Постановление Президиума Московского городского суда от 23 января 2009 г. N 44у-28/2009
Президиум Московского городского суда в составе:
председательствующего Колышницыной Е.Н.,
членов президиума Паршина А.И., Агафоновой Г.А., Дмитриева А.Н., Васильевой Н.А., Курциньш С.Э.
рассмотрел в судебном заседании уголовное дело по надзорной жалобе осужденного Ч. на приговор мирового судьи судебного участка N 31 района "Бирюлёво-Восточное" г. Москвы от 6 июля 2007 года, которым
Ч., судимый:
1) приговором мирового судьи судебного участка N 31 района "Бирюлёво-Восточное" г. Москвы от 6 октября 2006 г. по ст.ст. 119, 119, 116 ч. 1 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года;
2) приговором мирового судьи судебного участка N 31 района "Бирюлёво-Восточное" г. Москвы от 5 марта 2007 г. по ст.ст. 119, 116 ч. 1 УК РФ к 2 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года,
осужден по ст. 119 УК РФ (два эпизода) к 1 году лишения свободы за каждое преступление.
На основании ст. 69 ч. 2 УК РФ путём частичного сложения наказаний по совокупности преступлений назначено 1 год 6 месяцев лишения свободы.
В соответствии со ст. 74 ч. 4 УК РФ отменено условное осуждение по приговорам мирового судьи судебного участка N 31 района "Бирюлёво-Восточное" г. Москвы от 6 октября 2006 года и от 5 марта 2007 года и на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров окончательно назначено к отбытию 3 года лишения свободы в колонии-поселении.
Отбывание срока наказания исчисляется с 6 июля 2007 года.
Приговором Нагатинского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2007 года приговор мирового судьи судебного участка N 31 района "Бирюлёво-Восточное" ЮАО г. Москвы от 6 июля 2006 года изменён:
- из резолютивной части приговора при определении окончательного наказания на основании ст. 70 УК РФ исключены слова "в виде лишения свободы на один год и шесть месяцев" и "лишению свободы на два года".
- Ч. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ст. 119 УК РФ (два эпизода) и осужден к наказанию в виде 1 года лишения свободы за каждое преступление.
- в соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путём частичного сложения наказаний назначено 1 год 6 месяцев лишения свободы.
- в соответствии с ч. 4 ст. 74 УК РФ отменено условное осуждение по приговорам мирового судьи судебного участка N 31 района "Бирюлёво-Восточное" ЮАО г. Москвы от 6 октября 2006 года от 5 марта 2007 года и на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров, окончательно назначено 3 года лишения свободы в колонии-поселении.
Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 31 октября 2007 года приговор Нагатинского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2007 года изменён: постановлено считать в резолютивной части данного приговора датой вынесения приговора мирового судьи судебного участка N 31 района "Бирюлёво-Восточное" г. Москвы - 6 июля 2007 года, в остальном приговор оставлен без изменения.
В надзорной жалобе осуждённый Ч. указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, он не угрожал убийством потерпевшим Ч.А. и Ч.И., которые его оговаривают, поскольку заинтересованы в получении его жилплощади. Утверждает, что в силу своих физических недостатков, передвигаясь с помощью рук, не мог держать нож и угрожать им потерпевшим. Просит прекратить в отношении него уголовное преследование ввиду отсутствия события преступления.
Заслушав доклад судьи Московского городского суда Рольгейзера В.Э., объяснения потерпевших Ч.И. и Ч.А., возражавших против удовлетворения надзорной жалобы и просивших судебные решения оставить без изменения, а также выступление первого заместителя прокурора г. Москвы Росинского В.В., полагавшего в связи с истечением испытательного срока по приговору от 06.10.06 снизить Ч. срок наказания по совокупности приговоров до 2-х лет лишения свободы, президиум установил:
Ч. признан виновным в угрозах убийством (2 эпизода), когда имелись основания опасаться осуществления этих угроз.
Так он 9 марта 2007 года, примерно в 21 час 00 минут, находясь по адресу: г. Москва, улица Бирюлёвская, дом 52, корпус 1, квартира 59, в состоянии алкогольного опьянения, в ходе ссоры с несовершеннолетним Ч.А. на почве личных неприязненных отношений, схватил рукой кухонный нож и, будучи в непосредственной близости от потерпевшего Ч.А., замахивался им на него, высказывая угрозы убийством, которые потерпевший воспринимал реально, испугавшись за свою жизнь.
Он же 11 марта 2007 года, примерно в 21 час 20 минут, находясь по адресу: г. Москва, улица Бирюлёвская, дом 52, корпус 1, квартира 59 в состоянии алкогольного опьянения, в ходе ссоры со своей бывшей женой - Ч.И. на почве личных неприязненных отношений, взял в руку кухонный нож, и, будучи в непосредственной близости от потерпевшей, замахивался им на неё, высказывая угрозы убийством, которые она воспринимала реально, испугавшись за свою жизнь.
Проверив материалы дела и обсудив доводы, изложенные в надзорной жалобе осужденного, президиум находит состоявшиеся судебные решения подлежащими изменению по следующим основаниям.
Суд правильно установил фактические обстоятельства дела, связанные с угрозами убийством в адрес потерпевших, обоснованно постановив обвинительный приговор по ст. 119 УК РФ в отношении Ч.
Виновность Ч. в совершенных преступлениях подтверждается совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в частности, последовательными показаниями потерпевших, показаниями свидетеля Г., которые полностью согласуются между собой и с другими материалами дела. Не доверять показаниям указанных лиц у суда оснований не имелось.
Довод Ч. об оговоре его потерпевшими и свидетелем с целью захвата его жилой площади был тщательно проверен судом апелляционной инстанции и обоснованно признан надуманным, а поэтому не заслуживающим внимания.
В связи с этим надзорная жалоба осужденного, поставившего вопрос о прекращении в отношении него уголовного преследования, несостоятельна и удовлетворению не подлежит.
Вместе с тем, в соответствии с положениями ст.ст. 6 и 60 УК РФ, лицу, признанному виновным в совершении преступления назначается справедливое наказание с учетом характера и степени общественной опасности содеянного, данных о его личности, смягчающих и отягчающих обстоятельств, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи. При этом по смыслу ст. 74 ч. 4 УК РФ, совершение условно осужденным в течение испытательного срока нового умышленного преступления небольшой тяжести необязательно влечет отмену условного осуждения. Вопрос об этом должен решаться судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств дела с надлежащей мотивировкой принятого решения.
Указанные требования закона при рассмотрении дела в отношении Ч. соблюдены не в полной мере, что привело к назначению виновному чрезмерно сурового наказания.
Хотя в приговорах мирового судьи и апелляционной инстанции содержатся формальные ссылки на характер и степень общественной опасности содеянного, а также на данные о личности виновного и наличие у него инвалидности, фактически эти обстоятельства при назначении наказания учтены не в полной мере, в частности, при решении вопроса об отмене условного осуждения и назначении окончательного наказания по совокупности приговоров.
Из материалов дела видно, что Ч. признан виновным в совершении двух преступлений небольшой тяжести, относящихся к формальным составам и не причинившим какого-либо существенного вреда потерпевшим. Преступления совершены на почве сложившихся между членами семьи сугубо личных и крайне неприязненных отношений.
Осужденный Ч. является инвалидом 1-ой группы. Согласно выписке из медицинской карты, у него ампутирована правая нижняя конечность на уровне верхней трети голени, а левая нижняя конечность - в пределах верхней трети бедра. Он передвигается самостоятельно на протезах с дополнительной опорой на трость.
Из характеристики с места жительства Ч. следует, что за время проживания жалоб и заявлений на него от соседей и других жильцов дома не поступало.
Отменяя условное осуждение Ч. по предыдущим приговорам от 6 октября 2006 года и 5 марта 2007 года, суд, вопреки требованиям закона, не указал, по каким именно основаниям он принял такое решение, т.е. никак его не мотивировал. Между тем, конкретные обстоятельства дела и приведенные выше данные о физическом состоянии виновного давали достаточные основания для сохранения условного осуждения и самостоятельного исполнения всех вынесенных в отношении Ч. приговоров.
При таких обстоятельствах президиум находит приговор суда несправедливым в связи с назначением осужденному чрезмерно строгого наказания по совокупности приговоров, что в соответствии со ст.ст. 409, 379 ч. 1 п. 4 УПК РФ является основанием для пересмотра судебных решений в порядке надзора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 407 и 408 УПК РФ, президиум постановил:
1. Надзорную жалобу осужденного Ч. оставить без удовлетворения.
2. Приговор мирового судьи судебного участка N 31 района "Бирюлево-Восточное" г. Москвы от 6 июля 2007 года, приговор Нагатинского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2007 года и кассационное определение судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 31 октября 2007 года в отношении Ч. изменить:
- исключить указание на отмену в порядке ст. 74 ч. 4 УК РФ условного осуждения по приговорам мирового судьи судебного участка района "Бирюлево-Восточное" г. Москвы от 6 октября 2006 года и от 5 марта 2007 года и указанные приговоры исполнять самостоятельно;
- исключить указание на назначение наказания по правилам ст. 70 УК РФ и окончательно считать осужденным Ч. за два преступления, предусмотренные ст. 119 УК РФ, с применением ст. 69 ч. 2 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы в колонии - поселении.
В остальном судебные решения по делу оставить без изменения, а надзорную жалобу осужденного Ч. - без удовлетворения.
В связи с полным отбытием назначенного наказания, Ч. из-под стражи немедленно освободить.
Председательствующий |
Е.Н. Колышницына |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Президиума Московского городского суда от 23 января 2009 г. N 44у-28/2009
Текст постановления официально опубликован не был