Внешний корпоративный долг:
причины и последствия
Национальная экономика в последние годы развивалась за счет внешних источников. Кризисные явления в экономике России во многом были спровоцированы государственной политикой, допускавшей ситуацию, при которой зависимость отечественного предпринимательства от зарубежных финансовых рынков увеличивалась в ущерб развитию отечественных. Задействовав колоссальные денежные ресурсы, государство не смогло создать эффективную кредитную инфраструктуру и тем самым предотвратить кризисные явления.
В сложных экономических условиях, связанных с выводом иностранных активов с российского фондового рынка, досрочным исполнением кредитных обязательств перед иностранными кредиторами, Правительству РФ необходимо было первоначально построить механизм, обеспечивающий финансирование реального сектора экономики, а в дальнейшем направлять на эти цели многомиллиардные финансовые ресурсы. Указанный механизм должен был быть обеспечен действенным контролем расходования выделяемых кредитным организациям денежных средств. Непродуманность действий в этом направлении способствовала нецелевому использованию денежных средств, выводу капитала из страны*(1), необоснованному росту курса иностранных валют по отношению к рублю и ухудшению экономической ситуации в целом.
Зависимость от внешних источников финансирования, в частности кредитов иностранных банков, привела к тому, что внешний корпоративный долг российских организаций к концу 2008 г. составлял около 487 млрд. долл. - 50,5% общей корпоративной задолженности*(2). Значительная часть корпоративного внешнего долга создана организациями с государственным участием - в первую очередь "Роснефтью" и "Газпромом". Выплаты по долгам организаций во многом определяют и отток капитала из страны. Стоит отметить, что текущий размер государственного долга сейчас составляет 9,8% ВВП, в то время как в среднем государственный долг многих стран доходит до 40-60%. При этом безопасным показателем государственного долга в мире считается уровень в 60% ВВП*(3). В то же время размеры корпоративного внешнего долга все еще велики, несмотря на то, что реинвестировать его государство начало с осени 2008 г. Именно это, в конечном счете, стало одной из главных причин существенного снижения международных резервов страны и исчерпания Резервного фонда*(4). В минувшем году средства Резервного фонда использовались активно: в отдельные месяцы расход составлял до 500 млрд. руб.
Зачастую кредиты привлекались у зависимых компаний, зарегистрированных в странах, с которыми у России заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. При этом основной функцией таких компаний является легализация доходов, выведенных в оффшорные зоны с использованием различных схем, в том числе и трансфертного ценообразования.
Примечательно, что основные страны - кредиторы российских организаций - это Люксембург (25,5%), Великобритания (21,2%), Кипр (11,3%), Германия (6,5%), Ирландия (6,1%), Франция (3,9%), Нидерланды (3,4%), США (3,4%), Швейцария (2,8%), Британские Виргинские острова (1,6%)*(5).
Можно предположить, что привлечение заемных средств было необходимо для осуществления долгосрочных финансовоемких проектов, например строительства трубопроводов или генерирующих мощностей. Как правило, на такие проекты собственных средств недостаточно, поэтому необходимо привлечение заемных средств. Но реализованные проекты практически отсутствуют, а заявки на финансирование, представленные в Инвестиционный фонд еще в 2005 г., продолжают рассматриваться до настоящего времени. Отсутствие конкурентоспособного внутреннего рынка, неготовность промышленности к производству качественных импортозамещающих товаров не позволяют рассчитывать на стабильный рост отечественной экономики в ближайшее время. Действительно, темпы роста промышленного производства в России неутешительны. Так, согласно информации Межгосударственного статистического комитета СНГ по итогам января-февраля 2010 г. по темпам промышленного роста Россия с показателем 5,8% заняла лишь восьмое место среди стран СНГ. Россия уступила таким странам, как Армения (9,4%), Узбекистан (9%), Украина (8,8%), Азербайджан (6,7%).
Основной причиной выхода крупных организаций на внешний заемный рынок стало приобретение новых активов. Так, увеличение внешнего долга "Роснефти" связано с приобретением "Юганскнефтегаза" (на внешнем рынке госкомпания заняла около 6 млрд. долл.), у "Газпрома" - после покупки "Сибнефти" и т.д.
Стремительные темпы внешнего корпоративного долга вызывали беспокойство экспертов, и небезосновательно.
Во-первых, внешнее финансирование организаций приводило к росту внешней задолженности непосредственно Российской Федерации. Следует особо отметить, что в роли заемщиков в основном выступали юридические лица с государственным участием в уставных капиталах. Учитывая, что в последние годы российский внешний долг погашался опережающими темпами, долг организаций с государственным участием в уставных капиталах опосредованно приводил к росту внешней задолженности, по которой государство выступало одним из должников.
Во-вторых, привлечение иностранных заемных средств доказывало слабость отечественного финансового сектора. Российские компании, осуществляющие внешние заимствования, не могли рассчитывать на получение кредитов в отечественных банках. Заемные средства российских кредитных организаций по процентным ставкам были дороже, а сроки кредитования значительно меньше, чем у западных финансовых организаций. Фактически государство создавало ситуацию, вынуждающую кредитоваться в зарубежных банках. Накопленные за счет сырьевых доходов средства вкладывались в высоконадежные зарубежные ценные бумаги под незначительные проценты вместо их использования на кредитование реального сектора экономики внутри России.
Еще в 2007 г. Виктор Зубков, будучи премьер-министром страны, назвал "безобразием" практику, когда российские компании вынуждены обращаться за иностранными кредитами, не получив таковых в российских банках. В качестве характерного примера им приводилось одно из бумажных производств Пензенской области, которое не смогло получить кредит у российского "ВТБ" под 14% годовых и в конечном итоге нашло средства в чешском банке под 4,5%.
Внешние заимствования организаций с государственным участием вызывали беспокойство не только экспертов, но и Министерства финансов РФ, так как, по мнению А. Кудрина, такие организации пользуются государственной поддержкой и квазигосударственным рейтингом, "иногда не очень понимая перспективы валютных рисков и эффективность вложенных заемных средств". Действительно, в случае непогашенной задолженности перед иностранным банком и начисленных, но не уплаченных процентов по ней иностранный банк правомочен принять решение о реструктуризации задолженности, а в целях защиты собственных интересов войти в состав акционеров (участников) общества с долей, превышающей 20%.
При этом А. Кудрин подчеркнул, что Россия не собирается пересматривать свои объемы заимствований (максимальный объем которых на 2010 г. установлен в размере 17,8 млрд. долл.), но аппетиты госкомпаний по внешним заимствованиям госкомпаний и госкорпораций будут ограничены созданием механизма мониторинга госкомпаний на предмет внешних займов.
В этой связи примечателен крупнейший в истории новейшей России кредит на сумму 7,5 млрд. долл. США*(6), который получила в 2005 г. государственная нефтяная компания "Роснефть" от консорциума зарубежных банков. Обеспечением по кредиту явился 49-процентный пакет акций компании "Роснефть".
Относительная стабилизация функционирования финансового сектора, включая банковскую систему, была достигнута путем принятия впоследствии Правительством РФ следующих антикризисных мер, носящих длительный восстановительный характер.
Принят Федеральный закон от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации"*(7), согласно которому Внешэкономбанк получил право до 31 декабря 2009 г. включительно предоставлять организациям кредиты (займы) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими организациями до 25 сентября 2008 г. от иностранных организаций, приобретать права требования у иностранных кредиторов к этим организациям по обязательствам, возникшим до 25 сентября 2008 г., а также совершать в этих целях иные операции. Для реализации этих мер ЦБ РФ разместил во Внешэкономбанке депозиты на общую сумму не более 50 млрд. долл. США сроком на один год. Требования к получателям кредитов, а также порядок и условия их предоставления отнесены к компетенции наблюдательного совета Внешэкономбанка.
Банку России с учетом внесенных дополнений в законодательство предоставлено право заключать с кредитными организациями соглашения, в соответствии с которыми он обязуется компенсировать им часть убытков (расходов), возникших у кредитных организаций по совершенным со дня вступления в силу Федерального закона от 13 октября 2008 г. N 173-ФЗ и до 31 декабря 2009 г. сделкам с другими кредитными организациями, чьи лицензии в указанный период были отозваны. Кроме того, ЦБ РФ предоставил кредиты (займы) без обеспечения на общую сумму, не превышающую 500 млрд. руб. Сберегательному банку Российской Федерации.
ЦБ РФ в период с 12 ноября 2008 г. по 29 марта 2010 г. планомерно снижал процентную ставку рефинансирования с 12 до 8,25% годовых.
Средства Фонда национального благосостояния размещены во Внешэкономбанке на депозиты сроком до 31 декабря 2019 г. включительно на общую сумму не более 450 млрд. руб. Эти средства направлены на выдачу кредитов ОАО "Банк ВТБ" и ОАО "Россельхозбанк", а также другим российским кредитным организациям при соблюдении ими определенных условий.
Упрощен порядок предоставления кредитов, обеспеченных активами.
Банком России принято Указание от 3 октября 2008 г. N 2084-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 12 ноября 2007 г. N 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами". Скорректирован порядок предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами.
В перечень активов, предоставляемых банками в обеспечение кредитов Банка России, помимо векселей и прав требования по кредитным договорам включены выпуски облигаций. Перечень выпусков облигаций, принимаемых в обеспечение по кредитам ЦБ РФ, устанавливается Советом директоров Банка России. Определены также критерии, которым должны соответствовать облигации, предоставляемые банком в обеспечение кредитов ЦБ РФ.
Уточнены требования к иным активам, предоставляемым банками в обеспечение кредитов Банка России. Так, в качестве векселедателя может выступать не только акционерное общество, но и государственное унитарное предприятие или субъект Российской Федерации.
Банком России принято Указание от 17 сентября 2008 г. N 2063-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 5 августа 2005 г. N 1601-У "Об условиях предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций", согласно которому процентная ставка по кредитам Банка России, обеспеченным залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций, предоставляемым на срок до 90 календарных дней, снижена с 8 до 7,5% годовых, а на срок от 91 до 180 календарных дней - с 9 до 8,5% годовых. При этом на 0,2 повышены размеры поправочных коэффициентов, используемых для расчета стоимости обеспечения ("нерыночных" активов) по кредитам Банка России.
Данное решение принято в целях стабилизации ситуации на внутреннем финансовом рынке и поддержания ликвидности российского банковского сектора.
Расширены и продолжают расширяться инструменты рефинансирования кредитных организаций. В соответствии с Федеральным законом от 13 октября 2008 г. N 171-ФЗ "О внесении изменения в статью 46 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"*(8) Банк России получил право предоставлять кредиты без обеспечения на срок не более шести месяцев российским банкам, имеющим определенный рейтинг кредитоспособности. Впоследствии этот срок увеличен до максимально возможного Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"*(9). Этим же Федеральным законом был введен дополнительный инструмент надзора за кредитными организациями, получившими все перечисленные выше способы поддержки. Теперь согласно ст. 76 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"*(10) Банк России имеет право назначать в кредитную организацию своих представителей.
Снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20% за счет части, поступающей в федеральный бюджет, а также возможность для регионов снижать ставку не на 4, а на 4,5%. В разряд антикризисных мер входит и изменение порядка уплаты авансов по налогу на прибыль.
Следует отметить, что реализация мероприятий, предусмотренных пакетом антикризисных мер Правительства РФ, будет продолжена и в 2010 г. Причем объем расходов на эти мероприятия составляет 233 млрд. руб. Одной из ключевых задач по-прежнему остается нормализация ситуации в банковской сфере и обеспечение доступа организаций к коммерческому кредитованию на приемлемых условиях. В этих целях будет принят ряд мер, в числе которых: 1) планомерная работа с крупнейшими и крупными предприятиями (к их числу отнесены ОАО "Объединенная авиастроительная корпорация", ОАО "Объединенная промышленная корпорация "Оборонпром", ОАО "АВТОВАЗ", ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" имени Ф.Э. Дзержинского") ключевых секторов экономики в целях "расшивки" их долгов под обязательства реализации программ развития, выпуска новой продукции, завершения проектов национального значения; 2) проработка совместно с Банком России механизмов обеспечения банков необходимой ликвидностью посредством инструментов рефинансирования Банка России, а также в рамках залоговых операций; 3) доработка законодательства, регулирующего отношения кредитора и заемщика, а также совершенствование института банкротства.
Библиографический список
1. Новикова А.И. Особенности аналитической работы и формирования доходной части бюджетной системы РФ в современных условиях // Российский налоговый курьер. 2008. N 24.
Г.Ф. Ручкина,
доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского права
Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России
"Законы России: опыт, анализ, практика", N 8, август 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Отток капитала из России в 2008 г. составил 139,1 млрд. долл. США, снижение золотовалютных резервов - 131 млрд. По данным Минфина, чистый отток капитала в 2009 г. составил 83 млрд. долл. По оценкам Всемирного банка, чистый отток капитала из России в 2009 г. достиг 170 млрд. долл. США. В совокупности Россия потеряла весь чистый приток капитала, накопленный за прошедшие три года.
*(2) Суммарный внешний долг России на 1 октября 2009 г. составлял 487,4 млрд. долл. Около 440 млрд. из них задолжали отечественные корпорации и банки. За последние три года внешний долг отечественных организаций и банков вырос со 175 до почти 500 млрд. долл.
*(3) По оценке Минфина, в 2012 г. госдолг может увеличиться до 16,5% ВВП.
*(4) По состоянию на 1 апреля 2010 г. совокупный объем Резервного фонда составил 1553,28 млрд. руб. Для сравнения: совокупный объем резервного фонда по состоянию на 1 июля 2008 г. составлял 3056,52 млрд. руб.
*(5) См.: Новикова А.И. Особенности аналитической работы и формирования доходной части бюджетной системы РФ в современных условиях // Российский налоговый курьер. 2008. N 24.
*(6) Российская газета. 2005. 9 сент.
*(7) СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4698.
*(8) СЗ РФ. 2008. N 42. Ст. 4696.
*(9) СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 25.
*(10) СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Внешний корпоративный долг: причины и последствия
Автор
Г.Ф. Ручкина - доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой гражданского права Всероссийской государственной налоговой академии Минфина России
"Законы России: опыт, анализ, практика", 2010, N 8