Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 509349-5 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях""
Досье на проект федерального закона
Согласно ст. 1 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" банк - кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
Размещение денежных средств осуществляется банком путем предоставления кредитов.
Способом обеспечения исполнения заемщиком обязательств по кредиту чаще всего служит залог принадлежащего ему имущества.
В соответствии с частью 3. ст. 340 ГК РФ, абз. 2 ст. 69 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" ипотека здания или сооружения допускается только с одновременной ипотекой по тому же договору земельного участка, на котором находится это здание или сооружение, либо принадлежащего арендодателю права аренды земельного участка. Сделки, заключенные в нарушение данных требований, являются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ.
Частью 2 ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" предусмотрено, что государственное или муниципальное предприятие не вправе отдавать в залог принадлежащее ему недвижимое имущество без согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
В то же время часть 5 указанной статьи устанавливает, что государственное или муниципальное предприятие, являющееся арендатором земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, не вправе отдавать арендные права в залог.
При этом согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 22 от 29.04.2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением абз. 1 части 2 ст. 295 ГК РФ, а также с нарушением положений Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в частности частей 2, 4, 5 ст. 18, ст.ст. 22 - 24 данного Закона, являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица.
Таким образом, складывается парадоксальная ситуация, когда закон:
1) предусматривает возможность предоставления государственными и муниципальными предприятиями в залог недвижимого имущества с согласия собственника имущества данных предприятий;
2) устанавливает необходимость залога земельного участка, на котором расположено недвижимое имущество, одновременно с залогом данного недвижимого имущества;
3) но в то же время запрещает государственным и муниципальным предприятиям предоставлять в залог право аренды земельного участка даже с согласия собственника.
Указанные обстоятельства создают препятствия банкам в предоставлении кредитов государственным и муниципальным унитарным предприятиям под залог принадлежащего им недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, находящемся в аренде у данных предприятий.
В связи с изложенным, в целях обеспечения защиты прав и интересов кредиторов - региональных банков и заемщиков - государственных и муниципальных унитарных предприятий предлагается внести изменения в ст. 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" в части предоставления возможности государственным и муниципальным унитарным предприятиям отдавать в залог право аренды земельного участка, на котором находится принадлежащее им недвижимое имущество, с согласия собственника имущества государственного или муниципального предприятия.
Перечень законов и иных нормативных правовых актов, отмены, изменения, дополнения или принятия которых потребует принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Рассмотрение и принятие данного законопроекта не потребует принятия, отмены, изменения, дополнения или принятия других законов или нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных материальных и иных затрат.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.