Предрейсовые медицинские осмотры: прихоть или необходимость?
Безопасность дорожного движения начинается с водителя. Ни для кого не секрет, что на дорогах современной России постоянно возникают опасные ситуации, которые требуют от водителя полной концентрации внимания. Поэтому водитель должен быть здоровым, трезвым, вменяемым и дисциплинированным. Но статистика ГИБДД утверждает, что за шесть месяцев с начала 2010 года в Российской Федерации по вине водителей, находившихся за рулем в состоянии опьянения, произошло 4 679 дорожно-транспортных происшествия, в результате этих ДТП 666 человек погибли, а 6 873 получили ранения.
Ответственность водителей индивидуального транспорта за вождение в плохом самочувствии либо в состоянии алкогольного или наркотического опьянения лежит на них самих. А вот за выход в рейс водителей транспортных средств, принадлежащих организациям на праве собственности или аренды, несут ответственность работодатели.
Нормативное регулирование
Для целей контроля за состоянием здоровья водителей юридические лица всех форм собственности, в том числе бюджетные учреждения и индивидуальные предприниматели при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обязаны проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей вне зависимости от того, находятся транспортные средства в собственности организации или во временном пользовании на основании договора аренды (ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения)). Статьей 23 данного закона для медицинского обеспечения безопасности дорожного движения предусмотрено также проведение послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств.
Кроме этого, обязанность работодателя проводить предварительные (перед приемом на работу) и периодические медицинские осмотры водителей установлена положениями трудового законодательства (ст. 212, 213, 328 ТК РФ). Работника, не прошедшего в установленном порядке медицинский осмотр или не выполняющего рекомендации по результатам проведенных обследований, работодатель обязан не допускать к выполнению трудовых обязанностей и отстранить от работы (ст. 76 ТК РФ).
Согласно п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совмина - Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (в ред. от 19.04.2008), должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.
С 6 августа 2010 года вступил в силу Федеральный закон от 23.07.2010 N 169-ФЗ "О внесении изменения в ст. 19 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации". Статья 19 Закона о безопасности дорожного движения дополнена п. 2.1, запрещающим эксплуатацию транспортных средств лицами, находящимися в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Кроме этого, из КоАП РФ исключено примечание к ст. 27.12, которое устанавливало предельное содержание алкоголя в крови водителя - не более 0,3 промилле алкоголя. Теперь этого предела не будет. То есть при употреблении любой дозы спиртного водитель будет уже считаться нетрезвым.
Порядок и кратность проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также перечень вредных работ и вредных производственных факторов утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 16.08.2004 N 83 (в ред. Приказа Минздравсоцразвития РФ от 16.05.2005 N 338).
В Письме Роспотребнадзора от 13.01.2005 N 0100/63-05-32 разъяснено, что в части вопросов, не отраженных в Приказе Минздравсоцразвития N 83, подлежат применению и ранее принятые документы, например, Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90 "О порядке проведения предварительных и периодических медицинских осмотров и медицинских регламентах допуска к профессии", приложение 4 к которому применяется в части определения медицинских противопоказаний при допуске к работе с вредными факторами, приложение 1 - в части состава специалистов и объема лабораторных исследований, необходимых при проведении осмотров, а в приложении 5 утвержден список профессиональных заболеваний.
Также при организации и проведении периодических и предварительных медицинских осмотров следует руководствоваться Инструкцией о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденной приложением 9 к Приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств" (далее - Приказ N 555).
Для проведения медицинских осмотров водителей могут привлекаться как медицинские работники, состоящие в штате организации, так и медицинские работники учреждений здравоохранения на основе заключаемых договоров. В первом случае медработник должен иметь квалификацию врача, фельдшера или медицинской сестры, а также сертификат, подтверждающий обучение по программе подготовки проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 14.07.2003 N 308 "О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения".
Нужна ли лицензия?
На практике довольно часто возникает вопрос, нужно ли организации, занимающейся эксплуатацией транспорта, получать лицензию на проведение предрейсовых осмотров своих водителей. Однозначной точки зрения по этому вопросу нет, поэтому при проведении проверки нужно быть готовым к отстаиванию своей позиции в суде.
По мнению некоторых судов, иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности обязаны лишь те организации, для которых такая деятельность является основной (постановления ФАС ДО от 17.03.2009 N Ф03-185/2009, ФАС МО от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10 по делу N А40-80015/09-122-423, ФАС СКО от 05.08.2009 N А53-3470/2009). В своих решениях судьи ссылаются на Методические рекомендации, утвержденные Письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств", согласно которым осмотр могут проводить только медицинские работники, имеющие соответствующий сертификат, учреждения здравоохранения, имеющие лицензию.
Обязанность организации иметь лицензию на проведение предрейсового осмотра закреплена в Федеральном законе от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также в Положении о лицензировании медицинской деятельности, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30.
В соответствии с вышеназванными документами медицинская деятельность подлежит лицензированию, а проведение медицинских осмотров относится к медицинской деятельности. Ни в законе, ни в положении ничего не сказано о том, что медицинская деятельность, осуществляемая для собственных нужд организации, не подлежит лицензированию. В случае проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей организацией, не имеющей лицензии, эта организация может быть привлечена к административной ответственности по п. 2 ст. 14.1 КоАП РФ (Постановление ФАС СКО от 08.05.2007 по делу N Ф08-1326/2007-564А).
Периодичность и порядок медицинских осмотров
Периодичность медицинского освидетельствования водителей установлена приложением 2 к Приказу N 555. Водители автотранспортных средств категорий А, В, С, Д, Е, трамваев и троллейбусов, тракторов и самоходных машин проходят обязательный периодический медицинский осмотр раз в три года, однако в ряде случаев требуется проходить осмотр чаще:
- стажированные профессиональные перевозчики - инвалиды (проработавшие в данной профессии не менее трех лет) - один раз в год;
- лица, достигшие возраста 55 лет (мужчины) и 50 лет (женщины), - раз в два года;
- инвалиды ВОВ, другие инвалиды из числа военнослужащих, инвалиды труда - раз в два года.
Лица в возрасте до 21 года должны проходить ежегодные медицинские осмотры.
При наличии медицинских показаний, а также при индивидуальном подходе к допуску срок переосвидетельствования сокращается, но не менее чем до одного года; при индивидуальном подходе решение обязательно принимается комиссией с участием специалистов.
В случае сомнения в состоянии здоровья водителя администрация предприятия или сотрудник ГИБДД имеют право направить водителя в индивидуальном порядке на досрочное переосвидетельствование с обязательным указанием причин.
Предрейсовые медицинские осмотры необходимо проводить перед началом рабочей смены водителей в соответствии с Методическими рекомендациями Минздрава. Для их осуществления организация должна выделить специальное помещение, состоящее не менее чем из двух комнат (комната для проведения осмотров и комната для отбора биологических сред) и оснащенное:
1. Медицинской кушеткой.
2. Письменным столом, стульями, настольной лампой, шкафом для одежды, вешалкой для верхней одежды, напольным ковриком, сейфом.
3. Прибором для определения артериального давления (2 шт.), термометром (3 шт.), стетофонендоскопом (2 шт.).
4. Прибором для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе (2 шт.).
5. Алкометром (2 шт.), экспресс-тестами на алкоголь и наркотики (10 шт.).
6. Столиком для медицинского оборудования.
7. Шпателями медицинскими (10 шт.).
8. Сумкой с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи.
Кроме этого, помещение должно быть обеспечено отоплением, освещением, водоснабжением, оборудовано средствами связи, соответствовать санитарным нормам.
Во время осмотра медицинский работник выясняет общее самочувствие водителя, его походку, состояние кожи на предмет расчесов, инъекций и т.п., определяет состояние зрачков и их реакцию на свет, измеряет артериальное давление и частоту пульса. При этом учитывается принадлежность водителя к одной из групп риска, возраст, стаж работы по профессии, условия работы и характер производственных факторов.
При подозрении на наличие алкоголя и других психотропных веществ в организме водителя медицинский работник обязан провести контроль трезвости одним из официально признанных методов и при этом обязательно составить протокол утвержденной формы (приложение 3 к Методическим рекомендациям), в котором четко и конкретно заполнить каждый пункт, подробно описать поведение, психическое и функциональное состояние водителя.
Отстраняем водителя от работы
Если в ходе осмотра у водителя выявлены признаки временной нетрудоспособности, признаки воздействия лекарственных и иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность, проба на алкоголь, психотропные и наркотические вещества дала положительные результаты, то водитель не допускается к управлению транспортным средством.
Отстранение работника от работы по результатам предрейсового осмотра осуществляется в порядке, установленном ст. 76 ТК РФ. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до исчезновения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе.
В период отстранения от работы (недопущения к ней) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ или иными федеральными законами. Однако если работник не прошел обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр (обследование) не по своей вине, ему производится оплата за все время отстранения от работы как за простой.
Результаты проведенного предрейсового медицинского осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации или учреждения здравоохранения.
Журнал учета предрейсовых осмотров водителей и предсменных осмотров рабочих
Дата | N п/п | Фамилия, имя, отчество водителя | Табель | Жалобы | Температура тела | Артериальное давление | Проба на наличие алкоголя | Пульс | Причины направления к врачу | Подпись среднего медработника, инспектора |
При отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, употребления спиртных напитков, наркотических и психотропных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе. В этом случае в путевом листе ставится штамп "Прошел предрейсовый медицинский осмотр", указывается дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медработника, проводившего обследование.
В соответствии со ст. 185 ТК РФ на время прохождения медицинского осмотра (обследования) за работниками, обязанными проходить такой осмотр, сохраняется средний заработок по месту работы.
Медработник ежемесячно подводит итоги предрейсовых медицинских осмотров с анализом причин отстранения от работы водителей, и результаты доводит до сведения руководителя организации. Последний проверяет результаты осмотров и решает вопрос о применении к водителям, употребляющим алкоголь и наркотики, психотропные вещества, дисциплинарных взысканий (вплоть до расторжения трудового договора).
В дополнение к предрейсовым осмотрам в организации могут проводиться послерейсовые осмотры (особенно водителей группы риска). Частота их проведения и контингент для обследования определяются медицинским работником и устанавливаются работодателем.
На практике вопросы проведения осмотров водителей регламентируются таким локальным нормативным актом организации, как Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств или Инструкция о порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств. В помощь работодателям Минздрав и Минтранс разработали и рекомендовали для использования типовое положение (приложение 2 к Методическим рекомендациям), которое может быть использовано в качестве образца при разработке собственного положения или инструкции.
Так, Приказом ФПС РФ от 22.10.1995 N 492 введена в действие Инструкция о порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств ФПС России и органов пограничной службы РФ, цель которой - упорядочение контроля за водительским составом.
В соответствии с данной инструкцией медицинским осмотрам подлежат все водители органов пограничной службы РФ, назначенные для перевозки людей и грузов, а также в других случаях, по распоряжению командира воинской части.
Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся в медицинских подразделениях (учреждениях) медицинскими работниками (врачом или фельдшером) непосредственно перед выездом из парка. Водители автотранспортных средств воинских частей, не имеющих в штате медработников, осматриваются в медицинских пунктах, к которым они прикреплены на медицинское обеспечение. Порядок предрейсовых медосмотров в этих случаях определяется приказом командира воинской части. В подразделениях границы (пограничные заставы, пункты пропуска и др.), не имеющих в штате медицинского работника, осмотр водителей проводит и разрешение на выезд дает командир этого подразделения или лицо, его замещающее.
Предрейсовые медосмотры проводятся, как правило, утром, перед началом рабочего дня. Водители прибывают на медицинский осмотр организованно под руководством дежурного по подразделению или под командой старшего, назначенного из числа водителей. Если выезд в рейс запланирован на более позднее время, водители этих автотранспортных средств прибывают на медицинский осмотр непосредственно перед выездом из автопарка. Водители, направляемые на медосмотр, должны иметь при себе путевые листы.
Во время предрейсовых медицинских осмотров осуществляются следующие мероприятия:
- уточняется самочувствие путем опроса;
- проводится внешний осмотр;
- исследуются показания пульса, артериального давления, температуры тела.
При необходимости проводятся другие обследования.
После медицинского осмотра при отсутствии медицинских противопоказаний к управлению автотранспортным средством в путевых листах делается запись или ставится штамп "Медосмотр прошел, допущен к рейсу", указывается время осмотра, ставится подпись медицинского работника, производившего медосмотр.
При выявлении у водителей медицинских противопоказаний, препятствующих управлению автотранспортным средством, в путевых листах делается запись "К рейсу не допущен", указывается время медосмотра, ставится подпись медицинского работника.
Результаты медосмотров заносятся в книгу учета предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, которая находится и ведется в медицинских пунктах воинских частей, медицинских подразделениях (учреждениях) по установленной форме.
Данные предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств и достоверность подписей медработников в путевых листах ежемесячно анализируются начальником медицинской службы и докладываются командиру воинской части в рапорте о заболеваемости личного состава.
Подобная Инструкция о порядке проведения предрейсового медицинского осмотра водителей автотранспорта, средств аэродромной службы утверждена Приказом Росавиакосмоса от 15.08.2003 N 165.
Ответственность работодателя
Организация и проведение предрейсовых осмотров водителей относятся к мероприятиям по охране труда, невыполнение которых влечет ответственность должностных лиц работодателя согласно ст. 5.27 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.; юридических лиц - от 30 000 до 50 000 руб. или административного приостановления деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение правил охраны труда, которое повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или смерть человека, является уголовно наказуемым преступлением (ст. 143 УК РФ).
В.В. Аскарова,
эксперт журнала
"Отдел кадров бюджетного учреждения"
"Отдел кадров бюджетного учреждения", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"