Административная ответственность за налоговые правонарушения
Видам налоговых правонарушений и ответственности за их совершение посвящена глава 16 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Если в ходе камеральной или выездной проверок налоговые инспекторы обнаружат нарушения, предусмотренные НК РФ, они вправе оштрафовать бюджетное учреждение. Более того, если в ходе налоговой проверки инспекторы обнаружат нарушения, которые указаны в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), они могут привлечь должностных лиц бюджетного учреждения (руководителя или главного бухгалтера) к административной ответственности.
Санкции за одни и те же нарушения предусмотрены и в НК РФ, и в КоАП РФ. Разница состоит только в том, что согласно НК РФ ответственность несет учреждение, а в соответствии с КоАП РФ - его должностные лица.
Итак, основные виды правонарушений и ответственность за их совершение представлены в таблице.
Таблица
Нарушение | Статья НК РФ | Содержание статьи | Статья КоАП РФ | Ответственность по КоАП РФ | Комментарии |
1. Нарушение срока постановки на учет | Если бюджетное учреждение нарушит срок подачи заявления, то налоговая инспекция оштрафует ее на 5 000 руб. Если просрочка превысит 90 дней, то штраф составит 10 000 руб. Налоговые инспекторы могут самостоятельно взыскать с бюджетного учреждения штраф не позднее двух месяцев с момента, когда истек срок для добровольной уплаты налоговых санкций | ч. 1 ст. 15.3 (организация не вела деятельности) | За это нарушение с руководителя учреждения могут взыскать штраф в сумме от 500 до 1000 руб. | Если бюджетное учреждение не согласно с решением налоговых инспекторов о взыскании штрафа, оно может обратиться в вышестоящую инспекцию. Если руководитель бюджетного учреждения нарушил срок подачи заявления из-за болезни и других уважительных причин, суд может учесть их как смягчающие обстоятельства и уменьшить сумму штрафа | |
ч. 2 ст. 15.3 (организация вела деятельность) | За это нарушение с руководителя бюджетного учреждения могут взыскать штраф в сумме от 2000 до 3000 рублей. | ||||
2. Уклонение от постановки на налоговый учет | Уклонение от постановки на налоговый учет - это деятельность бюджетного учреждения без регистрации в налоговой инспекции. Если бюджетное учреждение вело деятельность без постановки на учет в налоговой инспекции, оно может быть оштрафовано на 10% от доходов, которые это учреждение получило бы за это время, но не менее 20 000 руб. (п. 1). Если бюджетное учреждение вело деятельность без постановки на учет более 90 календарных дней, то штраф составит 20% от доходов, которые были получены после 90-го дня (п. 2). Минимальный размер этого штрафа - 40 000 руб. | - | - | На практике, если налоговая инспекция попытается оштрафовать бюджетное учреждение одновременно по двум пунктам ст. 117 НК РФ, организация может сразу же обращаться в суд | |
3. Нарушение срока сообщения об открытии (закрытии) счета в банке | Если бюджетное учреждение открыло или закрыло счет в банке, оно должно в течение семи рабочих дней сообщить об этом в налоговую инспекцию. За нарушение этого срока учреждение может быть оштрафовано на 5 000 руб. | Должностные лица могут быть оштрафованы на сумму от 1000 до 20 000 руб. | Бюджетным учреждениям необходимо иметь в виду, что сообщать об открытии или о закрытии счета надо в письменной форме. Если руководитель бюджетного учреждения не сообщил об этом из-за болезни и других уважительных причин, суд может учесть это в качестве смягчающих обстоятельств и уменьшить штраф | ||
4. Непредставление налоговой декларации | Для каждого налога установлен свой срок подачи декларации. За нарушение этого срока не более чем на 180 дней налоговая инспекция вправе оштрафовать бюджетное учреждение на 5% от суммы налога, подлежащей уплате (доплате) по декларации, за каждый полный или неполный месяц просрочки. При этом штраф не может быть меньше 100 руб. (п. 1) и больше 30% от суммы налога по декларации. Если срок нарушен более чем на 180 дней, штраф составит 30% от суммы налога по декларации плюс 10% от суммы налога за каждый полный или неполный месяц просрочки начиная со 181-го дня (п. 2) | Для должностных лиц учреждения (руководителя, главного бухгалтера) штраф составит от 300 до 500 руб. | Если в строке "к уплате в бюджет" проставлено <0>, это означает, что штраф тоже должен равняться нулю | ||
5. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов | Если бюджетное учреждение грубо нарушило правила ведения учета доходов и расходов, налоговая инспекция может оштрафовать его на 5000 руб. | Если данные учета искажены более чем на 10%, должностные лица учреждения будут оштрафованы на сумму от 2 000 до 3 000 руб. | Каждое бюджетное учреждение обязано вести по установленным правилам учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения. Чтобы оштрафовать бюджетное учреждение, налоговая инспекция должна доказать в суде, что нарушение было грубым, а это: - отсутствие первичных документов; - отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета; - систематическое, несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств и др. | ||
6. Неуплата или неполная уплата налога | Если бюджетное учреждение не уплатило или недоплатило налог в результате занижения налоговой базы, неправильного расчета налога или других незаконных действий, налоговая инспекция может оштрафовать его на 20% от неуплаченной суммы. Если налоговики докажут, что учреждение не уплатило налог умышленно, то штраф возрастет до 40% от неуплаченной суммы | - | - | Эти нарушения и нарушения, предусмотренные ст. 120, очень похожи. Налоговые органы часто пытаются взыскать штрафы сразу по двум этим статьям. Но этого делать нельзя, так как учреждение не может быть дважды привлечено к ответственности за одно и то же нарушение (определение Конституционного суда РФ от 18.01.2001 N 6-О) | |
7. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию или перечислению налога | Если бюджетное учреждение не выполнило обязанности налогового агента, налоговая инспекция может оштрафовать его на 20% от суммы неперечисленного налога | - | - | Важно знать, что налоговая инспекция может оштрафовать учреждение в случае, если оно имело возможность удержать сумму налога, но не сделало этого. Если такой возможности не было, оштрафовать за это нельзя (п. 44 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5). Если учреждение не имеет возможности удержать налог, необходимо в течение месяца письменно сообщить об этом в налоговую инспекцию | |
8. Несоблюдение порядка владения имуществом, на которое наложен арест | Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, на которое наложен арест, влечет взыскание штрафа с учреждения в размере 10 000 руб. | - | - | Использовать арестованное имущество учреждение может только с разрешения и под контролем налоговой инспекции | |
9. Непредставление сведений для налогового контроля | В процессе проверки налоговые инспекторы вправе истребовать у учреждения документы. Если учреждение вовремя не представит требуемые документы, налоговая инспекция вправе оштрафовать его на 50 руб. за каждый непредставленный документ | Должностные лица в этой ситуации будут оштрафованы на сумму от 300 до 500 руб. | Если налоговые инспекторы не указали в требовании какие-то документы, но при этом требуют их у учреждения, оно вправе отказать им. Оштрафовать и изъять такие документы налоговые инспекторы в данном случае не смогут |
Кроме того, НК РФ содержит закрытый перечень обстоятельств, которые исключают привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности (ст. 109 НК РФ):
- отсутствие события налогового правонарушения;
- отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;
- истечение сроков давности привлечения к налоговой ответственности.
В НК РФ нет исчерпывающего перечня обстоятельств непреодолимой силы, исключающих вину лица в совершении налогового правонарушения. Поэтому грамотный анализ ситуации может дать налогоплательщику возможность если не избежать ответственности, то смягчить наказание.
Н.С. Тихонова,
ассистент кафедры бухгалтерского учета и аудита
Костромского государственного технологического университета
"Бухучет в здравоохранении", N 9, сентябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бухучет в здравоохранении"
Некоммерческое партнерство Издательский дом "Панорама"
Адрес: г. Москва, ул. Верхняя, д. 34
Тел.: (495) 211-54-18
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru