Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 6 мая 2008 г. N КА-А40/3542-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 апреля 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "Спецметаллопрокат-Беларусь" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции ФНС России N 20 по г. Москве о возврате излишне взысканного налога.
Решением от 22.11.2007 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 05.03.2008 Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
При этом суды исходили из того, что решения Инспекции в том числе и о доначисления налога на добавленную стоимость в размере 3 588 078 рублей, а также действия по списанию НДС были признаны судом недействительными, при этом отсутствовали доказательства наличия у заявителя недоимки, в связи с чем взысканные налоговым органом денежные средства инкассовым поручением от 16.02.2007 N 158 подлежат возврату как незаконно взысканные.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции ФНС России N 20, в которой налоговый орган ссылался на вынесение им 25.05.2007 решения о возврате налогоплательщику НДС в сумме 2 823 789,07 руб., возврат указанной суммы налога 31.05.2007 органом федерального казначейства, сторнировании 23.08.2007 суммы доначисленного налога в размере 3 588 078 руб., что было отражено в карточке лицевого счета, непредставление Обществом в налоговый орган заявления с указанием расчетного счета, на который необходимо перечислить сумму налога, либо указанием о зачете в счет предстоящих платежей по налогам.
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 18.08.2006 Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по налоговой ставке 0 процентов за июль 2006 года, а также документы в соответствии с п. 2 раздела II Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Приложение к Соглашению от 15.09.2004 между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг").
По результатам камеральной налоговой проверки данных документов Инспекцией были приняты решение от 18.11.2006 N 600 об отказе в возмещении НДС за июль 2006 года, согласно которому Обществу отказано в применении налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 19 933 768 руб. за июль 2006 г., отказано в возмещении сумм НДС в размере 2 829 482 руб., доначислен налог в размере 3 588 078 руб. и решение от 18.11.2006 N 600/1 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявитель привлечен к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 717 617 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 13.02.2007 по делу N А40-79357/06-87-459 признаны недействительными решения Инспекции от 18.11.2006 N 600 в части отказа Обществу в применении налоговой ставки 0 процентов по операциям при реализации товаров (работ, услуг) в сумме 19 933 768 руб. за июль 2006 года, отказа в возмещении НДС по экспортным операциям за июль 2006 года в сумме 2 823 789,07 руб., а также доначисления НДС в размере 3 588 078 руб., и решение N 600/1 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, на Инспекцию возложена обязанность возместить Обществу НДС по налоговой декларации за июль 2006 года в размере 2 823 789,07 руб. путем возврата на расчетный счет. Постановлением от 07.05.2007 Девятого арбитражного апелляционного суда данное решение оставлено без изменения.
Между тем, Инспекцией 16.02.2007 было направлено в банк заявителя инкассовое поручение N 158 на безакцептное списание 3 571 772 руб. - начисленного НДС по решению от 18.11.2006 N 600 (3 588 078 рублей по решению и 16 306 руб. - вычеты по налоговой декларации за сентябрь 2006 года).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 15.05.2007 по делу N А40-7526/07-90-20, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2007, действия Инспекции по безакцептному списанию со счета заявителя НДС в сумме 3 571 772 руб., начисленного по решению от 18.11.2006 N 600, признаны судом незаконными.
В силу ст. 69 АПК РФ перечисленные судебные акты имеют преюдициальное значение для настоящего дела.
Судом первой инстанции установлено, что сумма налога, списанная со счета заявителя, налоговым органом не возвращена.
Ссылка Инспекции на вынесение им 25.05.2007 решения о возврате налогоплательщику НДС в сумме 2 823 789,07 руб. и возврат указанной суммы налога 31.05.2007 органом федерального казначейства является несостоятельной, так как обстоятельства возврата НДС в размере 2 823 789,07 руб. не оспариваются налогоплательщиком в рамках данного дела и не являлись предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций.
Довод налогового органа о сторнировании 23.08.2007 суммы доначисленного налога в размере 3 588 078 руб. обоснованно не принят во внимание судом апелляционной инстанции.
Согласно материалам дела Инспекцией был произведен перерасчет суммы налогов в размере 3 571 772 руб., сальдо по предстоящим платежам в бюджет уменьшено налогоплательщику на указанную сумму, то есть произведено сторнирование (протокол судебного заседания от 28.02.2008 л.д. 83).
Произведенное налоговым органом сторнирование на стадии апелляционного обжалования решения суда не могло препятствовать налогоплательщику воспользоваться своим правом, предусмотренным ст. 79 НК РФ, на возврат сумм излишне взысканного налога с учетом признания судом действий Инспекции по безакцептному списанию с Общества суммы НДС в размере 3 571 772 руб. незаконными.
При этом иных, предусмотренных действующими нормативными правовыми актами, действий по возврату налога Инспекцией не произведено.
Довод налогового органа о непредставлении Обществом в налоговый орган заявления с указанием расчетного счета, на который необходимо перечислить сумму налога, либо с указанием о зачете в счет предстоящих платежей по налогам, противоречит налоговому законодательству.
В соответствии с п. 3 ст. 79 НК РФ заявление о возврате суммы излишне взысканного налога может быть подано налогоплательщиком в налоговый орган в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога, или со дня вступления в силу решения суда. Исковое заявление в суд может быть подано в течение трех лет считая со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.
Заявление о возврате излишне взысканного налога подано в Арбитражный суд г. Москвы 24.09.2007 года.
Кроме того, Инспекцией не представлено доказательств, что у налогового органа отсутствовала информация о расчетном счете заявителя.
Между тем, 18.02.2007 Инспекцией было направлено в банк инкассовое поручение о безакцептном списании указанной суммы НДС с расчетного счета налогоплательщика.
Заявлений при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций об отсутствии данных у налогового органа о расчетном счете Общества от Инспекции не поступало.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов установлены имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применены ст. 78, 79 НК РФ, ст. 69 АПК РФ в связи с чем оснований для переоценки обстоятельств, оцененных судами первой и апелляционной инстанций, и отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 284-287, 289 АПК РФ, постановил:
решение от 22 ноября 2007 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 5 марта 2008 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-49012/07-112-273 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 20 по г. Москве без удовлетворения.
Взыскать с Инспекции ФНС России N 20 по г. Москве в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 6 мая 2008 г. N КА-А40/3542-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании