Учет общехозяйственных расходов при отсутствии доходов
Рассмотрим вопрос признания в бухгалтерском учете и отражения в индивидуальной и сводной отчетности группы взаимосвязанных организаций общехозяйственных расходов, относимых учетной политикой к условно-постоянным расходам.
Порядок отражения общехозяйственных расходов (ОХР) детально рассмотрен в нормативных документах по бухгалтерскому учету, в частности в ПБУ 10/99, Инструкции по применению Плана счетов. На практике нередки ситуации, когда установленный порядок учета перестает быть однозначным исходя из требований, установленных ПБУ 1/2008 к учетной политике.
Ситуация. Организация "А" входит в группу взаимосвязанных организаций (группа). Корпоративной учетной политикой предусмотрено: деление затрат на производство на условно-переменные и условно-постоянные и формирование сокращенной себестоимости производимой продукции (работ, услуг); списание ОХР со счета 26 "Общехозяйственные расходы" в дебет счета 90 "Продажи", субсчет "Управленческие расходы".
На текущий момент у организации "А" нет заказчиков и, скорее всего, не будет в ближайшей перспективе. Такая ситуация сложилась в связи с тем, что в рамках группы изначально планировалось выполнение организацией "А" функций управляющей компании в отношении других обществ, также входящих в группу.
Организация "А" в течение отчетного года осуществляла расходы на оплату труда, уплачивала страховые взносы, производила расходы по аренде помещений, пользовалась информационными услугами сторонних организаций. К анализируемым расходам относятся затраты общехозяйственного характера, фактически произведенные организацией "А" в отсутствие ведения какой-либо предпринимательской деятельности. Прочие доходы организации "А" составляли банковские проценты, начисленные на остаток денежных средств на счете.
Бухгалтерский учет. Общехозяйственные расходы представляют расходы для целей управления, непосредственно не связанные с производственным процессом, они учитываются на одноименном счете 26. Аналитический учет по счету 26 ведется по каждой статье сметы затрат и местам возникновения затрат и др.
В зависимости от способа ведения учета, выбранного организацией в учетной политике, ОХР могут:
1. Формировать оценку незавершенного производства и выпущенной продукции (выполненных работ) (пример 1).
2. Признаваться как условно-постоянные расходы в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (пример 2).
Выбранный способ закрепляется в учетной политике организации.
При первом способе расходы, учтенные на счете 26, списываются в дебет счетов 20, 23 (если вспомогательные производства выпускали изделия, выполняли работы и оказывали услуги на сторону), 29 (если обслуживающие производства и хозяйства выполняли работы и услуги на сторону) и др.
В индивидуальной бухгалтерской отчетности (в отчете о прибылях и убытках) ОХР отражаются по статье "Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг" в составе полной себестоимости реализованной продукции (работ, услуг).
При втором способе расходы, учтенные на счете 26 в качестве условно-постоянных, могут списываться в дебет счета 90 на отдельный субсчет "Управленческие расходы".
Необходимо отметить, что в отличие от субсчетов 1 "Выручка", 2 "Себестоимость продаж", 3 "Налог на добавленную стоимость", 4 "Акцизы" и 9 "Прибыль/убыток от продаж" к счету 90 "Продажи", предусмотренных Планом счетов бухгалтерского учета, субсчета "Управленческие расходы" и "Коммерческие расходы" Планом счетов не предусмотрены.
Практика показывает, что организация, формирующая статьи "Коммерческие расходы" и "Управленческие расходы" в отчете о прибылях и убытках, предусматривает в рабочем плане счетов субсчета 5 "Коммерческие расходы по производственной деятельности", 6 "Коммерческие расходы по торговой деятельности" и 7 "Управленческие расходы".
Пример 1
В течение января 2010 г. на производство продукции были списаны материалы на сумму 100 000 руб., начислена заработная плата основным производственным рабочим в сумме 100 000 руб. и страховые взносы в социальные фонды в сумме 26 000 руб., начислена амортизация производственного оборудования в сумме 4 000 руб.
Общехозяйственные расходы данного месяца составила заработная плата директора организации в сумме 40 000 руб. и страховые взносы в сумме 10 400 руб. Начислена амортизация офисной мебели и оборудования в сумме 600 руб.
Остаток готовой продукции на 1 января 2010 г. отсутствовал. В течение месяца были начаты производством 10 единиц, завершены 9 единиц. Реализация готовой продукции в январе 2010 г. отсутствовала.
Учетной политикой организации предусмотрено формирование полной себестоимости готовой продукции.
Незавершенное производство (1 ед.) оценено в 28 100 руб. ((100 000 + 100 000 + 26 000 + 4 000 + 51 000) : 10 ед. х 1 ед.) и на 1 февраля 2010 г. составило сальдо по счету 20. В индивидуальной бухгалтерской отчетности организации (в отчете о прибылях и убытках) за январь 2010 г. не были признаны ни доходы (реализация отсутствует), ни расходы.
N п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
Д-т | К-т | |||
1 | Списаны материалы в производство | 100000 | ||
2 | Начислена заработная плата: | |||
2.1 | основным производственным рабочим | 100000 | ||
2.2 | руководителю организации | 40000 | ||
3 | Начислены страховые взносы на заработную плату: | |||
3.1 | основных производственных рабочих | 26000 | ||
3.2 | руководителя организации | 10400 | ||
4 | Начислена амортизация ОС: | |||
4.1 | производственных | 4000 | ||
4.2 | офисных | 600 | ||
5 | Списаны ОХР (40000 + 10400 + 600) | 51000 | ||
6 | Сформирована себестоимость произведенной за январь готовой продукции ((100000 + 100000 + 26000 + 4000 + 51000) : 10 ед. х 9 ед.) | 252900 |
Такой альтернативный порядок в части ведения бухгалтерского учета ОХР предусмотрен взаимосвязанными нормами последнего абзаца п. 9 ПБУ 10/99 и характеристикой счета 26, приведенной в Инструкции по применению Плана счетов. В индивидуальной бухгалтерской отчетности (в отчете о прибылях и убытках) списанные ОХР отражаются по статье "Управленческие расходы".
Изменится что-либо в учете, если у организации в текущем отчетном году нет и не ожидается производства продукции (работ, услуг), соответственно, реализации и получения доходов от нее?
При первом способе у организации отсутствуют затраты, учтенные не только на счетах 23 и 29, но и на счете 20, в то время как Инструкцией к плану счетов даны рекомендации для случаев, когда на счетах 20, 23 и 29 уже учтены расходы, связанные с выполнением работ и услуг на сторону. И при втором способе, согласно п. 9 ПБУ 10/99, для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.
Пример 2
Воспользуемся данными примера 1. Предположим, что учетной политикой организации предусмотрено формирование сокращенной себестоимости готовой продукции.
Незавершенное производство (1 ед.) оценено в 23 000 руб. ((100 000 + 100 000 + 26 000 + 4 000) : 10 ед. х 1 ед.) и на 1 февраля 2010 г. составило сальдо по счету 20. В индивидуальной бухгалтерской отчетности организации (в отчете о прибылях и убытках) за январь 2010 г. доходы не были признаны (реализация отсутствует). При этом управленческие расходы (стр. 040 ф. N 2) были признаны в размере 51 000 руб., убыток от продаж составил (стр. 050 ф. N 2) также 51 000 руб.
N п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
Д-т | К-т | |||
1 | Списаны материалы в производство | 100000 | ||
2 | Начислена заработная плата: | |||
2.1 | основным производственным рабочим | 100000 | ||
2.2 | руководителю организации | 40000 | ||
3 | Начислены страховые взносы на заработную плату: | |||
3.1 | основных производственных рабочих | 26000 | ||
3.2 | руководителя организации | 10400 | ||
4 | Начислена амортизация ОС: | |||
4.1 | производственных | 4000 | ||
4.2 | офисных | 600 | ||
5 | Списаны ОХР (40000 + 10400 + 600) | 51000 | ||
6 | Сформирована себестоимость произведенной за январь готовой продукции ((100000 + 100000 + 26000 + 4000) : 10 ед. х 9 ед.) | 207000 |
Поэтому организация не может воспользоваться вторым способом списания затрат, накопленных на счете 26, который ежемесячно закрывается и сальдо на отчетную дату не имеет.
Организации следует ежемесячно списывать затраты, накопленные на счете 26, в дебет счета 91, формируя тем самым в отчете о прибылях и убытках конечный финансовый результат в отчетном году в виде убытка. В то же время порядку отражения в учете ОХР на счете 91 *(1) препятствует отсутствие корреспонденции счетов между счетами 26 и 91.
В случае, если затраты организации, относящиеся к ОХР, связаны с подготовкой и обеспечением производственного процесса в следующих отчетных периодах, то они могут отражаться на счете 20 как незавершенное производство при наличии производственного процесса, приводящего к изготовлению и реализации продукции, либо в составе расходов будущих периодов на счете 97 с последующим их списанием на себестоимость продукции.
Если в учетной политике организации предусмотрено, что списание ОХР в полном объеме производится в дебет счета 90, минуя счет 20, то в периоде, когда реализация продукции (работ, услуг) отсутствует, указанное списание не производится. В этом случае суммы, учтенные на счете 26, в конце месяца следует списать на убытки в дебет счета 91, поскольку деятельность организации дохода не принесла.
Налоговый учет. Налогоплательщик при исчислении налога на прибыль может уменьшить полученные доходы на сумму обоснованных (экономически оправданных) и документально подтвержденных расходов, произведенных им для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. В ином случае расходы, не соответствующие критериям п. 1 ст. 252 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы на основании нормы п. 49 ст. 270 НК РФ. Поэтому в ситуации, когда у налогоплательщика отсутствуют какие-либо доходы в отчетном периоде, сомнительно квалифицировать понесенные организацией затраты в качестве расходов, произведенных ею для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Таким образом, организация не может включить данные расходы в базу по налогу на прибыль в текущем году и сформировать в налоговом учете убыток, переносимый на будущее в порядке, предусмотренном ст. 283 НК РФ (пример 3).
Отражение в сводной бухгалтерской отчетности. В рассматриваемой ситуации организация "А" является одним из дочерних обществ группы.
Организации, входящие в группу взаимосвязанных организаций, должны при формировании бухгалтерской отчетности руководствоваться единой корпоративной учетной политикой, которая разрабатывается и утверждается головной организацией группы и является обязательной для соблюдения всеми дочерними обществами.
Таким образом, организация, являющаяся дочерним обществом группы, корпоративной учетной политикой которой предусмотрено списание управленческих расходов со счета 26 непосредственно в дебет счета 90, субсчет "Управленческие расходы", но не имеющая доходов в отчетном году, фактически ставится перед выбором списывать ОХР в дебет счета:
- 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" как убытки;
- 90 "Продажи", субсчет "Управленческие расходы", т.е. соблюдать корпоративную учетную политику, которая в части отражения ОХР полностью соответствует нормативным документам по бухгалтерскому учету.
Это означает, что в рамках консолидированной (сводной) отчетности группы в первом случае одна часть ОХР отражается как управленческие расходы (по тем организациям, входящим в группу, у которых в течение отчетного года были доходы), другая - будет отражена как прочие расходы (убытки) (по тем организациям, входящим в группу, у которых в течение отчетного года доходов не было). Во втором случае все ОХР организаций, входящих в группу, независимо от того, были или нет у них доходы в течение отчетного года, отражаются по статье "Управленческие расходы".
Какой же порядок отражения обеспечит пользователей консолидированной (сводной) отчетности информацией, необходимой и, главное, полезной для принятия управленческих решений?
Для целей налогообложения у организаций, входящих в группу, имеющих доходы, ОХР квалифицируются как косвенные (признание их в качестве прямых создавало бы необоснованные разницы между отражением данных расходов в бухгалтерском и налоговом учете), в то время как у организаций группы, не имеющих доходов в налоговом периоде, такие доходы не признаются в целях налогообложения, т.е. приводят к постоянным разницам, подлежащим учету по дебету счета 99 "Прибыли и убытки", субсчет "Постоянные налоговые обязательства (ПНО)", и кредиту счета 68 "Расчеты по налогам и сборам", субсчет "Текущий налог на прибыль".
Информация о постоянных разницах и источниках их возникновения должна раскрываться в приложениях к бухгалтерской отчетности. Планом счетов стандартные субсчета к счету 99 "Прибыли и убытки" не предусмотрены. Однако в соответствии с ПБУ 18/02 к нему должны быть открыты следующие субсчета:
"Условные расходы (условные доходы) по налогу на прибыль";
"Доплата (переплата) налога на прибыль в связи с обнаружением ошибок (искажений) в предыдущие отчетные (налоговые) периоды, не влияющая на текущий налог на прибыль отчетного периода" - для отражения данного показателя по отдельной статье отчета о прибылях и убытках;
"Постоянное налоговое обязательство (ПНО)" и "Постоянный налоговый актив (ПНА)".
В действующей редакции п. 7 ПБУ 18/02 абзац с указанием на необходимость учета ПНО и ПНА на отдельном субсчете отменен. Однако эта отмена, на наш взгляд, связана не столько с тем, что данный субсчет не нужен, а с тем, что в связи с появлением с 1 января 2008 г. второго метода отражения в учете текущего налога на прибыль (на основании налоговой декларации) ПНО (актив) формируется в учете только тех организаций, которые приняли в своей учетной политике первый метод формирования текущего налога на прибыль.
Пример 3
За налоговый период 2010 г. единственными были ОХР, состоявшие из заработной платы директора организации в сумме 480 000 руб., и страховые взносы в социальные фонды в сумме 107 900 руб. (415 000 х 26%), которые в сумме составили 587 900 руб.
В индивидуальной бухгалтерской отчетности организации (в отчете о прибылях и убытках) при отражении управленческих расходов по стр. 100 "Прочие расходы" в сумме 587 900 руб. показатель прибыли (убытка) от продаж (стр. 050 ф. N 2) равен нулю, а убыток организации до налогообложения - 587 900 руб. С данной суммы начисляется условный налоговый доход (УНД), а также отражается постоянное налоговое обязательство (ПНО), поскольку в целях налогообложения сумма убытка признана не будет.
N п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, руб. | Корреспонденция счетов | |
Д-т | К-т | |||
1 | Начислена заработная плата директору организации | 480000 | ||
2 | Начислены страховые взносы на заработную плату директора организации с учетом предельной суммы, установленной на 2010 г., 415000 руб. | 107900 | ||
3 | Списаны ОХР как убытки 2010 г. | 587900 | ||
4 | Отражен убыток 2010 г. | 587900 | ||
5 | Начислен УНД (587900 х 20%) | 117580 | ||
6 | Признано ПНО от суммы списанных в убыток ОХР (587900 х 20%) | 117580 |
В зависимости от порядка отражения списанных ОХР организациями группы, не имеющими доходов в отчетном (налоговом) периоде, причиной возникновения ПНО будет сумма ОХР, списанная либо по статье "Управленческие расходы" (счет 90), либо по статье "Прочие расходы" (счет 91). Следовательно, в учетной политике дочерних обществ, входящих в группу взаимосвязанных организаций, при отсутствии у них в отчетном периоде доходов необходимо:
- предусмотреть списание ОХР на счет 91, субсчет "Прочие расходы";
- перед составлением сводной бухгалтерской отчетности скорректировать бухгалтерскую отчетность организаций, входящих в группу, переквалифицировав суммы ОХР, отраженных в отчете о прибылях и убытках по статье "Прочие расходы", в статью "Управленческие расходы".
Большинство таких групп, особенно относящихся к общественно значимым организациям, стремятся к максимальному сокращению сроков подготовки отчетности. Для этого стараются минимизировать число возможных предконсолидационных трансформаций. Поэтому головная организация группы, составляющая сводную отчетность, как правило, руководствуется тем, что: в составе прочих расходов (п. 12 ПБУ 10/99) нет упоминания об отнесении к ним списанных ОХР; Планом счетов не предусмотрена корреспонденция между счетами 26 и 91; необходимо обеспечить последовательность отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.
При составлении сводной бухгалтерской отчетности, в случае наличия у организации дочерних обществ, ей следует руководствоваться ПБУ 12/2000.
Л.В. Сотникова,
руководитель департамента методологии
бухгалтерского и налогового учета ООО "Росэкспертиза"
"Бухгалтерский учет", N 8, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) В условиях отсутствия иных затрат и установленного учетной политикой порядка списания ОХР в качестве постоянных.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухгалтерский учет"
Учредитель - Министерство финансов РФ.
Печатный орган Института профессиональных бухгалтеров России. Издается с 1937 г.
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-13900 от 11 ноября 2002 г.
Журнал для бухгалтеров, финансовых директоров, аудиторов, руководителей предприятий различных форм собственности.