Определение Московского городского суда от 2 июня 2010 г. по делу N 4г/6-2923
Судья Московского городского суда Курциньш С.Э.,
изучив надзорную жалобу К.З.И. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08.09.2009 г. и на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 17.12.2009 г. и материалы истребованного гражданского дела Замоскворецкого районного суда г. Москвы по иску К.З.И. к Пенсионному фонду РФ, Министерству здравоохранения и социального развития РФ, Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору о включении в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет период работы, назначении пенсии за выслугу лет, взыскании компенсации морального вреда, установил:
К.З.И. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на нарушение своих прав ответчиками, в результате которого ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет как федеральному государственному служащему.
Решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08.09.2009 г., которым в удовлетворении иска отказано, определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 17.12.2009 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе К.З.И. ставит вопрос об отмене принятых по делу судебных актов, просит удовлетворить ее требования.
Изучив доводы жалобы, материалы истребованного 21.04.2010 г. и поступившего 28.04.2010 г. гражданского дела, состоявшиеся судебные акты, оснований для передачи жалобы в суд надзорной инстанции в целях рассмотрения по существу не нахожу, нарушений требований ст. 387 ГПК РФ, предусматривающей отмену судебных постановлений в порядке надзора, не имеется.
Судебными инстанциями установлено и из материалов гражданского дела следует, что К.З.И. с июля 2006 г. замещала государственную должность советника Управления по вопросам государственной службы, кадровой политики и защиты государственной тайны центрального аппарата Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, от занимая которой 31.10.2008 г. освобождена в связи с сокращением должности государственной гражданской службы.
05.11.2008 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору направила в адрес Пенсионного фонда РФ представление о назначении пенсии за выслугу лет К.З.И., указав, что ее стаж государственной службы составляет 24 года; впоследствии в Пенсионный фонд РФ по их запросу направлялись дополнительные документы.
22.04.2009 г. Пенсионный фонд РФ, учитывая заключения Минздравсоцразвития, установил, что стаж государственной службы К.З.И. составляет 11 лет 10 месяцев, в связи с чем право на пенсию за выслугу лет у нее не возникло.
12.05.2009 г. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору направило в Пенсионный фонд РФ обращение с просьбой вернуть документы на назначение пенсии за выслугу лет К.З.И. в связи с отсутствием у нее необходимого стажа государственной службы, дающего право на назначение пенсии за выслугу лет.
Обращаясь в суд с иском, К.З.И. указывала, что спорные периоды необоснованно не включены в стаж государственной службы.
Оценив представленные доказательства, в том числе и объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для назначения истице пенсии за выслугу лет, который составляет менее 15 лет, в связи с чем иск удовлетворению не подлежит.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд кассационной инстанции, согласившись с выводами суда первой инстанции, оснований для его отмены не усмотрела.
Основания возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих предусмотрены Федеральным законом от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", ст. 2 (в редакции на день обращения с заявлением о назначении пенсии) которого к федеральным государственным служащим относит граждан, замещавших должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации".
В соответствии со ст. 7 вышеуказанного Закона пенсия за выслугу лет федеральным государственным служащим назначается при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет.
В силу ст. 19 в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации (в редакции на день обращения).
Во исполнение положений ст. 19 Закона Указом Президента РФ от 17.12.2002 г. N 1413 утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы), в которых включаются в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих.
В соответствии со ст. 19 Закона и Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2002 г. N 1413 Правительство Российской Федерации 15.09.2003 г. за N 570 приняло постановление "О порядке включения в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих периодов службы (работы) в государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации", согласно п. 3 которого Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих, порядок определения соответствия должностей, периоды службы (работы), в которых включаются в стаж государственной службы, категориям должностей, предусмотренным пунктами 10-15 перечня должностей, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 17.12.2002 г. N 1413, включая условия их замещения.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2004 г. N 312 утвержден Порядок подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы), в которых включаются в стаж государственной службы.
К.З.И. просила на основании п. 13 Указа Президента РФ от 17.12.2002 г. N 1413 включить в стаж государственной службы следующие периоды:
- с 07.09.1976 г. по 10.04.1978 г., когда работала в должности инженера Государственного научно-исследовательского и проектного института "Гипроморнефть" государственного производственного объединения "Каспморнефть" Министерства нефтяной промышленности СССР,
- с 22.05.1978 г. по 25.10.1982 г., когда работала в должности инженера, инженера и инженера-экономиста Всесоюзного научно-исследовательского института организации, управления и экономики нефтегазовой промышленности "ВНИИОЭНГ" Министерства нефтяной промышленности СССР,
- с 27.10.1982 г. по 24.12.1985 г., когда работала в должности и.о. старшего научного сотрудника Всесоюзного научно-исследовательского и проектном институте по проблемам освоения ресурсов континентального шельфа "ВНИПИморнефтегаз" Министерства газовой промышленности СССР.
В силу п. 13 Указа в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, занимаемые на постоянной основе до 31.12.1991 г. включительно, в органах государственной власти и управления, а также в организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления.
Поскольку организации, в которых работала К.З.И. в период с 07.09.1976 г. по 10.04.1978 г., с 22.05.1978 г. по 25.10.1982 г., с 27.10.1982 г. по 24.12.1985 г., по своему организационно-правовому статусу не являлись органами государственного управления и не выполняли функции государственного управления, суд обоснованно не включил данные периоды в стаж государственной службы.
Кроме того, в соответствии с п. 8 Порядка подсчета и подтверждения стажа государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих и определения соответствия должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной службы (утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2004 г. N 312) периоды работы в научно-производственных, научно-исследовательских и иных научных объединениях, организациях, учреждениях не подлежат включению в периоды службы (работы), дающие право на получение пенсии за выслугу лет.
Довод надзорной жалобы о том, что Приказ Минздравсоцразвития РФ от 09.12.2004 г. N 312 имеет меньшую юридическую силу, чем Указ Президента РФ от 17.12.2002 г. N 1413, который такое исключение не содержит, не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов, поскольку и Приказ Минздравсоцразвития РФ, и Указ Президента РФ приняты в целях реализации ст. 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", при этом Приказ в установленном законом порядке оспорен не был, в связи с чем суд обосновано ссылался на его положения.
Утверждение заявителя о том, что научно-исследовательские институты входили в структуру Министерства нефти и газовой промышленности СССР вышеприведенные выводы суда не опровергает.
На основании п. 10 Указа Президента РФ от 17.12.2002 г. N 1413 К.З.И. также просила включить в стаж государственной службы периоды работы в Российской государственной нефтегазовой корпорации "Роснефтегаз" с 16.12.1991 г. по 26.05.1993 г. и в государственном предприятии "Роснефть" с 01.06.1993 г. по 29.09.1995 г.
Отказывая во включении обозначенных периодов, Пенсионный фонд РФ руководствовался заключением Минздравсоцразвития РФ, в соответствии с которым при решении вопроса о возможности включения в стаж спорных периодов необходимо руководствоваться п. 13 Указа Президента РФ от 17.12.2002 г. N 1413, согласно которому продолжительность включаемых в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет периодов ограничивается датой 31.12.1991 г., в связи с чем периоды работы К.З.И. в корпорации "Роснефтегаз" с 01.01.1992 г. по 26.05.1993 г. и на государственном предприятии "Роснефть" с 27.05.1993 г. по 29.09.1995 г. не могут быть включены в стаж государственной службы, учитываемый при назначении пенсии за выслугу лет.
Период работы в корпорации "Роснефтегаз" с 16.12.1991 г. по 31.12.1991 г. не может быть включен, поскольку из представленных документов не усматривается, что на корпорацию возлагались функции государственного управления.
С правовой позицией ответчиков согласились и судебные инстанции.
Выражая несогласии с судебными актами в данной части, заявитель жалобы указывает, что при разрешении требований о включении в стаж периодов работы в Российской государственной нефтегазовой корпорации "Роснефтегаз" и в государственном предприятии "Роснефть" суд необоснованно руководствовался п. 13 Указа Президента РФ от 17.12.2002 г. N 1413.
Данный довод не влечет отмену судебных актов, поскольку судом установлено и из материалов гражданского дела следует, что на указанные выше структуры функции государственного управления не возлагались, Российской государственной нефтегазовой корпорации "Роснефтегаз" действовала на основе самоуправления, самофинансирования и самоокупаемости, целью государственного предприятии "Роснефть" являлось среди прочих получение прибыли за счет эффективного использования собственности, находящейся в ведении Предприятия (п. 3.1 Устава - л.д. 184-193).
Утверждения заявителя жалобы о том, что на них были возложены функции государственного управления, опровергается Уставами организаций.
К.З.И. также просила включить в стаж государственной службы периоды работы в должности главного экономиста ОАО "НК Роснефть" с 29.09.1995 г. по 31.03.1999 г. и в должности ведущего инженера ОАО "АК Транснефть" на основании п. 15 Указа, в соответствии с которым в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным служащим для выполнения обязанностей по замещаемой государственной должности федеральной государственной службы, - в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Отказывая во включении этих периодов, Пенсионный фонд РФ исходил из п. 15 Перечня и п. 10 Порядка подсчета, в соответствии с которыми в стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются иные периоды службы (работы) лишь в том случае, когда опыт и знания, приобретенные на прежней работе, были необходимы для выполнения обязанностей по замещающейся должности федеральной государственной службы.
При рассмотрении документов К.З.И. было установлено, что ею замещались должности федеральной государственной службы в кадровых подразделениях, а работа в ОАО "НК Роснефть" и в ОАО "АК Транснефть" не была связана с кадровой.
Утверждение заявителя жалобы о том, что приобретенные в этот период профессиональные знания и опыт были использованы в дальнейшем при выполнении замещаемой государственной должности федеральной государственной службы являлось предметом проверки и исследования как судебных инстанций, так и Минздравсоцразвития, и Пенсионного Фонда РФ, которыми установлено, что опыт и знания, полученные К.З.И. в ОАО "НК Роснефть" и в ОАО "АК Транснефть" в области финансово-экономической деятельности, лишь использовались при выполнении обязанностей по государственным должностям, замещаемых ею в кадровом подразделении Ростехнадзора, а не являлись необходимыми знаниями.
Несогласие с данным выводом направлено на иную оценку доказательств и сделанных на их основе выводов суда, что в силу ст. 387 ГПК РФ не влечет отмену судебных актов.
Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении требований о включении в стаж периодов работы в ОАО "НК Роснефть" и ОАО "АК Транснефть" также исходили из того, что они не являются государственными организациями, между тем стаж государственной службы по своему характеру является специальным стажем работы, работы именно в государственных организациях.
Довод жалобы о том, что Пенсионный фонд РФ нарушил срок принятия решения по ее заявлению, выводы судебных инстанций не опровергает, и данное обстоятельство не является имеющим значение при рассмотрении настоящего спора.
Таким образом, оспариваемые заявителем судебные акты являются законными и обоснованными, постановлены в соответствии с нормами процессуального и материального права, регламентирующими спорное правоотношение. Материальный закон, подлежащий применению по данному делу, судом понят и истолкован правильно, вследствие чего сделан правильный вывод об отказе в удовлетворении заявленных требований. Выводы судебных инстанций не вступают в противоречие с вышеприведенными нормами закона.
Иных доводов о существенных нарушениях норм материального или процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, жалоба не содержит, оснований к отмене судебных актов нижестоящих судов по доводам надзорной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 383, 387 ГПК РФ, определил:
в передаче надзорной жалобы К.З.И. на решение Замоскворецкого районного суда г. Москвы от 08.09.2009 г. и на определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 17.12.2009 г. для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции отказать.
Судья Московского городского суда |
С.Э. Курциньш |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского городского суда от 2 июня 2010 г. по делу N 4г/6-2923
Текст определения официально опубликован не был