Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 мая 2008 г. N КА-А40/10403-07
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2008 г.
ЗАО "Интер РАО ЕЭС" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы (с учетом уточнения требований в порядке ст. 49 АПК РФ) с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 29.12.06 N 74 в части отказа в возмещении суммы НДС в размере 25 206 319 руб., об обязании налогового органа возместить указанную сумму НДС путем возврата на расчетный счет налогоплательщика.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 29.03.07 требования Общества удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.07 решение суда изменено. Суд апелляционной инстанции принял отказ Общества от требований о признании недействительным решения Инспекции от 20.09.06 N 74 и возмещения НДС в сумме 15 983 810,05 руб. по налоговой декларации за май 2006 года в части услуг ОАО "ФСК ЕЭС", прекратил производство по делу в указанной части.
В судебном заседании представителем Общества заявлено ходатайство о процессуальном правопреемстве в связи с прекращением деятельности в силу реорганизации в форме присоединения.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителей Общества, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах и в приобщенном к материалам дела отзыве на кассационную жалобу, рассмотрев дело в отсутствии третьего лица - ОАО "ФСК ЕЭС", извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания и ходатайствующего о рассмотрении дела в его отсутствии, проверив материалы дела, кассационная инстанция считает, что судебные акты подлежат отмене в части признания недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 20.09.06 N 74 в части отказа в возмещении НДС в размере 590 003,11 руб. по контрагентам ЗАО "Энерго Логистика", ООО "Лидинг", ООО "Стройресурс", ОАО "Тываэнерго" и обязании Инспекции возместить ЗАО "Интер РАО ЕЭС" НДС в сумме 590 003,11 руб.
Как установлено судебными инстанциями и следует из материалов дела, по результатам камеральной налоговой проверки налоговой декларации по НДС по налоговой ставке 0% за май 2006 г. налогоплательщику было отказано в подтверждении правомерности заявленных налоговых вычетов в отношении ЗАО "ЭнергоЛогистика", ООО "Лидинг", ООО "Стройресурс", ОАО "ФСК ЕЭС", ОАО "Тываэнерго", АО ОЭС "Грузросэнерго" на общую сумму 16 878 848 руб., а также по договору с ЗАО "Северо-Западная ТЭЦ" на предоставление права на приобретение электроэнергии в секторе свободной торговли на сумму 8 327471 руб.
Признавая недействительным решение Инспекции в части отказа Обществу в возмещении из бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного им таможенным брокерам: ЗАО "Энерго Логистика", ООО "Лидинг", ООО "Стройресурс", суды исходили из того, что услуги по таможенному оформлению электроэнергии на экспорт непосредственно не связаны с ее вывозом, сопровождением, транспортировкой и погрузкой. Поэтому на названные услуги не распространяются положения подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса. Аналогичные мотивы приведены судами в обоснование своей правовой позиции в отношении услуг по оптимизации электрических режимов.
Суд кассационной инстанции считает такой вывод ошибочным.
В силу пункта 1 статьи 164 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.06) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации:
1) товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса;
2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса.
Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, - сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории Российской Федерации или ввозимых на территорию Российской Федерации товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
Следовательно, по смыслу и буквальному содержанию подпункта 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса перечень подпадающих под его действие услуг не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению перевозочного процесса.
Основным содержательным критерием, позволяющим отнести услуги к облагаемым налоговой ставкой 0 процентов по налогу на добавленную стоимость, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
В соответствии со статьями 123, 124 Таможенного кодекса Российской Федерации перемещаемые через таможенную границу товары подлежат декларированию путем заявления таможенному органу в таможенной декларации или иным предусмотренным этим Кодексом способом сведений о товарах, их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 314 Таможенного кодекса Российской Федерации вывоз с таможенной территории Российской Федерации товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускается при условии последующего декларирования путем подачи таможенной декларации не позднее 20 числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем поставки товаров, и внесения таможенных платежей.
Таким образом, вывоз товаров, в том числе электроэнергии, за пределы таможенной территории Российской Федерации в таможенном режиме экспорта невозможен без осуществления процедуры декларирования. Названная процедура непосредственно связана с реализацией товара на экспорт и является обязательным условием легальности экспорта.
При этом для целей налогообложения не имеет правового значения до или после физического вывоза конкретного товара допускается или предписывается производить его декларирование по таможенным правилам.
По эпизоду связанному с услугами, оказанными Обществу ОАО "Тываэнерго" вывод судов о том, что названные услуги не связаны непосредственно с транспортировкой электроэнергии за пределы таможенной территории Российской Федерации и ее вывозом в таможенном режиме экспорта необоснован. В силу характера услуг они оказываются исключительно в отношении электроэнергии, реализуемой на экспорт.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 Кодекса обложение этих услуг налогом на добавленную стоимость должно производиться по налоговой ставке 0 процентов.
Собирания каких-либо доказательств по делу не требуется, в связи с чем кассационная инстанция считает необходимым, не направляя дело на новое рассмотрение, отменить судебные акты в указанной части, вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований Общества.
В части отклонения доводов Инспекции о неправомерности выступления ЗАО "Интер РАО ЕЭС" налоговым агентом АО ОЭС "Грузросэнерго", суд кассационной инстанции согласен с выводом судов о том, что АО ОЭС "Грузросэнерго" является иностранным юридическим лицом, которое имеет на территории РФ имущество, используемое для извлечения дохода. Согласно ст. 146 НК РФ услуги, оказываемые АО ОЭС "Грузросэнерго" с использованием названного имущества, подлежат обложению НДС на территории РФ. Таким образом, в силу ст. 161 НК РФ ЗАО "Интер РАО ЕЭС" при выплате дохода иностранному лицу, российская организация обязана исчислить, удержать и перечислить в бюджет НДС, т.е. обязана действовать в качестве налогового агента такого лица.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 284, 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд постановил:
произвести замену заявителя - ЗАО "Интер РАО ЕЭС" на правопреемника - ОАО "Интер РАО ЕЭС".
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.03.07 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.06.07 в части признания недействительным решения Межрегиональной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 от 20.09.06 N74 в части отказа в возмещении НДС в размере 590 003,11 руб. (по контрагентам ЗАО "Энерго Логистика", ООО "Лидинг", ООО "Стройресурс", ОАО "Тываэнерго") и обязании Инспекции возместить ЗАО "Интер РАО ЕЭС" НДС в сумме 590 003,11 руб. - отменить, в удовлетворении этих требований отказать.
В остальной части постановление Девятого арбитражного суда от 25.06.07 оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подп. 1 п. 1 ст.164 НК РФ.
По мнению налогового органа, услуги по таможенному оформлению электроэнергии на экспорт непосредственно не связаны с ее вывозом, сопровождением, транспортировкой и погрузкой, поэтому на них не распространяются положения подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Cуд пришел к выводу, что позиция налогового органа не соответствует нормам законодательства.
Суд отметил, что по смыслу и буквальному содержанию подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ перечень подпадающих под его действие услуг не является исчерпывающим и не ограничен только услугами по организации и осуществлению перевозочного процесса.
Основным содержательным критерием, позволяющим отнести услуги к услугам, облагаемым НДС по ставке 0 %, является их непосредственная связь с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта.
В силу п.п. 1 и 3 ст. 314 Таможенного кодекса РФ вывоз с таможенной территории РФ товаров, перемещаемых по линиям электропередачи, допускается при условии последующего декларирования. Таким образом, процедура декларирования связана с реализацией товара на экспорт и является обязательным условием легальности экспорта.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции жалобу налогоплательщика удовлетворил.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 мая 2008 г. N КА-А40/10403-07
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании