Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 553342-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон от 17 декабря 1997 года N 149-ФЗ "О семеноводстве" в целом обеспечивает правовые условия осуществления деятельности по производству, заготовке, обработке, хранению, реализации, транспортировке и использованию семян сельскохозяйственных и лесных растений.
Однако, в связи с введением в действие главы 73 "Право на селекционное достижение" части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации и признанием утратившим силу Закона Российской Федерации "О селекционных достижениях", в настоящее время отсутствуют правовые основания для осуществления испытаний сортов растений (в том числе семян, используемых для воспроизводства сельскохозяйственных растений) на хозяйственную полезность.
Испытание сортов растений, являющихся селекционным достижением, на их хозяйственную полезность предусматривалось ранее Законом Российской Федерации от 9 июля 1993 года N 5351-1 "О селекционных достижениях" и осуществлялось в целях оценки вновь созданного, выведенного, выявленного сорта сельскохозяйственного растения на его продуктивность, устойчивость к неблагоприятным почвенно-климатическим условиям, болезням, вредителям и др.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер названного Закона следует читать как "6 августа 1993 г. N 5605-1"
Российская Федерация является уникальной страной по разнообразию почвенно-климатических условий, поэтому сорта растений, пригодные для возделывания в одной почвенно-климатической зоне, могут быть совсем непригодными для другой. Бесконтрольное производство и использование в агропромышленном комплексе России сортов сельскохозяйственных растений, не прошедших исследование по всему комплексу хозяйственно-ценных признаков таких, как урожайность, продуктивность, качество получаемой продукции и др., может привести к снижению урожайности основных сельскохозяйственных культур и качества производимой продукции, а также к завозу из-за рубежа генетически модифицированных продуктов питания.
Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2010 года N 120, в качестве неблагоприятного фактора, формирующего угрозу продовольственной безопасности России, называет сокращение национальных генетических ресурсов животных и растений и снижение конкурентоспособности отечественной продукции (пункты 9, 10).
Между тем, в мировой практике в целях выявления высокоурожайных и ценных по качествам сортов растений, приспособленных к местным природным условиям, проводятся испытания созданных, выведенных, выявленных сортов растений на их хозяйственную полезность. Например, в Германии, как и в ряде других европейских стран, допуск сортов к использованию в сельскохозяйственном производстве, как и защита (охрана) сортов, - дело государства.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве" разработан в целях устранения пробела в осуществлении государственной оценки хозяйственно-полезных признаков сортов растений, используемых в сельском хозяйстве, и возможности их воспроизводства в массовом масштабе в регионах Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О семеноводстве", касающиеся проведения испытаний сортов на их хозяйственную полезность. В этих целях вводятся понятия "хозяйственная полезность" и "испытание на хозяйственную полезность".
В связи с разграничением правового регулирования отношений в области защиты авторских и других исключительных прав в сфере селекционных достижений и правового регулирования в области семеноводства законопроектом уточняется понятие "оригинатор сорта сельскохозяйственного растения".
Законопроектом предлагается ввести понятия "сортовая экспертиза", "семенная экспертиза", "сортовой и семенной контроль", заменив ими понятия "сортовой контроль" и "семенной контроль".
Законопроектом предлагается исключить из Федерального закона понятие "Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию" и ввести понятие "Каталог сортов и гибридов растений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации", что также обусловлено необходимостью приведения Федерального закона в соответствие с законодательством Российской Федерации. Предлагается посвятить этому вопросу целую статью 4.1.
До введения в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации статья 3 ранее действовавшего Федерального закона от 6 августа 1993 года N 5605-1 "О селекционных достижениях" допускала включение в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, уже прошедших государственную регистрацию охраняемых селекционных достижений.
В настоящее время права автора и патентообладателя на селекционное достижение (в том числе на выведение семян сельскохозяйственных растений новых сортов) в полном объеме регулируются главой 73 Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно части 2 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать Гражданскому кодексу Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1414 Гражданского кодекса Российской Федерации государственная регистрация селекционного достижения осуществляется только в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, в связи с чем термин "Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию" утрачивает свое правовое значение, так как в него не включаются сведения о государственной регистрации объекта.
Законопроектом предлагается предусмотреть обязательное включение в Каталог сортов и гибридов растений, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, сортов и гибридов растений, используемых в сельскохозяйственном производстве и предназначенных для реализации на территории Российской Федерации, включая обязательное проведение их оценки на хозяйственную полезность.
Принятие указанного законопроекта позволит сохранить систему государственного сортоиспытания сельскохозяйственных растений и контроля за использованием в производственных масштабах вновь созданных, выведенных и выявленных сортов растений с учетом их хозяйственной полезности для сельского хозяйства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, так как в настоящее время функции по испытанию селекционных достижений на хозяйственную полезность осуществляет Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, которое является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по селекционным достижениям. Реализация указанных полномочий осуществляется Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в установленных Правительством Российской Федерации предельной численности и фонда оплаты труда работников центрального аппарата Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О семеноводстве" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.