Определение Московского городского суда от 22 июня 2010 г. по делу N 4г/8-4549/10
Судья Московского городского суда Клюева А.И.,
рассмотрев надзорную жалобу представителя УСЗН района Дорогомилово г. Москвы по доверенности - А., поступившую в суд надзорной инстанции 17 мая 2010 года на решение Тверского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 13 апреля 2010 года по гражданскому делу по иску Ф. к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, УСЗН района Дорогомилово г. Москвы об обязании предоставить путевку, истребованному 19 мая 2010 года и поступившему в суд надзорной инстанции 3 июня 2010 года, установил:
Ф. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, УСЗН района Дорогомилово г. Москвы об обязании предоставить путевку за 2007 год в соответствии с законодательством о государственной помощи, взыскать компенсацию морального вреда, расходы на оплату услуг представителя и нотариальное оформление доверенности.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2009 года постановлено:
Обязать УСЗН района Дорогомилово г. Москвы предоставить Ф. путевку за 2007 год.
Взыскать с УСЗН района Дорогомилово г. Москвы в пользу Ф. расходы на оплату услуг представителя в размере 3 000 руб., расходы на нотариальное оформление доверенности в размере 500 рублей.
В остальной части иска - отказать.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 13 апреля 2010 года решение суда оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представитель УСЗН района Дорогомилово г. Москвы по доверенности - А. ставит вопрос об отмене данных судебных постановлений с вынесением по делу нового решения.
19 мая 2010 года судьей Московского городского суда дело истребовано в Московский городской суд.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела не допущено.
Оснований для передачи надзорной жалобы представителя УСЗН района Дорогомилово г. Москвы по доверенности - А. с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не имеется.
В соответствии с нормами действующего законодательства РФ на фонд социального страхования РФ возложена обязанность по организации санаторно-курортного лечения льготных категория граждан.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В силу ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Согласно ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг.
Таким образом, условия и порядок предоставления набора социальных услуг гражданам, имеющим права на их получение, прямо определены в Федеральном законе "О государственной социальной помощи", по смыслу положений которого лицо, имеющее право на получение социальных услуг в виде санаторно-курортного лечения и обратившееся за реализацией своего права, такое лечение должно предоставлять ежегодно.
Реализация права граждан на получение социальных услуг в зависимость от обеспечения этими социальными услугами других граждан данным Федеральным законом не ставится.
Отсутствие в бюджете ФСС РФ денежных средств, необходимых для обеспечения санаторно-курортным лечением всех нуждающихся в таком лечении граждан, в соответствии со ст. 55 Конституции Российской Федерации не может являться основанием для ограничения прав граждан, гарантированных им федеральным законом.
Поставив возможность удовлетворения потребности истицы в санаторно-курортном лечении в зависимость от реализации прав иных граждан, ответчик нарушил требования ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи", гарантирующей именно ежегодное предоставление набора социальных услуг без каких-либо дополнительных ограничений.
При реализации гражданами одинаковых по своей природе прав каких-либо преимуществ одних граждан перед другими изначально иметь место не может (ст.ст. 17, 19 Конституции Российской Федерации).
Согласно ст. 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" гражданин, имеющий право на получение социальных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, может отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 2 части 1 статьи 6.2 настоящего Федерального закона.
Заявление об отказе от получения социальных услуг на следующий год подается в срок до 1 октября текущего года.
Таким образом, Федеральный закон не налагает на граждан обязанность отказываться от набора социальных услуг в связи с отсутствием у ФСС РФ денежных средств, необходимых для предоставления таких социальных услуг.
С 1 января 2009 года полномочия по предоставлению бесплатных путевок на санаторно-курортное лечение федеральным льготникам, со сведениями о лицах, состоящих на учете по вопросу предоставления путевок, содержащих Ф.И.О. заявителя, год рождения, дату постановки на учет, переданы районным управлениям социальной защиты населения, в связи с чем суд обязал УСЗН района Дорогомилово г. Москвы предоставить Ф. путевку на санаторно-курортное лечение за 2007 год.
Также суд взыскал с ответчика в пользу истицы расходы на оплату услуг представителя и нотариальное оформление доверенности.
Оснований для иного вывода не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Доводы надзорной жалобы не свидетельствуют о наличии нарушений закона, которые могут повлечь отмену судебных постановлений, а равно требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381, 383 ГПК РФ, определил:
в передаче надзорной жалобы представителя УСЗН района Дорогомилово г. Москвы по доверенности - А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 8 декабря 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 13 апреля 2010 года с делом по иску Ф. к Государственному учреждению - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, УСЗН района Дорогомилово г. Москвы об обязании предоставить путевку - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского городского суда |
А.И. Клюева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского городского суда от 22 июня 2010 г. по делу N 4г/8-4549/10
Текст определения официально опубликован не был