Постановление Московского городского суда от 24 ноября 2008 г. N 4а-3716/08
Заместитель председателя Московского городского суда Дмитриев А.Н.,
рассмотрев жалобу А.Э.К. на постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 04.02.2005 г. по делу об административном правонарушении, установил:
постановлением судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 04.02.2005 г. гражданин Республики Армения А.Э. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 КоАП РФ, и ему было назначено наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей с административным выдворением за пределы РФ.
В жалобе А.Э.К. просит об отмене судебного постановления.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению, а постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 04.02.2005 г. подлежащим отмене по следующим основаниям.
При подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении судья обязан произвести перечисленные в статье 29.1 КоАП РФ процессуальные действия в целях выполнения предусмотренных статьей 24.1 КоАП РФ задач всестороннего, полного, объективного и своевременного выяснения обстоятельств каждого дела, разрешения его в соответствии с законом, а также выявления причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Судья должен установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения, проверить полномочие должностного лица, составившего протокол, и сведения о лице, совершившим правонарушение, а также соблюдение порядка оформления протокола.
В соответствии ч. 2 ст. 23.3 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 08.12.2003 г. "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации") рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 18.8 КоАП РФ, от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, вправе начальники территориальных управлений (отделов) внутренних дел и приравненных к ним органов внутренних дел, их заместители, начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители, начальники линейных управлений (отделов, отделений) внутренних дел на транспорте, их заместители.
Согласно ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 18.8 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов, уполномоченных в области миграции населения.
Перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
Приказом Министерства Внутренних дел РФ от 21 августа 2002 г. N 803 "О должностных лицах системы Министерства Внутренних дел Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях и осуществлять административное задержание" утвержден перечень должностных лиц органов МВД РФ, наделенных правом составлять протоколы об административных правонарушениях.
Согласно п. 15 приложения N 1 к Приказу МВД России от 21.08.2002 г. N 803 правом составлять протоколы об административных правонарушениях по ст. 18.8-18.13 КоАП РФ наделены федеральные государственные служащие ФМС МВД России и подразделения по делам миграции МВД, ГУВД, УВД субъектов российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлял инспектор ПВО района "Сокол" г. Москвы, что является существенным нарушением закона, поскольку инспектор ПВО не входит в перечень должностных лиц, которым предоставлено право составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.8 КоАП РФ.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении события правонарушения не указаны, какие противоправные действия совершил А.Э., что является существенным нарушением закона (ст. 28.2 КоАП РФ), поскольку ущемляет права А.Э.К. на защиту.
Как следует из материалов дела, протокол об административном правонарушении составлен в отношении уроженца Республики Армения А.Э., судьей районного суда признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 18.8 КоАП РФ, А.Э., Более того, в материалах дела имеется копия паспорта, выданного на имя H.E., однако официального перевода материалы дела не содержат. Вместе с тем, с жалобой представлена копия паспорта с официальным переводом, согласно которому указанный гражданин является А.Э.К., 12.10.1968 г.р., гражданином Республики Армения.
При вынесении постановления по делу об административном правонарушении судья районного суда в нарушение ст. 24.1 КоАП РФ не установил личности лица, в отношении которого рассматривалось дело об административном правонарушении, не проверил в полном объеме обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ, изложенные в протоколе об административном правонарушении, материалах дела, применил закон, не подлежащий применению.
В том случае, когда протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом, либо когда протокол или другие материалы оформлены неправильно, материалы содержат существенные недостатки, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, судье на основании п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Судьей районного суда данные требования закона выполнены не были.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным и оно подлежит отмене. Вместе с тем, производство по делу подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения А.Э., к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.11 КоАП РФ, постановил:
постановление судьи Савеловского районного суда г. Москвы от 04.02.2005 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 18.8 КоАП РФ, в отношении А.Э. отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить по п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Заместитель председателя |
А.Н. Дмитриев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Московского городского суда от 24 ноября 2008 г. N 4а-3716/08
Текст постановления официально опубликован не был