Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 мая 2008 г. N КА-А40/3753-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 апреля 2008 г.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная транспортная компания "Россия" (далее - ФГУП "ГТК "Россия"), являющееся правопреемником ФГУАП "Пулково", обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 (далее - Налоговой инспекции) о признании недействительным решения от 05.05.07 г. N 172 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)" и об обязании возвратить сумму переплаты пени по НДС в размере 2 774 941 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.11.07 г., оставленным без изменения постановлением от 06.02.08 г. Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные ФГУП "ГТК "Россия" требования удовлетворены.
При этом судебные инстанции пришли к выводу о том, что обжалуемый акт Налоговой инспекции является неправомерным, поскольку мотивы отказа в возврате излишне зачтенных пеней, приведенные в решении налогового органа, не основаны на законе и фактических обстоятельствах дела.
Законность принятых решения и постановления проверяется в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с кассационной жалобой налогового органа, в которой ставится вопрос об их отмене как принятых с нарушением норм материального права, несоответствием выводов обстоятельствам дела.
В обоснование чего приводятся доводы о том, что судом не учтено, что пени по НДС были начислены налоговым органом по всем эпизодам решения по выездной налоговой проверке от 16.12.05 г. N 57-13/426, в том числе по эпизодам, которые налогоплательщиком не обжаловались.
Налоговая инспекция считает необоснованной ссылку суда на судебные акты по делу N 18864/2006, так как в указанном деле рассматривался вопрос о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по решению от 16.12.05 г. N 57-13/426, а не вопрос правомерности начисления пени.
В связи с тем, что налогоплательщиком не обжаловались пункты 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.8 решения от 16.12.05 г. N 57-13/426 и данные пункты не были признаны недействительными, то Налоговая инспекция заявляет довод о том, что сумма пени по доначислениям НДС по данным эпизодам не может быть изменена.
В судебном заседании представитель Налоговой инспекции доводы кассационной жалобы поддержал, представитель заявителя приводил возражения относительно них по основаниям, содержащимся в судебных актах и отзыве на кассационную жалобу, в котором выражает несогласие с доводами налогового органа, считая их необоснованными, просит оставить решение и постановление судебных инстанций без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, выслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
В силу пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы обязаны, в том числе осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлен порядок возврата излишне уплаченного налога, сбора и пеней.
Суд установил, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда г. Москвы от 30.06.06 г. по делу N А40-75008/05-140-487 решение Налоговой инспекции от 16.11.05 г. N 57-13/426, вынесенное по результатам проведения выездной налоговой проверки заявителя за 2002-2004 г.г., признано недействительным в части доначисления налога на прибыль в сумме 46 890 465 руб. и соответствующей суммы штрафа в размере 9 378 093 руб., доначисления НДС в сумме 151 178 814 руб. и соответствующей суммы штрафа в размере 30 235 763 руб., доначисление налога на имущество в сумме 3 221 142 руб. и соответствующей суммы штрафа в размере 644 228 руб., доначисления налога на пользователей автодорог в сумме 1 199 040 руб. и соответствующей суммы штрафа в размере 239 808 руб., доначисление земельного налога в сумме 17 585 928 руб. и соответствующей суммы штрафа в размере 3 517 186 руб., доначисление НДФЛ в сумме 23 801 580 руб. и соответствующей суммы штрафа в размере 4 760 318 руб.
29.01.07 г. налоговым органом вынесено решение N 6385 о зачете имеющейся переплаты в сумме 2 774 941 руб. в уплату НДС.
Также судом установлено, что ФГУП "ГТК "Россия" обратилось в Налоговую инспекцию с заявлением от 22.05.07 г. N 2-82/385 о возврате переплаты по пени по налогу на добавленную стоимость, уплаченных в рамках исполнения названного решения от 16.11.05 г. N 57-13/426 налогового органа, в сумме 2 774 941 руб.
Рассмотрев данное заявление налогоплательщика, Налоговая инспекция вынесла оспариваемое решение от 05.05.07 г. N 172 "Об отказе в осуществлении зачета (возврата)".
Судом установлены обстоятельства, послужившие основанием для вынесения данного решения, выводы налогового органа признаны не основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Суд кассационной инстанции считает, что суд при рассмотрении спора правильно в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 65 и ч. 5 ст. 200 АПК РФ определил предмет доказывания по спору, установил обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследовал представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделал правильный вывод по делу.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом проверки суда первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка.
В кассационной жалобе приводится довод о том, что судом не учтено, что пени по НДС были начислены налоговым органом по всем эпизодам решения по выездной налоговой проверке от 16.12.05 г. N 57-13/426, в том числе по эпизодам, которые налогоплательщиком не обжаловались.
Суд, руководствуясь положениями ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывая правовую позицию, изложенную в Постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.01 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", обоснованно исходил из того, что по смыслу пункта 1 статьи 75 Кодекса пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, т.е. не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.
Суд указал, что в части доначисленных эпизодов, по которым решение Налоговой инспекции не было оспорено, у ФГУП "ГТК "Россия" имелась переплата по налогу, что установлено вступившими в законную силу судебными актами по делу N 18864/2006 Арбитражного суда г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Тринадцатого арбитражного апелляционного суда.
Таким образом, судом правомерно, на основании положений ст. 16, ч. 2 ст. 69 АПК РФ, учтено, что вступившим в законную силу судебным актом по названному делу установлен факт наличия переплаты по НДС за налоговые периоды, по которым с ФГУП "ГТК "Россия" взыскиваются налоговые санкции.
Не может служить основанием для отмены судебных актов и довод кассационной жалобы о необоснованности ссылки суда на судебные акты по делу N 18864/2006, поскольку в указанном деле рассматривался вопрос о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности по решению от 16.12.05 г. N 57-13/426, а не вопрос правомерности начисления пени.
Между тем, пеня как способ обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов носит компенсационный характер и является производной от основного обязательства.
Суд, учитывая производный от налога характер пеней, установив наличие у налогоплательщика переплаты налога, пришел к правильному выводу, что данное обстоятельство исключает начисление ему пеней.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, а направлены на переоценку установленных им обстоятельств, в силу чего не могут служить основанием для отмены судебных актов, принятых с правильным применением норм материального права и соответствующего фактическим обстоятельствам и материалам дела.
С Налоговой инспекции подлежит взысканию в федеральный бюджет государственная пошлина в сумме 1 000 руб. за подачу и рассмотрение ее кассационной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение от 26 ноября 2007 г. Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 6 февраля 2008 г. Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-41346/07-20-231 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 - без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 в доход федерального бюджета гос.пошлину за подачу кассационной жалобы в размере 1 000 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 мая 2008 г. N КА-А40/3753-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании