Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В статье 29 Жилищного кодекса РФ (далее - Кодекс) определены последствия самовольного переустройства и (или) переоборудования жилого помещения.
Самовольными согласно части 1 статьи 29 Кодекса являются работы, проведенные при отсутствии предусмотренных статьей 26 Кодекса оснований или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.
В части 4 статьи 29 Кодекса предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г. "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2006 года" (Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007 N 1) разъяснено, что положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочия органа местного самоуправления, предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 26 - 28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольно выполненные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в существующем состоянии. Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, может быть признан судом неправомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.
Ранее на практике распространенной была ситуация, когда наниматели жилых помещений проводили перепланировки, как правило, не получая при этом согласие государственного органа на выполнение таких работ. Впоследствии, в результате обмена, для проведения которого не требовалось представление документов БТИ, гражданин, ставший нанимателем перепланированного жилого помещения, узнавал об этом тогда, когда решал приватизировать свою квартиру.
Данным законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" новой статьей, устанавливающей, что, предусмотренные Кодексом последствия самовольно произведенных перепланировок, не применяются в отношении лиц, которые произвели указанные перепланировки до введения в действие Кодекса (до 1 марта 2005 года), не нарушающие права и интересы других лиц.
В частности, предлагается закрепить норму о том, что лицо, самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение до 1 марта 2005 года может сохранить его в этом состоянии по решению органов местного самоуправления (в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органов государственной власти субъектов РФ), если этим не нарушаются права и законные интересы других граждан и не создается угроза их жизни и здоровью.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащего изменению в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не потребует принятия, признания утратившими силу, приостановления, изменения и дополнения в законодательные акты Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не предусматривает уменьшение или увеличение расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.