Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 394610-5 "О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)"
Досье на проект федерального закона
Конвенция об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенция N 187) принята 95-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда 15 июня 2006 г. в г. Женеве.
Конвенция для ее вступления в силу в Российской Федерации подлежит ратификации на основании пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", поскольку стороны при заключении условились о последующей ратификации.
В соответствии с положениями Конвенции N 187 каждое государство-член, ратифицирующее Конвенцию, в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве содействует созданию безопасной и здоровой производственной среды посредством разработки соответствующей национальной политики и создания необходимых органов управления, отвечающих за вопросы безопасности и гигиены труда.
Каждое государство-член разрабатывает, проводит, следит за выполнением, оценивает и периодически пересматривает национальную программу по безопасности и гигиене труда на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников.
Термин "безопасность и гигиена труда" по своей сути эквивалентен термину "охрана труда", применяемому в трудовом законодательстве Российской Федерации.
В соответствии со статьей 209 Трудового кодекса Российской Федерации охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В статье 210 Трудового кодекса Российской Федерации определены основные направления государственной политики в области охраны труда, к числу которых относятся:
обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
государственное управление охраной труда;
государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда и другие.
Существующая в Российской Федерации система управления охраной труда состоит из идентичных установленным Конвенцией N 187 элементов: Минздравсоцразвития России и органы по труду субъектов Российской Федерации, отвечающие за вопросы безопасности и гигиены труда, система федеральной инспекции труда (Роструд), а также национальный трехсторонний консультативный орган - Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 170-р в России реализуется Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 годы, основные положения которой в целом соответствуют требованиям Конвенции N 187. Главной целью данной Программы является защита здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - государства, работодателей и работников.
Конвенция N 187 не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, а также не нарушает международных обязательств по другим международным договорам, заключенным в рамках Международной организации труда.
Анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Конвенции N 187 показывает, что в российском законодательстве в полной мере реализуются положения и требования указанной Конвенции. Принятие положений Конвенции возможно без внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.
Ратификация Конвенции N 187 не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)"
Принятие проекта федерального закона "О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)" не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.