Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 21 мая 2008 г. N КА-А40/4124-08
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2008 г.
Общество с ограниченной ответственностью "ОПК Сонар" (далее - ООО "ОПК Сонар") обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением признании недействительным требования Московской восточной таможни (далее - МВТ) от 174.08.2006 N 134.
Решением суда от 22 января 2008 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционной инстанции от 23 марта 2008 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "ОПК Сонар", не согласен с вынесенными судебными актами, считает незаконными и необоснованными в связи с тем, что при вынесении решения и постановления судами не выяснены в полном объеме обстоятельства, имеющие значение для дела, а также неправильно применены нормы материального права, а именно: не применен закон, подлежащий применению, применен закон, не подлежащий применению, и неправильно истолкован закон при рассмотрении дела. Заявитель кассационной жалобы просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять по делу новое решение. По мнению заявителя жалобы, предоставление тарифных преференций конкретному участнику внешнеторговой деятельности зависит от наличия у него на момент ввоза товара соответствующей лицензии, а также невыбранного остатка доли тарифной квоты, распределенной ему в установленном порядке. Факт признания отдельных лицензий недействительными не может являться основанием для возникновения у общества обязанности по уплате таможенных платежей по более высокой ставке и выставления соответствующих требований. Заявитель жалобы также указывает на допущенные нарушения положений статьи 10, части 1 статьи 71, части 4 статьи 170 и части 2 статьи 271 АПК РФ. Кроме того, заявитель считает, что в нарушение положения статьи 325 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) таможенным органом не принято и не доведено до сведения общества решение о классификации товара (изменении кода спорного товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности России; далее - ТН ВЭД).
В судебном заседании представитель ООО "ОПК Сонар" поддержал доводы и требования кассационной жалобы по мотивам, изложенным в ней.
В судебном заседании представитель таможенного органа, с доводами жалобы не согласился, ссылаясь на несостоятельность, изложенных в ней доводов и просил состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебных актов.
Из установленных судебными инстанциями фактических обстоятельств по делу усматривается, что ООО "ОПК Сонар" 2005-2006 годах ввезено на таможенную территорию Российской Федерации мясо - свинина мороженная в таможенном режиме "выпуск для внутреннего потребления", с применениями тарифных преференций в соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации от 25.01.1993 N 5003-I "О таможенном тарифе", Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 году". При декларировании указанных товаров к ГТД заявителем в обоснование применения пониженных ставок таможенных пошлин приложены разовые лицензия Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (МЭРТ РФ) выданные на основании Приказа Минэкономразвития от 31.07.2006 N 211.
Приказом МЭРТ РФ от 31.07.2006 N 211, выданные обществу признаны недействительными со дня выдачи в связи с превышением установленного объема ввоза, что послужило основанием для доначисления таможенных платежей и выставления Московской восточной таможней требования N 134 от 17.08.2006 г. об уплате таможенных платежей в сумме 8 907 687 руб. 59 коп., НДС - 958 607 руб. 75 коп., пени - 1 175 896 руб. 06 коп.
Полагая, что основания для доначисления таможенных платежей у налогового органа отсутствовали, поскольку ввоз на территорию Российской Федерации мясопродукции осуществлен и таможенные платежи уплачены в период действия лицензий, позволяющих воспользоваться преференциями.
Суд первой инстанции, при повторном рассмотрении апелляционный суд рассмотрев спор в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно, объективно исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, пришел к правильному выводу о соответствии оспариваемого требования закону.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-I "О таможенном тарифе" (далее - Закон) ставки ввозных таможенных пошлин определяются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона при осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу Российской Федерации в виде, в том числе, установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 36 Закона под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с таможенным тарифом Российской Федерации, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2004 N 879 "О регулировании импорта свинины в 2005 году" (далее - постановление N 879) утверждены пониженные ставки ввозных таможенных пошлин для данных товаров. Льготный импорт связан с выдачей импортерам лицензий МЭРТ РФ.
В соответствии с названным Постановлением, статьей 36 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", импорт мяса по пониженным льготным ставкам таможенной пошлины могли осуществлять только обладатели доли тарифной квоты.
Лицензии МЭРТ РФ выданы ООО "ОПК Сонар" с превышением предусмотренных постановлениями Правительства Российской Федерации объемов тарифных квот, в связи с чем указанные лицензии соответствующим Приказом признаны недействительными (полностью или частично) с момента их выдачи. Данные обстоятельства, а также количество мясопродукции, ввезенной с превышением причитающейся заявителю доли тарифной квоты заявителями не оспариваются. Поскольку такие квоты на момент выдачи спорных лицензий у ООО "ОПК Сонар" были исчерпаны, то и правовых оснований для их выдачи не имелось.
Приведенные фактические обстоятельства, а также статус спорной мясопродукции как фактически ввезенной с превышением причитающейся заявителю доли тарифной квоты, установлены судебными инстанциями и подтверждаются имеющимися в материалах дела выписками из федерального банка базы выданных лицензий (с указанием на владельца квоты, фактически завезенный объем свинины по каждой лицензии с последовательной выборкой общего объема квоты), а также сведениями, установленными по делу N А40-67218/06-144-229, рассмотренному ранее по заявлению общества о признании недействительным пункта 1 приказа МЭРТ РФ от 31.07.2006 N 211 во взаимосвязи с пунктами 113-122 приложения к этому приказу.
Довод общества о том, что на момент таможенного оформления товаров лицензии не были признаны недействительными в связи с чем нет оснований для доначисления таможенных пошлин, является несостоятельным.
По смыслу утвержденных постановлением N 879 изменений в ТН ВЭД пониженные ставки пошлины применяются при соблюдении условий, относящихся как к порядку ввоза товаров (наличие лицензии), так и к его объему (в пределах тарифной квоты). Несоблюдение хотя бы одного из указанных условий влечет невозможность взимания пошлины в пониженном размере.
В силу пункта 1 статьи 3 Закона ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Российской Федерации, видов сделок и других факторов, за исключением случаев, предусмотренных Законом.
Вывод о невозможности применения пониженных ставок таможенных пошлин по основаниям, не предусмотренным законом, подтверждается и положениями статьи 36 Закона, определяющими правовую природу и режим тарифных квот.
С учетом указанного обоснован вывод суда относительно правильности доначисления в соответствии со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом Российской Федерации, в связи с отсутствием на момент ввоза товара преференций. Применение пониженных ставок таможенной пошлины связывается законодателем с фактом ввоза товаров в объеме, не превышающем тарифную квоту.
Несостоятельны и обоснованно отклонены судебными инстанциями доводы заявителя о том, что на момент ввоза товара общество имело лицензии, а последующее признание их недействительными не влечет таких правовых последствий как доначисление таможенных платежей уплаченных в полном объеме. Как уже было отмечено основания для применения преференций в силу статьи 36 Закона, Постановления Правительства N 879 у ООО "ОПК Сонар" отсутствовали, соответственно отсутствовало право на применение льготных тарифов.
Противоречат установленным фактическим обстоятельствам по делу и подлежащим применению нормам материального права доводы заявителя кассационной жалобы об уплате таможенных платежей в полном объеме и в установленные сроки. ООО "ОПК СОНАР" уплатило таможенные платежи рассчитанные по преференциальным ставкам.
Выводы судебных инстанций о соответствии оспариваемого требования статье 350 ТК РФ основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
Судами при разрешении спора проверены правильность доначисления таможенных пошлин и подлежащих уплате пени.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов нет.
Доводы же кассационной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда, оценке доказательств, не могут служить основаниями для отмены обжалуемых судебных актов, т.к. они не опровергают правомерность выводов арбитражного суда и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального и процессуального права.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 января 2008 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23 марта 2008 г. N 09АП-2244/08-АК по делу N А40-60113/06-119-338 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 21 мая 2008 г. N КА-А40/4124-08
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании