Кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 1 июля 2010 г. по делу N 33-19770
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Гербекова Б.И.
судей Кнышевой Т.В., Пендюриной Е.М.
с участием адвоката Костанова Ю.А.
при секретаре Хазариди А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Гербекова Б.И. гражданское дело по кассационным жалобам представителя А.Л.М. - адвоката К.Ю.А., а также К.К.Ю. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 24 февраля 2010 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления А.Л.М., К.К.Ю., С.Э.В. к Правительству г. Москвы о признании действия и решения в согласовании проведения публичного мероприятия незаконным и нарушающим права граждан на проведение публичного мероприятия - митинга 31 января 2010 года - отказать, установила:
А.Л.М., К.К.Ю., С.Э.В. обратились в суд с заявлением к Правительству Москвы на неправомерные действия органов государственной власти и просили признать незаконным отказ в согласовании проведения публичного мероприятия. В обоснование требований указали, что 16 января 2010 года А.Л.М., К.К.Ю., С.Э.В. в соответствии со ст. 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" подали в Правительство Москвы уведомление о проведении 31 января 2010 года с 18 до 19 часов публичного мероприятия - митинга на Триумфальной площади г. Москвы. 21.01.2010 года заявителям был дан ответ о том, что 31 января 2010 года с 16 часов 00 минут до 20 часов 00 минут на Триумфальной площади проводится ранее запланированное культурно - массовое мероприятие "Зимние забавы". Также в ответе предлагалось перенести мероприятие на набережную Тараса Шевченко, Болотную площадь или на Чистопрудный бульвар к памятнику А.С. Грибоедова. 22.01.2010 г. в Правительство Москвы на имя Мэра Л.Ю.М. заявители подали письмо о своем несогласии с предложением провести митинг на набережной Тараса Шевченко, на Болотной площади или на Чистопрудном бульваре. 28.01.2010 года заявителям был дан ответ, что, учитывая отказ от принятия предложения о переносе места проведения митинга, они не вправе проводить его. Данные действия Правительства Москвы заявители считают незаконными и необоснованными, нарушающими конституционные права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания митинги, шествия и пикетирования, гарантированные ст. 31 Конституции РФ, а также Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
В судебное заседание А.Л.М. и ее представитель, а также заявители К.К.Ю., С.Э.В. явились, требования поддержали в полном объеме.
Представитель Правительства Москвы в судебное заседание явился, заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, просил в удовлетворении заявления отказать.
Судом принято указанное решение, об отмене которого по доводам кассационных жалоб просят представитель А.Л.М. - К.Ю.А. и заявитель К.К.Ю.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения А.Л.М. и ее представителя - адвоката К.Ю.А., К.К.Ю., С.Э.В., представителей Правительства Москвы по доверенности Е.В.А. и К.Н.И., обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.
Оценивая правомерность действий Правительства Москвы при принятии и рассмотрении уведомления А.Л.М., К.К.Ю. и С.Э.В. о проведении митинга 31 января 2010 года на Триумфальной площади г. Москвы, судебная коллегия принимает во внимание, что действия органа государственной власти должны были соответствовать следующим положениям закона.
В силу части 1 статьи 12 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан документально подтвердить получение уведомления о проведении публичного мероприятия, указав при этом дату и время его получения (п. 1); довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия (п. 2).
Данным обязанностям органа исполнительной власти отвечает предусмотренная пунктом 2 части 4 статьи 5 названного Закона обязанность организатора публичного мероприятия не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.
Как установлено по делу, 18 января 2010 года А.Л.М., К.К.Ю. и С.Э.В. обратились в Правительство Москвы с уведомлением о намерении провести 31 января 2010 года с 18 часов 00 минут до 19 часов 00 минут на Триумфальной площади г. Москвы публичное мероприятие - митинг с количеством участников до 500 человек с требованием соблюдения права граждан собираться мирно на площадях и улицах городов в соответствии со статьей 31 Конституции РФ.
Получение данного уведомления было документально подтверждено Правительством Москвы с указанием даты и времени его получения.
21 января 2010 года первый заместитель начальника Управления координации деятельности по обеспечению безопасности г. Москвы О.В.В. письменно уведомил заявителей о невозможности проведения митинга 31 января 2010 года на Триумфальной площади г. Москвы, поскольку ранее было запланировано проведение в это время и в этом месте культурно-массового мероприятия "Зимние забавы". Этим же письмом заявителям было предложено провести данное мероприятие на набережной Тараса Шевченко, Болотной площади или на Чистопрудном бульваре у памятника А.С. Грибоедову.
22 января 2010 года заявители направили в Правительство Москвы письмо о несогласии с предложением провести митинг на набережной Тараса Шевченко, на Болотной площади, на Чистопрудном бульваре в г. Москве.
Оценив данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действиями Правительства Москвы при рассмотрении уведомления о проведении митинга не было допущено нарушений действующего законодательства, а также прав и свобод заявителей.
Отклоняя доводы заявителей о неправомерности отказа Правительства Москвы в согласовании проведения митинга на Триумфальной площади г. Москвы 31 января 2010 года, суд обоснованно исходил из следующего.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" порядок проведения публичного мероприятия на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры, определяется органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации с учетом особенностей таких объектов и требований настоящего Федерального закона.
Порядок проведения в городе Москве публичных мероприятий на территориях объектов, являющихся памятниками истории и культуры утвержден постановлением Правительства Москвы от 28 августа 2007 г. N 757-ПП. Согласно пункту 3.3.3 названного Порядка организаторам публичного мероприятия, подавшим уведомление о проведении публичного мероприятия на территории объекта, являющегося памятником истории и культуры, может быть направлено обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия в случае, если на объекте, являющемся памятником истории и культуры, ранее запланировано проведение культурно-массовых, зрелищных, экскурсионных мероприятий.
В силу ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Факт того, что до подачи заявителями уведомления о проведении митинга на Триумфальной площади г. Москвы в это же время и в этом месте было запланировано другое культурно-массовое мероприятие, подтвержден письмом Префектуры ЦАО г. Москвы. Заявителями не представлено доказательств, опровергающих данное обстоятельство.
В связи с этим письмом от 21 января 2010 года Правительство Москвы правомерно предложило согласовать проведение митинга в трех других местах г. Москвы на выбор.
Получив письмо заявителей от 22 января 2010 года о несогласии с предложением провести митинг в другом месте, 28 января 2010 года первый заместитель начальника Управления координации деятельности по обеспечению безопасности г. Москвы О.В.В. письменно уведомил заявителей, что в связи с отказом принять предложении о переносе митинга заявители не вправе проводить его.
Судебная коллегия находит правильным вывод суда первой инстанции о том, что данные действия Правительства Москвы соответствовали требованиям ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Доводы кассационных жалоб о том, что Правительством Москвы в ответ на неоднократные уведомления о проведении митингов на Триумфальной площади г. Москвы каждый раз предлагались для согласования такие места для проведения митинга, которые заведомо не могли устроить заявителей, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку предметом рассмотрения по настоящему делу является правомерность действий Правительства Москвы при рассмотрении конкретного уведомления о проведении митинга на Триумфальной площади г. Москвы 31 января 2010 года.
Судебная коллегия считает, что уведомление заявителей рассмотрено в установленном порядке, ответ дан в письменной форме в установленные сроки и содержит мотивы, по которым проведение в указанное время в указанном месте митинга было невозможно. При этом заявителям в соответствии с действующим законодательством было предложено провести публичное мероприятие на Болотной площади, на набережной Тараса Шевченко или на Чистопрудном бульваре у памятника А.С. Грибоедову.
В связи с изложенным судебная коллегия приходит к выводу, что заявители не были лишены возможности реализовать свое конституционное право провести митинг в порядке, установленном Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".
Судебная коллегия также учитывает, что вопрос о конституционности положений части 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" являлся предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В своем Определении от 2 апреля 2009 года N 484-О-П Конституционный Суд РФ указал, что положение части 5 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", предусматривающее правомочие органа публичной власти сделать организаторам публичного мероприятия мотивированное предложение об изменении места и (или) времени его проведения, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителей в конкретных делах.
В названном определении Конституционного Суда РФ также указано, что оспариваемое законоположение, предусматривая полномочие органов публичной власти внести мотивированное предложение об изменении места и (или) времени публичного мероприятия и указывая на необходимость согласования данного предложения с его организаторами, предполагает, что предложенный вариант проведения публичного мероприятия делает возможным достижение правомерных целей этого мероприятия в том месте и (или) в то время, которые соответствуют его социально-политическому значению. Заявители же, реализуя свое право при определении места и времени проведения мероприятия, должны, в свою очередь, принимать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов.
Судебная коллегия считает, что предложенные Правительством Москвы на выбор три других места для проведения митинга делали возможным достижение правомерных целей этого мероприятия и соответствовали его социально-политическому значению.
Доводы кассационной жалобы были предметом судебного рассмотрения, направлены на иную оценку норм материального права и обстоятельств, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст.ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить поводом к отмене данного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 24 февраля 2010 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Председательствующий |
Гербеков Б.И. |
Судьи |
Кнышева Т.В. |
|
Пендюрина Е.М. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 1 июля 2010 г. по делу N 33-19770
Текст определения официально опубликован не был