Определение Московского городского суда от 27 июля 2010 г. по делу N 4г/8-5485
Судья Московского городского суда Клюева А.И.,
рассмотрев надзорную жалобу О.Н.И., О.М.Н., О.С.Е. и их представителя О.И.Н. по доверенности, поступившую 17 июня 2010 года на решение Тверского районного суда г. Москвы от 2 октября 2009 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 февраля 2010 года по гражданскому делу по заявлению О.Н.И., О.М.Н., О.С.Е. к Правительству г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда СЗАО г. Москвы о признании неправомерным решения комиссии по жилищным вопросам при Правительстве г. Москвы от 22 апреля 2009 г. о предоставлении на одного однокомнатной квартиры незаконным, признании предложения Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда СЗАО г. Москвы (заседание общественной комиссии по жилищным вопросам при префекте СЗАО г. Москвы от 8 апреля 2009 г.) об обеспечении О.Н.И. жилой площадью менее предусмотренной действующим законодательством - неправомерным, истребованному 23 июня 2010 года и поступившему в суд надзорной инстанции 14 июля 2010 года, установил:
О.Н.И., О.М.Н., О.С.Е. обратились в суд с заявлением к Правительству г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда СЗАО г. Москвы о признании неправомерным решения комиссии по жилищным вопросам при Правительстве г. Москвы от 22 апреля 2009 г. о предоставлении на одного однокомнатной квартиры незаконным, признании предложения Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда СЗАО г. Москвы (заседание общественной комиссии по жилищным вопросам при префекте СЗАО г. Москвы от 8 апреля 2009 г.) об обеспечении О.Н.И. жилой площадью менее предусмотренной действующим законодательством - неправомерным.
В обоснование своих требований заявители указали, что решением Тверского районного суда г. Москвы от 17 февраля 2009 г. удовлетворен иск Тверского межрайонного прокурора г. Москвы, обратившегося в интересах О.Н.И., О.М.Н., которым признан отказ комиссии по жилищным вопросам при Правительстве г. Москвы от 17 мая 2006 г. включить инвалида 2 группы ВОВ О.Н.И. в программу реализации жилой площади на 2006 г. - необоснованным, Правительство г. Москвы, Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обязаны рассмотреть вопрос об обеспечении жилым помещением семьи инвалида ВОВ 2 группы О.Н.И., в соответствии с действующим законодательством. На основании заключения комиссии по жилищным вопросам Правительства г. Москвы от 22 апреля 2009 г., О.Н.И. предоставлена однокомнатная квартира по договору социального найма. По мнению заявителей, указанное заключение Правительства г. Москвы противоречит Конституции РФ, Жилищному кодексу РФ, Федеральным законам РФ "О ветеранах", "О статусе военнослужащих".
Представитель заявителей в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал.
Представитель заинтересованных лиц: Правительства г. Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в судебное заседание явился, заявленные требования не признал.
Представитель заинтересованного лица Департамента жилищной политики и жилищного фонда СЗАО г. Москвы в судебное заседание не явился.
Решением Тверского районного г. Москвы от 2 октября 2009 г. в удовлетворении заявленных требований О.Н.И., О.М.Н., О.С.Е. - отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 февраля 2010 г. решение Тверского районного суда г. Москвы от 2 октября 2009 г. оставлено без изменения.
В надзорной жалобе О.Н.И., О.М.Н., О.С.Е. и их представитель О.И.Н. по доверенности просят отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение.
23 июня 2010 г. судьей Московского городского суда дело истребовано в Московский городской суд.
В соответствии со ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Таких нарушений судами при рассмотрении данного дела не допущено.
Оснований для передачи надзорной жалобы О.Н.И., О.М.Н., О.С.Е. и их представителя О.И.Н. по доверенности с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не имеется.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 23.2 Федерального закона РФ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан:
- инвалидов Великой Отечественной войны;
- участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- лиц, работавших в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также членов экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
- лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также членов семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.
В силу ст. 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", при принятии решений о предоставлении в пользование или об оказании помощи в приобретении в собственность жителями города Москвы жилых помещений уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы осуществляется проверка сведений о наличии у заявителя и членов семей иных жилых помещений (частей жилых помещений), в отношении которых они обладают самостоятельным правом пользования или правом собственности, а также о совершении ими действий, ухудшающих жилищные условия. В зависимости от результатов проверки принимается следующее решение: о снятии заявителя с жилищного учета или учета нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ; об изменении срока предоставления в пользование или приобретения в собственность с помощью города жилых помещений в порядке и основаниям, указанным в статье 10 настоящего Закона; о предоставлении в пользование или приобретении в собственность с помощью города жилых помещений в порядке, установленном настоящим Законом.
Согласно ст. 10 указанного Закона г. Москвы, к действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся вселение в жилое помещение иных лиц, а также отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Из материалов дела усматривается, что решением общественной комиссии по жилищным вопросам при Префекте Северо-Западного административного округа от 8 апреля 2009 г. рекомендовано предоставить О.Н.И. на одного однокомнатную квартиру и данный вопрос рассмотреть на заседании Комиссии по жилищным вопросам Правительства г. Москвы. Комиссия по жилищным вопросам Правительства г. Москвы рассмотрела на заседании жилищный вопрос семьи О.Н.И. и приняла решение, несмотря на ухудшение жилищных условий (согласно договора от 5 апреля 2008 г. О.М.Н., являясь собственником квартиры, расположенной по адресу: г. Москва, ул. Академика Бочвара, подарила квартиру сестре О.И.Н.), о предоставлении О.Н.И. одному однокомнатной квартиры по договору социального найма. О.Н.И. были предложены к осмотру три однокомнатных квартиры площадью 38,5 кв. м., 40,5 кв. м., 43,7 кв. м., согласие на которые он не дал.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Комиссия по жилищным вопросам при Правительстве г. Москвы 22 апреля 2009 г. приняла обоснованное решение о предоставлении О.Н.И. однокомнатной квартиры по договору социального найма. Оспариваемое решение принято компетентным органом, Комиссией по жилищным вопросам при Правительстве г. Москвы на основании и, в соответствии с положениями Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей г. Москвы на жилые помещения", Федерального закона "О ветеранах", а также Жилищного кодекса РФ.
Учитывая вышеизложенное, суд правомерно отказал О.Н.И., О.М.Н., О.С.Е. в удовлетворении заявленных требований.
Доводы надзорной жалобы о том, что О.Н.И. относится к категории лиц, на которую распространяется положения, установленные п. 8 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в соответствии с которыми заявителю должна быть предоставлена дополнительная площадь размером не менее 15 кв. м. и не более 25 кв. м., являются несостоятельными.
В соответствии с п. 8 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", офицеры в воинских званиях полковник, ему равном и выше, проходящие военную службу либо уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, а также командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетные звания Российской Федерации, военнослужащие - преподаватели военных образовательных учреждений профессионального образования, военных кафедр при государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, военнослужащие - научные работники, имеющие ученые степени и (или) ученые звания, имеют право на дополнительную общую площадь жилого помещения размером не менее 15 квадратных метров и не более 25 квадратных метров.
Между тем, доказательств того, что О.Н.И. относится к указанной категории лиц, последним представлено не было.
Доводы надзорной жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, при вынесении существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы надзорной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При данных обстоятельствах оснований для передачи надзорной жалобы О.Н.И., О.М.Н., О.С.Е. и их представителя О.И.Н. по доверенности, для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 Гражданского процессуального кодекса РФ, определил:
в передаче надзорной жалобы О.Н.И., О.М.Н., О.С.Е. и их представителя О.И.Н. по доверенности с делом по заявлению О.Н.И., О.М.Н., О.С.Е. к Правительству г. Москвы, Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Управлению Департамента жилищной политики и жилищного фонда СЗАО г. Москвы о признании неправомерным решения комиссии по жилищным вопросам при Правительстве г. Москвы от 22 апреля 2009 г. о предоставлении на одного однокомнатной квартиры незаконным, признании предложения Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда СЗАО г. Москвы (заседание общественной комиссии по жилищным вопросам при префекте СЗАО г. Москвы от 8 апреля 2009 г.) об обеспечении О.Н.И. жилой площадью менее предусмотренной действующим законодательством - неправомерным, рассмотренным 2 октября 2009 года Тверским районным судом г. Москвы, для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции - отказать.
Судья Московского городского суда |
А.И. Клюева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского городского суда от 27 июля 2010 г. по делу N 4г/8-5485
Текст определения официально опубликован не был