Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 апреля 2008 г. N КГ-А40/2650-08-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления оглашена 7 апреля 2008 г.
Открытое акционерное общество "Кировэнерго" (далее по тексту - ОАО "Кировэнерго" или истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Российской Федерации в лице Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Министерство или ответчик) о взыскании 676 474 рублей 48 копеек в порядке субсидиарной ответственности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 02.11.2006 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного указанное выше решение отменено, в удовлетворений исковых требований отказано в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда от 01.06.2007 N КГ-А40/4611-07, вышеуказанные судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При этом кассационная инстанция указала, что при новом рассмотрении дела суду необходимо было выяснить, какой орган в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, как главный распорядитель бюджетных средств, должен выступать в суде от имени Российской Федерации, проверить доводы ответчика о том, что ГУ "Подосиновская государственная сортоиспытательная станция" (далее - Станция или должник) отсутствовало в перечне учреждений, подведомственных Министерству.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 06.09.2007 к участию в деле привлечено Министерство финансов Российской Федерации (далее - Минфин) на правах представителя Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15.10.2007 исковые требования удовлетворены в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства 676 747 рублей 48 копеек. В иске к Минфину было отказано.
При этом суд первой инстанции установил, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Кировской области от 28.05.2004 по делу N А28-2487/04-76/22 со Станции в пользу ОАО "Кировэнерго" взыскано 704 686 рублей 06 копеек, что был выдан исполнительный лист от 29.06.2004, при этом Станция до предъявления исполнительного листа перечислила истцу 41 909 рублей 52 копейки в счет погашения задолженности в указанном выше размере.
19.06.2006 судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об окончании исполнительного производства, возбужденного в отношении Станции 29.05.2006, поскольку было установлено, что у должника отсутствуют денежные средства и имущество, на которые может быть обращено взыскание, при этом исполнительный лист был возвращен.
Поскольку Станция находилась на стадии ликвидации, лицевого счета у нее не было, денежные средства у нее отсутствовали, промежуточный баланс не составлялся, истец обратился в арбитражный суд с исковыми требованиями к собственнику имущества Станции - Российской Федерации в лице Минсельхоза о взыскании с ответчика в порядке субсидиарной ответственности в пользу истца задолженности в указанном выше размере.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции указал, что согласно пункту 5.12 Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 164, Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства, и реализацию возложенных на него функций, что в перечень федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.07.2006 N 1041-р входило Государственная комиссия Российской Федерации по испытанию и охране по испытанию и охране селекционных достижений (далее - Комиссия), при том, что согласно Уставу Станции учреждение находилось в ведении Комиссии, в связи с чем суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности требований, заявленных к Российской Федерации в лице Министерства.
Девятый арбитражный апелляционный суд, в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно проверив правомерность и обоснованность заявленных исковых требований по доводам апелляционной жалобы ответчика, согласился с выводами суда первой инстанции, оставив своим постановлением от 24.12.2007 решение суда первой инстанции без изменения.
Не согласившись с решением арбитражного суда первой инстанции от 15.10.2007 и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2007, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит арбитражный суд кассационной инстанции указанные судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель жалобы указывает, что суды неправильно применили нормы материального права, что выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу, что суды при принятии обжалуемых судебных актов неправомерно указали, что Станция находится в ведении Министерства.
В отзыве на кассационную жалобу ответчика ОАО "Кировэнерго" указывает на то, что обжалуемые судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем, просит арбитражный суд кассационной инстанции оставить жалобу Министерства без удовлетворения по доводам, изложенным в отзыве.
До рассмотрения кассационной жалобы ответчика по существу в суд кассационной инстанции поступило заявление ОАО "Кировэнерго" о замене стороны правопреемником в связи с реорганизацией ОАО "Кировэнерго" в форме присоединения к ОАО "МРСК Центра и Приволжья", которое было удовлетворено в заседании суда кассационной инстанции.
В судебном заседании представитель ответчика поддержала рассматриваемую кассационную жалобу по изложенным в ней доводам, представитель истца возражал против удовлетворения кассационной жалобы Министерства, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными по доводам, приведенным в отзыве.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, проверив в порядке статей 284, 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдения норм процессуального права при принятии обжалуемых решения и постановления, арбитражный суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что обжалуемые решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
В соответствии с положениями пункта 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества, а у ликвидируемого учреждения - денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого предприятия или учреждения.
Согласно пункта 1 статьи 399 названного Кодекса до предъявления требований к лицу, которое в соответствии с законом, иными правовыми актами или условиями обязательства несет ответственность дополнительно к ответственности другого лица, являющегося основным должником (субсидиарную ответственность), кредитор должен предъявить требование к основному должнику. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответ на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 17.04.2006 N 539-р, Приказами Министерства от 11.08.2006 N 227 и от 09.06.2006 N 164 следует, что Министерством была создана ликвидационная комиссия Станции, что истец обращался к последней с требованием о включении в реестр кредиторов ликвидируемого юридического лица, однако ликвидационная комиссия сообщила, что должник не ликвидирован, ликвидационные мероприятия не выполнены, денежные средства у Станции отсутствуют.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации" при определении надлежащего ответчика, несущего субсидиарную ответственность по обязательствам учреждения, судам следует исходить из того, что согласно пункту 2 статьи 120 Кодекса такую ответственность несет собственник имущества учреждения, то есть Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование соответственно. Разрешая такие споры, судам необходимо иметь в виду, что на основании пункта 10 статьи 158 БК РФ в суде по искам, предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию по обязательствам созданных ими учреждений, выступает от имени указанных публично-правовых образований главный распорядитель средств соответствующего бюджета, который определяется по правилам пункта 1 указанной статьи БК РФ.
Согласно пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главными распорядителями средств федерального бюджета являются органы государственной власти Российской Федерации, имеющие право распределять средства федерального бюджета.
В связи с изложенным, с учетом того, что имущество Станции находится в федеральной собственности, что должник находится в ведении Комиссии, которая входит в перечень учреждений, находящихся в ведении Министерства, кассационная инстанция полагает, что суды на основе всестороннего и объективного исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств в их совокупности и взаимной связи, установления обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения настоящего спора, при правильном применении норм материального права и соблюдении норм процессуального права, пришли к правомерному выводу об обоснованности исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства.
Доводы кассационной жалобы ответчика направлены исключительно на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что не входит в круг полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, перечисленных в статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем они подлежат отклонению как несостоятельные и необоснованные.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, обжалуемые постановление и решение являются законными и обоснованными и не имеется предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их отмены, в связи с чем кассационная жалоба Министерства не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение от 15.10.2007 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 24.12.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-52091/06-102-434 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Заменить истца - ОАО "Кировэнерго" на Открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания "Центра и Приволжья".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 апреля 2008 г. N КГ-А40/2650-08-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании