Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 394610-5 "О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 394610-5, внесенный Правительством Российской Федерации, предусматривает ратификацию Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187).
Конвенция N 187 была принята 95-й сессией Генеральной конференции Международной организации труда (МОТ) 15 июня 2006 г. в г. Женеве и вступила в силу 20.02.2009 г. На сегодняшний день она ратифицирована 15 странами - членами МОТ. Для ее вступления в силу в Российской Федерации указанная Конвенция подлежит ратификации на основании положений подпункта "б" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
Как отмечается в преамбуле Конвенции N 187, содействие безопасности и гигиене труда является частью разработанной МОТ Программы достойного труда для всех.
В соответствии с положениями статьи 2 Конвенции N 187 каждое государство - член МОТ, ратифицирующее Конвенцию, содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда в целях предупреждения случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний и гибели людей на производстве посредством разработки, на основе консультаций с наиболее представительными организациями работодателей и работников, национальной политики, национальной системы безопасности и гигиены труда и национальной программы по безопасности и гигиене труда. Конечной целью указанных мер является постепенное создание безопасной и здоровой производственной среды (п. 2 ст. 2 Конвенции).
В статье 3 Конвенции N 187, в частности, перечислены основные принципы национальной политики в области безопасности и гигиены труда и производственной среды: оценка профессиональных рисков или опасностей; борьба с профессиональными рисками или опасностями в месте их возникновения; развитие национальной культуры профилактики в области безопасности и гигиены труда, которая включает информацию, консультации и подготовку.
Перечень элементов национальной системы безопасности и гигиены труда приведен в статье 4 Конвенции N 187 и включает, в частности, следующие положения:
- законодательные и нормативные правовые акты, коллективные договоры и любые другие соответствующие акты по безопасности и гигиене труда;
- органы или ведомства, отвечающие за вопросы безопасности и гигиены труда, созданные в соответствии с национальными законодательством и практикой;
- механизмы для обеспечения соблюдения национальных законодательных и нормативных правовых актов, включая системы инспекции;
- меры, направленные на обеспечение сотрудничества на уровне предприятия между его руководством, работниками и их представителями в качестве основного элемента мер профилактики на производстве;
- национальный трехсторонний консультативный орган или органы, занимающиеся вопросами безопасности и гигиены труда;
- информационные и консультативные услуги по вопросам безопасности и гигиены труда;
- профессиональную подготовку по вопросам безопасности и гигиены труда;
- службы гигиены труда в соответствии с национальными законодательством и практикой;
- научно-исследовательские работы в области безопасности и гигиены труда;
- механизм, позволяющий осуществлять сбор и анализ данных о случаях производственного травматизма и профессиональных заболеваний, принимая во внимание соответствующие акты МОТ;
- положения, предусматривающие сотрудничество с соответствующими системами страхования или социального обеспечения, охватывающими случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
- вспомогательные механизмы, направленные на постепенное улучшение условий в области безопасности и гигиены труда на микропредприятиях, а также на малых и средних предприятиях и в неформальной экономике.
В Российской Федерации нормы, предусмотренные Конвенцией N 187, нашли отражение в Разделе ХХ "Охрана труда" Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) и ряде других нормативных правовых актов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "Разделе ХХ" следует читать "Разделе Х"
Употребляемому в Конвенции N 187 термину "безопасность и гигиена труда" в российском трудовом законодательстве соответствует термин "охрана труда", определение которого дано в статье 209 ТК РФ: это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Основные направления государственной политики в области охраны труда установлены в статье 210 ТК РФ:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;
- принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны труда, а также федеральных целевых, ведомственных целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- государственное управление охраной труда;
- государственный надзор и контроль за соблюдением государственных нормативных требований охраны труда;
- профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников;
- защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- организация государственной статистической отчетности об условиях труда, а также о производственном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;
- обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда и другие.
В Российской Федерации создана и развивается система управления охраной труда: Минздравсоцразвития России и органы по труду субъектов Российской Федерации, отвечающие за вопросы безопасности и гигиены труда, система федеральной инспекции труда (Роструд), а также национальный трехсторонний консультативный орган - Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений. Элементы этой системы аналогичны тем, что закреплены в Конвенции N 187.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 170-р в России реализуется Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 годы, нацеленная на защиту здоровья работника и обеспечение охраны труда путем внедрения системы управления профессиональными рисками на каждом рабочем месте и вовлечения в управление этими рисками основных сторон социального партнерства - государства, работодателей и работников.
Конвенция N 187 не противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права, а также не нарушает международных обязательств по другим международным договорам, заключенным в рамках Международной организации труда.
Анализ соответствия законодательства Российской Федерации положениям Конвенции N 187 показывает, что в российском законодательстве в полной мере реализуются положения и требования указанной Конвенции. Принятие положений Конвенции возможно без внесения изменений в действующие нормативные правовые акты.
Ратификация Конвенции N 187 не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению поддерживает концепцию данного законопроекта.
Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений сообщает о своем согласии с рассматриваемым законопроектом.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы в своем заключении сообщает, что по представленному проекту федерального закона замечаний не имеется.
Учитывая изложенное, Комитет по труду и социальной политике рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 394610-5 "О ратификации Конвенции об основах, содействующих безопасности и гигиене труда (Конвенции N 187)".
Председатель Комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.