Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 мая 2008 г. N КГ-А40/13664-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2008 г.
Департамент имущества города Москвы (далее - ДигМ) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Главному управлению Федеральной регистрационной службы по Москве (далее - ГУФРС по Москве) о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество, расположенное по адресу: г. Москва, 2-й Котляковский пер., д. 12/5, стр. 5, общей площадью 240,3 кв.м., оформленного письмом от 16 марта 2006 г. N 05/002/2006-570, обязании произвести соответствующие регистрационные действия.
Заявление мотивировано тем, что для государственной регистрации права собственности на указанный объект недвижимости регистрирующему органу были представлены все необходимые документы, однако регистрирующий орган отказал в государственной регистрации по основанию, предусмотренному абз. 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; отказ является незаконным, поскольку заявленный к регистрации объект относится к муниципальной собственности в силу Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1; здание внесено в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности г. Москвы.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21 июля 2006 г. по делу N А40-38492/06-149-229, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2006 г. N 09АП-12440/2006-АК заявление удовлетворено, при этом суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что в соответствии с положениями действующего законодательства, а также разъяснениями, приведенными в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 25.02.1998 г. документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности, а обоснованность включения объектов в соответствующий реестр проверяется судом при разрешении споров о праве.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу, что все документы, необходимые для регистрации права собственности заявителя на объект недвижимости были представлены ДИгМ, в связи с чем, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации его права собственности на спорный объект недвижимости.
В кассационной жалобе Управление ФРС по Москве просит суд отменить принятые по делу судебное решение и постановление и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В жалобе ответчик указывает на необоснованность внесения спорного здания в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности г. Москвы, поскольку на момент принятия Верховным Советом РФ Постановления N 3020-1 спорным объектом владело самостоятельное юридическое лицо - Автодормехбаза управления дорожного хозяйства и благоустройства Москворецкого района г. Москвы.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель заявителя просил суд кассационной инстанции отказать в удовлетворении жалобы ввиду необоснованности.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав участников процесса и проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Проанализировав обстоятельства дела в совокупности с исследованными доказательствами и положениями Приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1, ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8, суд кассационной инстанции подтверждает правильность выводов, положенных судом первой инстанции в основу обжалуемых судебных актов.
Судом достоверно установлено, что спорное здание находилось с 1970 г. на балансе государственного предприятия - Автодормехбаза управления дорожного хозяйства и благоустройства Москворецкого района г. Москвы. Несмотря на то, что указанное предприятие являлось самостоятельным юридическим лицом, все его имущество находилось в государственной собственности и было закреплено за указанным предприятием на праве полного хозяйственного ведения (п. 1 ст. 24 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР").
Таким образом, довод ответчика о том, что Приложение N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 неприменимо к спорным правоотношениям является несостоятельным, поскольку в п. 2 этого постановления прямо указывается на отнесение объектов государственной собственности, как-то предприятий бытового обслуживания населения, находящихся в ведении местной администрации и расположенных на территории соответствующих городов, к муниципальной собственности.
На этом основании суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций о том, что включение спорного имущества в реестр объектов недвижимости, находящихся в собственности г. Москвы, является надлежащим доказательством существования муниципальной собственности на это здание (исходя из указаний п. 3 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 февраля 1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Кроме того, обоснованность отнесения спорного здания к муниципальной собственности подтверждена Перечнем предприятий и учреждений городской муниципальной собственности, в котором есть указание на ГУП "Дирекция единого заказчика по капитальному ремонту и эксплуатации жилого фонда ЮАО г. Москвы" - балансодержателя спорного здания согласно распоряжению Префекта ЮАО г. Москвы от 7 октября 2000 г. N 01-41-800.
Исходя из указанных обстоятельств, подтвержденных представленными в материалы дела документами, суд считает правильным вывод суда первой и апелляционной инстанций об обоснованности требований ДИгМ, касающихся обязания ответчика осуществить государственную регистрацию заявленного объекта, поскольку правовых препятствий для этого не имеется.
Суд, оценив доводы, изложенные в кассационной жалобе, признает их несостоятельными.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, у суда кассационной инстанции отсутствуют предусмотренные ст. 288 АПК РФ основания для их отмены либо изменения.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 21 июля 2006 г. по делу N А40-38492/06-149-229 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 9 октября 2006 г. N 09АП-12440/2006-АК по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 мая 2008 г. N КГ-А40/13664-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Текст постановления в извлечениях и тезиса к нему опубликован в журнале "Судебно-арбитражная практика Московского региона. Вопросы правоприменения", 2009 г., N 2