Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 520878-5 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
В соответствии со статьей 133 Трудового Кодекса Российской Федерации минимальный размер оплаты труда не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 N 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 1 января 2009 года составляет 4 330 рублей, а величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации для трудоспособного населения в III квартале 2010 года составила 6 159 рублей (Постановление Правительства РФ от 16.12.2010 N 1020). Величина разрыва - 2 181 рублей.
Поставленная цель доведения минимального размера оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения к началу 2011 года, не только не достигнута, но мы имеем прямо противоположные результаты. Если в 2009 году минимальный размер оплаты труда составлял 78,7% от прожиточного минимума , то сейчас он составляет 70 %.
Согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и на плановый период до 2012 - 2013 годов, представленным Правительством Российской Федерации, увеличение минимального размера оплаты труда в этот период не предусмотрено. Вместе с тем, согласно тому же прогнозу, даже с учетом индексации, реальная заработная плата бюджетников за 2011 - 2013 гг. снизится на 2,5 - 4 процентов, ухудшится соотношение заработной платы бюджетников и в целом по экономике с 62,8% в 2008 г. до 55,6% - 55,9% в 2013 г., в тоже время прогнозируется рост индекса потребительских цен в среднем на 6%.
Из этого следует вывод, что доходы населения будут уменьшаться, а величина прожиточного минимума увеличиваться, а следовательно расти разрыв между минимальным размером оплаты труда и прожиточным минимумом. Учитывая, тот факт, что минимальный размер оплаты труда фактически приравнен к минимальной заработной плате, замораживание минимального размера оплаты труда приведет к резкому увеличению числа граждан проживающих за чертой бедности и в целом негативно скажется на уровне жизни граждан России.
Проектом Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" предлагается повысить минимальный размер оплаты труда с 1 марта 2011 года до 5 960 рублей в месяц, или 96,8% величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Такая мера, в первую очередь, позволит повысить доходы наименее обеспеченных работников и значительно снизить численность бедного населения среди работающих.
Нужно учитывать и тот момент, что минимальный размер оплаты труда применяется не только для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования.
Следовательно, значительное повышение минимального размера оплаты труда будет способствовать не только повышению минимальной заработной платы, но и росту фонда оплаты труда и соответствующих отчислений во внебюджетные фонды более быстрыми темпами, чем это предусматривается Правительством Российской Федерации, а следовательно - решению проблемы дефицита Пенсионного фонда РФ.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" не повлечет за собой необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда"
Законопроектом предлагается установить с 1 марта 2011 года величину минимального размера оплаты труда в размере 5 960 рублей в месяц, или на уровне 96,8% величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
В целях реализации законопроекта в федеральном бюджете необходимо предусмотреть дополнительные средства на повышение оплаты труда работников федеральных государственных учреждений в объеме 27,5 млрд. рублей в 2011 году, 50,2 млрд. рублей в 2012 году и 65,7 млрд. рублей в 2013 году.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.