Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 483530-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 8 февраля 2010 г. N Пр-322 и направлен на установление единого подхода к предоставлению услуг по обеспечению полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России в воздушном пространстве Российской Федерации, аэронавигационному обслуживанию их на аэродромах (посадочных площадках) и в аэропортах Российской Федерации, а также по взиманию сборов и применению тарифов при обеспечении полетов государственных воздушных судов (за исключением полетов, связанных с коммерческими воздушными перевозками).
В соответствии с пунктом 1 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов (организация и обслуживание воздушного движения, обеспечение авиационной электросвязи, предоставление аэронавигационной и метеорологической информации, поиск и спасание), предоставляемое на всех этапах полета воздушных судов, а также радио- и светотехническое, инженерно-авиационное, аэродромное, аварийно-спасательное и другое обеспечение полетов воздушных судов осуществляются на единообразных условиях с взиманием платы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В настоящее время законодательством Российской Федерации освобождены от аэронавигационных и аэропортовых сборов либо имеют право на безвозмездное использование воздушного пространства и аэродромов Российской Федерации МЧС России и ФСБ России. Внутренние войска МВД России имеют право на безвозмездное использование воздушного пространства и аэродромов Российской Федерации только в условиях чрезвычайных ситуаций и других чрезвычайных обстоятельств.
Таким образом, отсутствие правовой нормы о безвозмездном предоставлении Вооруженным Силам Российской Федерации, органом управления которыми является Минобороны России, услуг по обеспечению полетов воздушных судов возлагает на Минобороны России соответствующие обязанности по возмещению расходов организаций и предприятий гражданской авиации на оказание данных услуг и, следовательно, налагает ограничения на деятельность Минобороны России, осуществляемую в интересах обороны и безопасности государства. Аналогичные обязанности возложены на внутренние войска МВД России при выполнении их воздушными судами полетов с использованием гражданских аэродромов, а также полетов, выполняемых в отсутствие чрезвычайной ситуации и других чрезвычайных обстоятельств.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона "Об обороне" установлено, что законодательство Российской Федерации в области обороны основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и включает в себя федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы Российской Федерации в области обороны.
Таким образом, регулирование вопросов безвозмездного использования воздушного пространства и аэродромов Российской Федерации независимо от их принадлежности и предназначения воздушными судами Вооруженных Сил Российской Федерации должно осуществляться Федеральным законом "Об обороне", а в отношении воздушных судов внутренних войск МВД России - Федеральным законом "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации".
В связи с этим соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон "Об обороне", который дополняется статьей 10.2, и в Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации", который дополняется статьей 13.1.
Кроме того, в пункт 3 статьи 69 Воздушного кодекса Российской Федерации вносится изменение, согласно которому установление порядка возмещения расходов на аэронавигационное обслуживание и обеспечение полетов воздушных судов возлагается на Правительство Российской Федерации.
К услугам по обеспечению полетов относятся услуги, установленные федеральными авиационными правилами и иными нормативными правовыми актами специально уполномоченных органов в области гражданской, государственной и экспериментальной авиации, связанные с применением тарифов и взиманием сборов. В настоящее время перечень таких сборов и тарифов за предоставление услуг по обеспечению полетов воздушных судов, а также порядок их применения и формирования в области гражданской авиации определен приказом Минтранса России от 2 октября 2000 г. N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации".
В целях обеспечения реализации предусмотренных в законопроекте правовых норм и планирования необходимых бюджетных ассигнований предполагается утверждение Правительством Российской Федерации в 3-месячный срок со дня вступления в силу федерального закона порядка возмещения за счет средств федерального бюджета расходов организаций и предприятий гражданской авиации на оказание услуг, установленных данным федеральным законом.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" повлечет освобождение Минобороны России и МВД России от платы за услуги по обеспечению полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России в воздушном пространстве Российской Федерации и обслуживанию их на аэродромах (посадочных площадках) и в аэропортах Российской Федерации.
Стоимость предоставленных государственных услуг предприятиями и организациями гражданской авиации по обеспечению полетов воздушных судов Вооруженных Сил Российской Федерации и внутренних войск МВД России составляет:
Минобороны России:
в 2008 году -127328,7 тыс. рублей;
в 2009 году - 140871,1 тыс. рублей;
за 10 месяцев 2010 года - 66064 тыс. рублей;
внутренним войскам МВД России:
в 2008 году - 20350,9 тыс. рублей;
в 2009 году - 24152,0 тыс. рублей;
за 10 месяцев 2010 года - 22083,5 тыс. рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления и изменения иных актов федерального законодательства.
В связи с принятием данного федерального закона потребуется утверждение Правительством Российской Федерации в 3-месячный срок со дня его вступления в силу порядка возмещения за счет средств федерального бюджета расходов организаций и предприятий гражданской авиации на оказание услуг, установленных федеральным законом.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.