Почему упразднили Росинформтехнологии?
Факт. 26 августа президент России Дмитрий Медведев подписал указ об упразднении Федерального агентства по информационным технологиям (Росинформтехнологии). Упразднение произошло "в целях оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти". Как сообщает пресс-служба Кремля, правопреемником Федерального агентства по информационным технологиям, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, станет Минкомсвязи.
Справка
Агентство создавалось для оказания государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним. Ведомство было создано в 2004 году и находилось в ведении Минкомсвязи.
В задачи ведомства также входила координация крупных государственных проектов в области информационных технологий (ИТ). В частности, Росинформтехнологии координировали проект "Электронная Россия", занимались строительством технопарков, развитием информационных систем сторонних ведомств (информационные системы Президента РФ и Правительства РФ), внедряли цифровую подпись.
Агентство должно было заниматься еще несколькими направлениями, в числе которых, например, сертификация информационных технологий, используемых для создания базы данных по беспризорным детям, но в основном оно размещало госзаказы и заключало контракты, связанные с высокими технологиями.
В подчинении Росинформтехнологий находились НИИ "Восход", разработавший ГАС "Правосудие", ГАС "Выборы" и систему биопаспортов; Всероссийский научно-исследовательский институт проблем вычислительной техники, участвовавший в разработке социальных карт; Координационный центр электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
В начале года в отставку были отправлены сначала руководитель ФАИТ, а затем и оба его заместителя. В середине июня 2010 г. Минкомсвязи внесло в правительство предложение о расформировании Росинформтехнологий, премьер-министр Владимир Путин вынес положительное заключение. Наконец, президент Медведев подписал указ, упраздняющий Росинформтехнологии.
Видимые результаты упразднения Росинформтехнологий
Состоявшаяся инициатива Минкомсвязи о расформировании агентства Росинформтехнологии, созданного для поддержки отечественной IT-отрасли, позволит ведомству Игоря Щеголева курировать ключевые инновационные программы в сфере информатизации и распоряжаться выделяемыми на них средствами.
Вместе с полномочиями ФАИТ в министерство перейдут госбюджеты по инновационным программам, в том числе по новой межведомственной информационностатистической системе. Речь идет о десятках миллиардов рублей.
Под ковром
Слухи о возможной ликвидации Росинформтехнологий, агентства, курировавшего дорогостоящие программы (в т.ч. "Электронную Россию", технопарки и биопаспорта), циркулировали с начала 2010 года - после январской отставки главы этого агентства генерала Владимира Матюхина, в прошлом шефа ФАПСИ, который достиг предельного на тот момент для госслужбы 65-летнего возраста.
Затем в отставку были отправлены и оба заместителя Матюхина.
После отставки Матюхина заговорили о вероятном упразднении агентства, тем более что у него стали одно за другим отнимать полномочия. К примеру, еще в прошлом году Росинформтехнологий занимались биометрическими паспортами, но эту функцию у агентства отняли первой. В 2009 году в ведение Минкомсвязи перешли федеральные предприятия "Восход" и "Атлас" (они аккумулируют сведения от Федеральной миграционной службы и "зашивают" информацию в микрочип). После этого в подчинении Росинформтехнологий из крупных проектов остались только с десяток технопарков.
Первые проблемы у федерального агентства начались в 2008 году, когда Министерство информационных технологий и связи было преобразовано в Министерство связи и массовых коммуникаций, руководить которым был назначен Игорь Щеголев, который начал сужать полномочия ведомства.
До открытого конфликта дело дошло в 2009 году. Тогда Минкомсвязи объявило тендер на обслуживание системы биометрических паспортов, который выиграла компания "Открытые технологии", предложившая выполнить работы за 495 млн. руб. Находящийся в подчинении Росинформтехнологий НИИ "Восход", который обслуживал эту систему с 2005 года и соглашался выполнить новый госзаказ за 197 млн. руб., оказался за бортом. По некоторым данным, неожиданный исход тендера вызван тем фактом, что нынешний замглавы Минкомсвязи Дмитрий Северов ранее возглавлял те самые "Открытые технологии".
В итоге "Восход" в знак протеста остановил работу системы, в результате чего по всей стране остановилась выдача биопаспортов. В этой ситуации президент Медведев волевым решением признал "Восход" единственным оператором автоматизированной базы данных, куда заносится информация обо всех, кто подает заявку на получение биометрического паспорта (непосредственным изготовлением документов занимается Гознак).
Однако несколько позже Минкомсвязи добилось-таки перевода "Восхода" в свое непосредственное переподчинение. Росинформтехнологии пытались опротестовать это решение, а замруководителя ведомства Евгений Караваешников обратился в Генпрокуратуру с просьбой проверить приказ Щеголева на коррупционность, но это заявление не имело последствий.
Реакция профессионалов
Ольга Ускова (президент Cognitive Technologies и Национальной ассоциации инноваций и развития ИТ): "В данном случае реструктуризация Росинформтехнологии равносильна вскрытию нарыва" (ComNews).
Петр Диденко (главный специалист по стратегическому развитию компании "СКВ Контур"): "Я не могу назвать ни одной полезной нагрузки, которые бы несли на себе Росинформтехнологии. Фактически агентство управляло госимуществом в области связи, с этой чисто хозяйственной функцией легко справятся в Минкомсвязи" (ИТАР-ТАСС).
Что из задуманного сделано
Важнейшее из того, ради чего и было создано агентство Росинформтехнологии, так и осталось на бумаге. Но что-то из задуманного было все-таки сделано. Например, появился официальный портал электронного правительства (gosuslugi.ru), где можно посмотреть перечень электронных госуслуг, узнать, какие необходимы документы. Предполагается, что со временем по большинству услуг на портале можно будет заполнить нужные бланки и распечатать их, а с 2012 г. подать документы в электронном виде.
Что не сделано
Как стало понятно в этом году, большинство задач, поставленных перед этим агентством, так и остались не решенными до конца: работающих технопарков в России практически нет, а проект с электронной цифровой подписью так и не достиг финальной стадии - она пока не имеет юридической силы.
По всей видимости, в итоге терпение власти лопнуло - Дмитрий Медведев решил, что со всеми подобными задачами справится Минкомсвязи и другие ведомства, и упразднил агентство. Но, как ниже увидят читатели, причина упразднения не только в этом.
Направление провала
Помимо перечисленных задач, на агентство Росинформтехнологии, отчасти неформально, была возложена поистине наполеоновская задача - изменить состояние информатизации в обществе и отношение к ней отдельных людей, прежде всего руководящего состава и менеджмента предприятий и организаций.
Иными словами, речь шла о качественном рывке в области информационных технологий, превращении их из абстрактного понятия в инструмент ежедневной работы в нашем отечестве.
И вот именно в этом, на мой взгляд, и случился главный и абсолютный провал Росинформтехнологии.
Ведь что мы, по сути, имеем в настоящий момент, спустя 6 лет с момента создания этого агентства?
Имеем продвинутого президента, который отлично понимает ценность ИТ и пытается передать своим подчиненным, да и всем гражданам, это свое видение.
Имеем инертный т.н. директорский корпус, который руками и ногами от этого отбивается, не желая знать никаких таких технологий и т.п.
Имеем отдельных продвинутых чиновников и руководителей (как правило, успешных предприятий), которые, естественно, дружат с IT, но в целом их внимание к IT воспринимается управленческим сообществом как прихоть.
Т.е. то, что сегодня продвигает вперед весь цивилизованный мир, для России, увы, остается неким абстрактным понятием. Примерно как Париж для среднестатистического жителя СССР: "где-то за горизонтом, видимо, Париж есть, и, наверное, в нем приятно, но тут и без Парижа дел невпроворот, да и что там такого уж особенного... видел по телевизору - не сильно впечатлило".
В Москве и нескольких крупных городах картина более оптимистичная, но стоит отправиться за их пределы, и вы столкнетесь с полным непониманием информации как залога успеха в сегодняшнем мире. Деньги - это да, оборудование - это понятно, но эти ваши IT - можно ими побаловаться, когда есть деньги, и не более.
Хотя информационные технологии в наши дни означают в т.ч. и деньги, и успех. Но в первую очередь они означают иную организацию самого производственного и других процессов.
Ведь сегодня информационные технологии дают возможность все больше работать с виртуальными моделями, а не резать по живому снова и снова в надежде "авось пронесет".
Не пронесет. Нежелание/неумение руководителей построить информационную среду и работать в ней обходится нашему государству в десятки миллиардов долларов ежегодно (и это по самым скромным подсчетам).
Что мы теряем от отставания в области IT
Напомню, что содержательно информационные технологии порождают среду, в которой одним из главных моментов является работа не с реальностью, а с виртуальными моделями. Т.е. вначале строятся многомерные модели, виртуально обкатываются в разных вариантах, делается прогноз (развития, эксплуатации - в зависимости от сферы применения), и только потом начинают резать по живому, т.е. переносить все на практику.
Во-первых, низкий уровень информационных технологий в России приводит к снижению точности важнейших государственных прогнозов - в масштабах всей России. В качестве недавнего примера: по информации РБК, 27 августа 2010 г. замглавы Минэкономразвития Валерий Горегляд сообщил, что МЭР не смогло в прошлом году обеспечить достоверность прогнозирования основных макроэкономических параметров страны.
Так, выступая на заседании коллегии Счетной палаты, В. Горегляд подчеркнул, что по ВВП отклонение прогнозов МЭР составило 14,6 процентного пункта при допустимом отклонении не более 0,5 процентного пункта.
Еще в начале прошлого года Минэкономразвития предсказало сокращение российского ВВП на 2,2%. Как оказалось, этот прогноз был чрезвычайно оптимистичным. По итогам 2009 г. спад национальной экономики составил 7,9%, а объем ВВП снизился до 39 трлн. руб.
Кроме того, Минэкономразвития сильно "промахнулось" и с прогнозами по инвестициям. По инвестициям отклонение составило 30,8 процентных пункта (при допустимой норме в 1,5 процентных пункта).
Эти (и другие) отклонения в прогнозах, по словам В. Горегляда, привели к тому, что в закон о бюджете на 2009 г. дважды вносились изменения. Кроме того, в ходе исполнения бюджета не были исполнены или были частично исполнены отдельные его статьи.
Можно возразить: виноват кризис, это он спутал все карты.
Вроде звучит достоверно, но на самом деле неверно - ведь в Европе, несмотря на кризис, прогнозы не так далеки от реальности, как в России. Во Франции, например, отклонения от реальности для прогнозов по ВВП / по инвестициям составили 3,6/5,8%, в Германии - 2,9/4,3%. Т.е. о несоответствиях, сопоставимых с российскими, и речи не идет! Увы, причина не в кризисе, а именно в "информационной некомпетентности" наших специалистов. Потери от таких "прогнозов" даже трудно подсчитать, но очевидно, что они огромны и исчисляются триллионами рублей.
Во-вторых, от неиспользования информационных технологий очень сильно возрастают производственные затраты - от космоса до медицины, от создания автомобилей до черной металлургии. По данным известного агентства Bloomberg, себестоимость, например, грузовика, произведенного без задействования компьютерных виртуальных моделей на всех уровнях проектирования и производства, увеличивается в 1,8-3,6 раза! Одно только это может сегодня сделать продукцию предприятия неконкурентоспособной из-за ее высокой цены. Не говоря уже о бесцельных трудозатратах и прочих проблемах, связанных в т.ч. со сферой персонала.
И это третий (а для читателей журнала "Управление персоналом", возможно, первый по важности) пункт: работа с персоналом вне современных информационных технологий выливается предприятию в огромные недополученные деньги и может перерасти в огромные проблемы (аварии и пр.). Опять-таки, на словах большинство руководителей с этим согласны, но на деле все обстоит с точностью до наоборот. Те же многофакторные профили, экспертные системы, многомерные модели внедряются в ежедневную практику отечественного HR совершенно не с той скоростью, как, например, в странах БРИК, и не с той скоростью, которую сегодня требует реальность.
И это особенно обидно на фоне того, что сегодня существуют прекрасные отечественные HR-разработки, способные многократно увеличить эффективность предприятия через эффективность персонала. А теперь ответьте себе на вопрос: на вашем предприятии что-либо из перечисленного используется (многофакторные профили, экспертные системы, многомерные модели)? А ведь я назвал только те методы, которые в развитых странах уже привычны и не являются откровением. В т.ч. и благодаря уникальным отечественным разработкам, получившим широкую известность за рубежом.
Вы считаете, что работа с персоналом сегодня может обойтись без информационных технологий? Тогда сопоставьте сами цифры текучести кадров, производительности труда и пр. - у нас и, скажем, в Индии (заметьте, в Индии, а не в Америке). Эти цифры в родном отечестве хуже в разы. После этого разговоры о нашей конкурентоспособности и т.п. - пустой звук.
Что особенно настораживает - отставание России в сфере IT от развитых стран постоянно нарастает, и в последнее время этот разрыв увеличивается все более устрашающими темпами. Такое положение вещей, слава богу, понимает и власть. Поэтому расформирование агентства Росинформтехнологии, не решившего ни единой стратегической задачи, представляется вполне обоснованным, и это можно только приветствовать.
Одно непонятно, каким образом теперь, в сложной и обширной структуре Минкомсвязи, будут развиваться новые технологии. Но это мы увидим в ближайшее время...
И. Залюбовский,
доктор психологических наук, профессор,
член Общества Зигмунда Фрейда (Вена, Австрия),
генеральный директор НПО "ЭТАЛОН",
эксперт Палаты по информационной
политике при Правительстве Москвы
"Управление персоналом", N 19, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Управление персоналом"
Учредитель: ООО "Журнал "Управление персоналом".
Зарегистрирован Комитетом РФ по печати. Свидетельство о регистрации массовой информации N 014415 от 31.01.1996 г.
Адрес: 117036, г. Москва, а/я 10,
Телефон: (495) 976-20-17, 713-14-61
E-mail: journal@top-personal.ru
Web: www.top-personal.ru
Индексы на подписку:
- по каталогу агентства "Роспечать" - 72035, 70855, 71852;
- по Объединенному каталогу: 29431, 29621.