Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 475185-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства"
Досье на проект федерального закона
27 ноября 2009 г. в городе Рамбуйе от имени Правительства Российской Федерации было подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства.
Целью Соглашения является упрощение порядка пребывания и осуществления трудовой деятельности граждан Российской Федерации на территории Французской Республики и граждан Французской Республики на территории Российской Федерации.
Соглашение предусматривает ряд категорий граждан, на которых будет распространяться его действие, а также определяет объем предоставляемых им преференций.
При этом объем преференций дифференцирован в зависимости от категории лиц, на которых они будут распространены.
В частности, положениями Соглашения предусмотрены значительные упрощения порядка пребывания и осуществления трудовой деятельности на территориях государств Сторон для работников представительств/филиалов юридических лиц, руководителей предприятий, высококвалифицированных работников, работников предприятий, входящих в одну группу компаний (холдинг).
Характер преференций, предоставляемых данным категориям лиц, состоит в следующем:
отказ от применения в отношении граждан государств Сторон квот, ограничивающих трудовую деятельность в государствах Сторон;
отказ от оценки целесообразности привлечения и использования иностранных работников в отношении граждан государств Сторон, что в свою очередь позволяет им осуществлять трудовую деятельность на всей территории принимающего государства, кроме территорий с регламентированным режимом посещения;
возможность продления срока последующего пребывания с целью осуществления трудовой деятельности на срок до 3 лет без выезда с территории принимающего государства;
возможность получения медицинских документов в государстве постоянного проживания граждан на условиях взаимного признания, перечисленных в данном Соглашении;
освобождение от процедуры миграционного учета при перемещении по территории Российской Федерации на срок до 10 рабочих дней;
возможность оформления членам семей работников годовых многократных виз с возможностью их продления в течение срока действия трудового договора сопровождаемого ими лица.
Кроме того, в Соглашение включены положения, создающие возможность для осуществления трудовой деятельности в упрощенном порядке молодыми специалистами. К данной категории отнесены граждане государств Сторон в возрасте от 18 до 30 лет, которые отправляются на территорию государства другой Стороны для улучшения своих трудовых перспектив и углубления знаний общества принимающего государства благодаря приобретению опыта оплачиваемой работы у работодателя государства другой Стороны. Данным лицам бесплатно выдается виза, сроком действия до 1 года, дающая право на въезд и пребывание на территории государства другой Стороны с целью осуществления трудовой деятельности и возможностью последующего продления пребывания на срок заключенного трудового договора, но не более чем на 2 года с момента въезда.
Также граждане государств Сторон в возрасте от 18 до 30 лет могут воспользоваться правом въезда в государства Сторон в упрощенном порядке для проведения каникул до 4 месяцев с возможным последующим трудоустройством и продлением срока пребывания до 1 года.
Названные категории граждан государств Сторон в возрасте от 18 до 30 лет должны соответствовать ряду критериев, в том числе:
однократность использования имеющихся у них виз;
наличие финансовых средств, достаточных для возвращения с территории принимающего государства.
Кроме того, количество виз, выдаваемых на указанных условиях, составит не более 500 ежегодно.
Указанное Соглашение не имеет аналогов среди существующих международных договоров Российской Федерации. Ратификация данного международного договора будет существенным образом способствовать созданию благоприятных условий для французских инвесторов в Российской Федерации.
Компетентными органами, ответственными за реализацию настоящего Соглашения, являются Федеральная миграционная служба, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Соглашение содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством (статья 5 Соглашения). Данной статьей предусмотрено, что в отношении работников представительств/филиалов юридических лиц, руководителей предприятий, высококвалифицированных работников, работников предприятий, входящих в одну группу компаний (холдинг), Стороны отказываются от установления квот. Кроме того Российская Сторона не готовит заключение о целесообразности привлечения и использования иностранных работников названных категорий.
Данное положение не соответствует статье 18.1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", в соответствии с которой Правительство Российской Федерации ежегодно определяет потребность в привлечении иностранных работников, в том числе по приоритетным профессионально-квалификационным группам, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации, а также в целях оценки эффективности использования иностранной рабочей силы, а также пунктам 3 и 11 Правил определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2006 г. N 783.
Вместе с тем Соглашением предусмотрена возможность перемещения граждан государства одной Стороны по территории государства другой Стороны без осуществления формальностей, связанных с миграционным учетом, при условии, что срок нахождения в месте пребывания не превышает десяти рабочих дней (статья 12 Соглашения).
Данное положение не соответствует нормам пункта 3 статьи 20 Федерального закона от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", согласно которым уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания должно быть представлено в орган миграционного учета принимающей стороной не позднее 3 рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
Также Соглашение содержит положение о том, что дипломатические представительства или консульские учреждения государства одной Стороны бесплатно выдают гражданам государства другой Стороны многократную визу "каникулы - работа" сроком действия 4 месяца (пункт 2 статьи 8 Соглашения).
При этом в соответствии с пунктом 35 постановления Правительства Российской Федерации от 9 июня 2003 г. N 335 "Об утверждении положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы" обыкновенная рабочая виза выдается иностранному гражданину, въезжающему в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, на основании приглашения дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации на срок до 3 месяцев.
Расходы, связанные с реализацией положений настоящего Соглашения, будут покрываться за счет средств, предусмотренных на содержание ФМС России, Минздравсоцразвития России и МИД России. Реализация данного Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства"
Принятие Федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства"
Расходы, связанные с реализацией положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства, будут покрываться за счет средств, предусмотренных на содержание ФМС России, Минздравсоцразвития России и МИД России. Реализация данного Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.