межрайонному природоохранному прокурору г. Москвы в иске к ЗАО "Новые Черемушки" о признании незаконной и противоречащей требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения деятельности ЗАО "Новые Черемушки" в отсутствие предусмотренного законом и согласованного с органами Роспотребнадзора плана-графика лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта, обязании ЗАО "Новые Черемушки" организовать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта путем разработки и согласования в органах Роспотребнадзора соответствующего плана-графика проведения лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха отказать.
Установила:
Межрайонный природоохранный прокурор г. Москвы обратился в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц к ЗАО "Новые Черемушки" о признании незаконной и противоречащей требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения деятельности ЗАО "Новые Черемушки" в отсутствие предусмотренного законом и согласованного с органами Роспотребнадзора плана-графика лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта, обязании ЗАО "Новые Черемушки" организовать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта путем разработки и согласования в органах Роспотребнадзора соответствующего плана-графика проведения лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха.
В обоснование заявленных требований прокурор сослался на те обстоятельства, что Межрайонной природоохранной прокуратурой г. Москвы по поступившей из Управления Роспотребнадзора по г. Москве информации проверено соблюдение ЗАО "Новые Черемушки" требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. Установлено, что ЗАО "Новые Черемушки" осуществляет деятельность по эксплуатации овощной базы, расположенной по адресу: ... В целях осуществления указанной деятельности используется котельная, а также осуществляется отстой большегрузного автотранспорта, в результате чего организация оказывает негативное воздействие на компоненты окружающей природной среды, к которым в том числе относится атмосферный воздух. Проведенная 06.04.2009 г. сотрудниками Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в ЮАО г. Москвы проверка показала, что ЗАО "Новые Черемушки" не организовало лабораторный контроль за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов предприятия. За указанное правонарушение ЗАО "Новые Черемушки" привлечено к административной ответственности, наложенный штраф оплачен в полном объеме. Хозяйственная деятельность ЗАО "Новые Черемушки" по эксплуатации овощной базы является повышенным источником вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух. Просит признать незаконной и противоречащей требованиям законодательства об эпидемиологическом благополучии населения деятельности ЗАО "Новые Черемушки" в отсутствии предусмотренного законом и согласованного с органами Роспотребнадзора плана-графика лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта и обязать ЗАО "Новые Черемушки" организовать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта путем разработки и согласования в органах Роспотребнадзора соответствующего плана-графика проведения лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха.
Представитель ЗАО "Новые Черемушки" возражал против заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.
Представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора в ЮВАО г. Москвы, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, поддержал заявленные требования, однако пояснил, что ответчиком представлены все необходимые документы по соблюдению законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Суд постановил вышеприведенное решение, с которым Межрайонный природоохранный прокурора г. Москвы не согласен и в своем кассационном представлении просит о его отмене, считая решение неправильным.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, представителя ЗАО "Новые Черемушки" по доверенности Х.С.А., специалиста Роспотребнадзора П.Д.А., обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Согласно ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и (или) организуют экологические службы. Юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух, должны осуществлять охрану атмосферного воздуха в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха. Сведения о лицах, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха, и об организации экологических служб на объектах хозяйственной и иной деятельности, а также результаты производственного контроля за охраной атмосферного воздуха представляются в соответствующий орган исполнительной власти, осуществляющий контроль в области охраны окружающей среды.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ст. 20 вышеуказанного Закона критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Согласно ст. 32 указанного Закона, производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.
Согласно п. 2 Санитарных правил СП 1.1.1058-01 от 01.01.2002 г. производственный контроль за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Производственный контроль включает: наличие официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью; осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами: на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье; контроль за наличием сертификатов, санитарно-эпидемиологических заключений, личных медицинских книжек, санитарных паспортов на транспорт, иных документов, подтверждающих качество, безопасность сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами. Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели. Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Согласно п. 4 указанных Правил производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний на следующих категориях объектов: промышленные предприятия (объекты): рабочие места, производственные помещения, производственные площадки (территория), граница санитарно-защитной зоны, сырье для изготовления продукции, полуфабрикаты, новые виды продукции производственно-технического назначения, продукция пищевого назначения, новые технологические процессы (технологии производства, хранения, транспортирования, реализации и утилизации), отходы производства и потребления (сбор, использование, обезвреживание, транспортировка, хранение, переработка и захоронение отходов); водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений; объекты водоснабжения (эксплуатация централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения, системы питьевого водоснабжения на транспортных средствах); общественные здания и сооружения: лечебно-профилактические, стоматологические, клиники, кабинеты и иные здания и сооружения, в которых осуществляется фармацевтическая и/или медицинская деятельность; при производстве дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств, оказании дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг, включая контроль за эффективностью изготавливаемых и применяемых препаратов, соблюдением требований при их использовании, хранении, транспортировке, утилизации, а также учет и контроль численности (заселенности) грызунами и насекомыми объектов производственного контроля при проведении истребительных мероприятий; при осуществлении эксплуатации водных объектов централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах следует предусматривать лабораторный контроль за соответствием качества питьевой воды указанных систем требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования; при осуществлении деятельности, связанной с выпуском всех видов производственных, хозяйственно-бытовых и поверхностных сточных вод с территорий населенных мест, производственных и иных объектов, следует предусматривать лабораторный контроль за работой очистных сооружений, составом сбрасываемых сточных вод; при осуществлении деятельности, связанной с образованием отходов производства и потребления, следует предусматривать контроль, включая лабораторный, за сбором, использованием, обезвреживанием, транспортировкой, хранением, переработкой и захоронением отходов производства и потребления.
Согласно Санитарным правилам "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест. СанПиН 2.1.6.1032-01", основой регулирования качества атмосферного воздуха населенных мест являются гигиенические нормативы - предельно допустимые концентрации (ПДК) атмосферных загрязнений химических и биологических веществ, соблюдение которых обеспечивает отсутствие прямого или косвенного влияния на здоровье населения и условия его проживания. Материалы по обеспечению качества атмосферного воздуха, представляемые в органы и учреждения государственной санэпидслужбы для заключения о соответствии их санитарным правилам. По представленным материалам органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы выдают санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии принятых решений по обеспечению качества атмосферного воздуха санитарным правилам и гигиеническим нормативам. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны: разрабатывать и осуществлять планы организационно-технических или иных мероприятий, направленные на обеспечение качества атмосферного воздуха санитарным правилам; обеспечить разработку ПДК или ОБУВ для веществ, не имеющих нормативов; обеспечить проведение лабораторных исследований загрязнения атмосферного воздуха мест проживания населения в зоне влияния выбросов объекта; получать санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы на все изменения технологического процесса или оборудования (увеличение производственной мощности, изменение состава сырья, номенклатуры выпускаемой продукции и другие отклонения от утвержденного проекта); обеспечить работы по проектированию, организации и благоустройству санитарно-защитных зон на объектах, не имеющих организованные зоны в соответствии с действующими санитарными правилами; информировать органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы о всех случаях нерегламентированных и аварийных выбросов вредных примесей в атмосферный воздух, разрабатывать мероприятия по их ликвидации и предотвращению аналогичных ситуаций; выполнять в установленные сроки предписания органов и учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы по устранению нарушений санитарных правил. Предельно допустимые выбросы для конкретного стационарного источника выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом) устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам и согласованного с органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы плана мероприятий по их достижению. Проекты нормативов предельно допустимых выбросов по отдельным объектам до включения их в сводный том предельно допустимых выбросов конкретной территории должны пройти санитарно-эпидемиологическую экспертизу для установления соответствия их санитарным правилам. Юридические лица, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, должны обеспечивать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов данного объекта. Система контроля и наблюдения должна соответствовать требованиям ГОСТа "Правила контроля качества атмосферного воздуха населенных мест". Результаты производственного контроля за загрязнением атмосферного воздуха должны представляться в территориальные органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы и другие органы в установленном порядке.
Согласно СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08 "Изменения N 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03, требования настоящих санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону. Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков. Для автомагистралей, линий железнодорожного транспорта, метрополитена, гаражей и автостоянок, а также вдоль стандартных маршрутов полета в зоне взлета и посадки воздушных судов устанавливается расстояние от источника химического, биологического и/или физического воздействия, уменьшающее эти воздействия до значений гигиенических нормативов (далее - санитарные разрывы). Величина разрыва устанавливается в каждом конкретном случае на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов (шума, вибрации, электромагнитных полей и др.) с последующим проведением натурных исследований и измерений. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
Рассматривая данное дело, суд правильно определил значимые по делу обстоятельства, с достаточной полнотой их исследовал и на основании оценки добытых по делу доказательств в их совокупности со всеми материалами дела пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, поскольку нарушений природоохранного законодательства в действиях ответчика не установил.
По делу установлено, что 06.04.2009 г. по адресу: ... на основании Распоряжения от 06.04.2009 г. N 775 проведено мероприятие по контролю в отношении ЗАО "Новые Черемушки".
Из Акта по результатам мероприятия по контролю от 06.04.2009 г. следует, что для отстоя большегрузного автотранспорта организовано 6 площадок: ...; ...; ...; ...; ...; ... На все площадки имеются договоры на аренду земли (действующие) с целевым предназначением под стоянку большегрузного автотранспорта. Согласования органов Роспотребнадзора (отвод земельного участка, санитарно-эпидемиологическое заключение) имеется. Санитарное содержание территории удовлетворительное. Ремонт и техническое обслуживание автотранспорта не осуществлялось. Уборка и вывоз ТБО осуществляется по договорам со специализированными организациями. Разработан и согласован с органами Роспотребнадзора проект нормативов ТДВ (сан-эпид. Заключение N 12/3482 от 25.07.2007 г.). Разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу N 60264 со сроком действия до 01.12.2012 г. Лабораторный контроль за качеством атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов не проводится.
14.04.2009 г. заместитель начальника по промышленной безопасности ЗАО "Новые Черемушки" К.А.П. привлечен к административной ответственности ст. 6.3 КоАП РФ и на него наложен штраф в размере 1000 руб., который он оплатил 29.04.2009 г.
Из санитарно-эпидемиологического заключения N 12/3482 от 25.07.2007 г. следует, что заключение удостоверяет, что требования, установленные в проектной документации: проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ЗАО "Новые Черемушки", почтовый адрес: г. Москва, Ступинский проезд, д. 1 соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам СанПин 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест" и СанПин 2.2.1/2.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "СанПин 2.2.1/2.1.1200-03" имеется в виду "СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03"
Согласно Проекту нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ЗАО "Новые Черемушки" от 2007 г., для поддержания чистоты атмосферного воздуха и соблюдения установленных норм ПДВ вредных веществ, предусмотрен контроль за выбросами в атмосферу и эффективностью работы газоочистного и пылеулавливающего оборудования. Периодичность контроля обеспечивает ежегодные данные по соблюдению ПДВ по каждому источнику. Очередность контроля за соблюдением ПДВ по источникам регламентируется "Планом-графиком ведомственного контроля соблюдения нормативов ПДВ", разработанным по форме, установленной Московской ЦГМС. Контроль за выбросами в атмосферу и эффективностью работы газоочистительного оборудования осуществляет специализированная организация, имеющая право проводить данные анализы по строго утвержденным методикам.
Из заключения Межрегионального территориального управления экологического надзора федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору N 4247-13/4/4.3 от 27.11.2007 г. на материалы инвентаризации выбросов и проект нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух ЗАО "Новые Черемушки", расположенного по адресу: г. Москва, Ступинский пр-д, д. 1 ЮАО следует, что предприятие расположено в ЮАО по адресу: г. Москва, Ступинский пр-д, д. 1 в зоне коммунально-промышленной застройки. Ближайшие жилые дома расположены в 1500 м. к югу от границы предприятия. Нормативный размер СЗЗ 50 м. Территории природных комплексов и зоны с повышенными экологическими требованиями в границы СЗЗ не входят. Основной вид деятельности ЗАО "Новые Черемушки" сдача в аренду площадей под хранение плодоовощной продукции. Производственная деятельность арендаторов: приобретение, хранение и реализация плодоовощной продукции, продуктов питания, офисная деятельность. На балансе предприятия автотранспорт не числиться. Наибольший вклад в загрязнение атмосферы вносят выбросы стороннего автотранспорта, хранящегося на открытых стоянках. Выбросы от автотранспорта определены расчетным методом по утвержденным методикам, по котельной - инструментальными замерами, выполненными аттестованной госстандартом лабораторией ЗАО "ЭкООнис". Расчетами рассеивания установлено, что на жилую зону влияние выбросов не распространяется.
Из разрешения N 60264 следует, что ЗАО "Новые Черемушки" разрешается в период с 07.12.2007 г. по 01.12.2012 г. осуществлять выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Из программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, зарегистрированной в Территориальном Управлении Роспотребнадзора по г. Москве в ЮАО в реестре за N 676/4 от 22.08.2008 г. следует, что требования о проведение лабораторных исследований и испытаний за загрязнением атмосферного воздуха отсутствуют.
Согласно план-графику ведомственного контроля за соблюдением нормативов ПДВ на источниках выбросов загрязняющих веществ в атмосферу за 2009 г, согласованного с Московским Управлением Роспотребнадзором инструментальный контроль за выбросами котельной проводится 1 раз в год ЗАО "ЭкООнис".
06.11.2009 г. Испытательная лаборатория ЗАО "ЭкООнис" произвело измерение выбросов вредных веществ в атмосферу ЗАО "Новые Черемушки", о чем имеется протокол испытаний N 9591109.
Из ответа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) N 01/19299-9-31 от 15.12.2009 г. следует, что предприятие расположено в промышленной зоне, вид деятельности - сдача в аренду помещений, автотранспорт отсутствует, имеется разработанный и согласованный том ПДВ, разрешение на выброс вредных веществ в атмосферу, проводятся исследования выбросов котельной 1 раз в год (в соответствии с планом-графиком ведомственного контроля ПДВ). Программа производственного контроля разработан и согласована в 2008 г. с органами Роспотребнадзора. В программе (раздел "Охрана атмосферного воздуха") не предусмотрены лабораторные исследования атмосферного воздуха от автотранспорта. Проведение лабораторно-инструментальных исследований воздуха от автотранспорта не требуется.
Суд проверил доводы истца о нарушении ответчиком Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и признал их несостоятельными, поскольку согласно данному закону проведение лабораторных исследований и испытаний осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.
Санитарными правилами СП 1.1.1058-01 от 01.01.2002 г. в п. 4 предусмотрен исчерпывающий перечень категорий объектов, где производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний.
ЗАО "Новые Черемушки" к таким объектам не относится.
Для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается единая расчетная и окончательно установленная санитарно-защитная зона с учетом суммарных выбросов в атмосферный воздух и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в единую зону. Лабораторные исследования атмосферного воздуха и измерения физических воздействий на атмосферный воздух проводятся на границе санитарно-защитной зоны промышленных объектов и производств, а также в жилой застройке лабораториями, аккредитованными в установленном порядке на проведение таких работ. Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта. Доказательств того, что данный проект организации санитарно-защитной зоны для промзоны N 28 Бирюлево разработан, - суду не представлено.
По делу установлено, что ЗАО "Новые Черемушки" выполняет мероприятия по соблюдению санитарных правил и выполнению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, согласно программе организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, разработанной и согласованной с Роспотребнадзором и планом-графиком ведомственного контроля ПДВ. Проведение лабораторного контроля за загрязнениями атмосферного воздуха от автотранспорта не требуется, исследования выбросов котельной ответчиком проводятся в соответствии с планом-графиком и требованиями Ростехнадзора, на жилую зону влияние выбросов ЗАО "Новые Черемушки" не распространяется, согласно заключения Межрегионального территориального управления экологического надзора федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Суд проверил доводы прокурора о том, что ответчиком не представлен план-график проведения исследования в 2010 г. и договор с организацией, проводящей замеры, и обосновано указал, что данное обстоятельство, само по себе, не может служить основанием к удовлетворению заявленных требований, поскольку доказательств того, что ответчиком в 2010 г. нарушены требования законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, - суду не представлено.
Всем добытым по делу доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка в порядке, установленном ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с выводами суда и данной судом первой инстанции оценкой доказательств по делу.
Доводы кассационного представления вывод суда не опровергают, направлены на иную оценку добытых по делу доказательств, иное толкование норм права, а потому основанием к отмене решения служить не могут.
Нарушений норм гражданско-процессуального законодательства, влекущих в соответствии со ст. 361 ГПК РФ отмену решения, судом при рассмотрении дела не допущено.
Межрайонному природоохранному прокурору г. Москвы в иске к ЗАО "Новые Черемушки" о признании незаконной и противоречащей требованиям законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения деятельности ЗАО "Новые Черемушки" в отсутствие предусмотренного законом и согласованного с органами Роспотребнадзора плана-графика лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта, обязании ЗАО "Новые Черемушки" организовать проведение лабораторных исследований за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов объекта путем разработки и согласования в органах Роспотребнадзора соответствующего плана-графика проведения лабораторного контроля за загрязнением атмосферного воздуха отказать.
Руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ определила:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 13 января 2010 года оставить без изменения, кассационное представление Межрайонной природоохранной прокуратуры г. Москвы - без удовлетворения.
Председательствующий: |
Васильева И.В. |
Судьи: |
Фомина М.В. |
|
Кирова Т.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 24 июня 2010 г. по делу N 33-16095
Текст определения официально опубликован не был