Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 марта 2008 г. N КА-А40/1608-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2008 г.
ООО "Рус-НВ" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России N 36 по г. Москве, выразившихся в отказе в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 8529 рублей.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17 сентября 2007 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2007 года, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ИФНС России N 36 по г. Москве просит отменить решение и постановление, поскольку они приняты незаконно и необоснованно.
Налоговый орган ссылается на неправомерность применения судами норм статьи 78 НК РФ к отношениям по зачету либо возврату излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование, различие правовой природы страховых взносов и налоговых платежей. Также указал, что Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не определен орган государственной власти, уполномоченный производить зачет (возврат) излишне уплаченных страховых взносов, не предусмотрен соответствующий порядок.
В судебном заседании представитель ИФНС России N 36 по г. Москве поддержал доводы и требования кассационной жалобы, а представитель ООО "Рус-НВ" возражал против ее удовлетворения.
Проверив правильность применения арбитражными судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Арбитражные суды установили, что 15 февраля 2007 года ООО "Рус-НВ" платежным поручением N 14 ошибочно перечисли страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии за январь 2007 года в сумме 8529 рублей на КБК 18210202030061000160 вместо КБК 18210202010061000160.
26 апреля 2007 года заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о возврате спорной суммы на расчетный счет. Налоговый орган письмом N 09-32/33858@ отказал в возврате денежных средств по мотивам отсутствия правовых оснований для зачета (возврата) излишне уплаченных взносов, зачисляемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды правомерно пришли к выводу, что в соответствии со статьей 78 НК РФ обязанность по проведению зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, а также пеней возложена на налоговые органы.
В силу пункта 1 статьи 13 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.
Согласно пункту 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2004 года N 116 (далее - Порядок), возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате, распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений плательщику.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду Приказ Министерства финансов Российской Федерации РФ от 16 декабря 2004 г. N 116н
В соответствии с пунктом 30 Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.
Согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (Приложение N 11.1 к Федеральному закону от 15 августа 1996 года N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23 декабря 2004 года N 174-ФЗ) администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, а также страховых взносов в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной и страховой частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В связи с изложенным вывод арбитражных судов о наличии у налогового органа права на осуществление зачета или возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является правильным.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются также законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
С учетом того, что Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" не регламентирован порядок возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов, ссылка арбитражных судов на положения статьи 78 является правомерной.
При таких обстоятельствах, обжалуемые решение и постановление приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права. Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Поэтому доводы кассационной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражными судами, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых решения и постановления, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 17 сентября 2007 года и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 декабря 2007 года N 09АП-15816/2007-АК по делу N А40-30240/07-143-149 оставить без изменения, а кассационную жалобу ИФНС России N 36 по г. Москве без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 марта 2008 г. N КА-А40/1608-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании