Оценка результативности деятельности научных организаций Минспорттуризма
С целью создания рентабельной системы научных организаций, увеличения их вклада в социально-экономическое развитие страны и повышения эффективности управленческих решений в сфере науки Приказом Минспорттуризма РФ от 16.07.2010 N 730 (далее - Приказ N 730) утверждена Методика оценки результативности деятельности научных организаций, находящихся в ведении Минспорттуризма РФ, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения (далее - Методика). Несмотря на то что на момент сдачи журнала в печать этот документ не был опубликован в официальном издании и, как следствие, не вступил в силу, мы полагаем, что нашим читателям будет небезынтересно с ним познакомиться.
Приказ N 730 разработан в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2009 N 312 "Об оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения" (далее - Правила N 312).
Оценка результативности деятельности научных организаций проводится в соответствии (п. 2 Методики):
- с Правилами и типовым положением о комиссии по оценке результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения, типовой методикой оценки результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы гражданского назначения (утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 14.10.2009 N 406 (далее - Приказ N 406));
- с Методикой.
По сути, эти два документа очень схожи. Разница лишь в том, что в одном случае приказ утвержден Минобрнауки, а в другом - Минспорттуризмом.
Издание этих документов не случайно. Дело в том, что согласно нормам ст. 158 БК РФ в полномочия главного распорядителя входит обеспечение результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. В свою очередь, получатель бюджетных средств обязан обеспечивать результативность и целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований (ст. 162 БК РФ). Согласно ст. 28 БК РФ результативность и эффективность использования бюджетных средств - один из принципов построения бюджетной системы: при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или наилучших результатов с использованием определенного бюджетом объема средств (ст. 34 БК РФ). Реализуя нормы БК РФ, Правительство РФ, органы субъектов РФ и местного самоуправления, главные распорядители работают над созданием механизма, позволяющего производить оценку результативности деятельности подведомственных учреждений и органов власти. Результатом их работы стал в том числе и Приказ N 730. Ознакомимся с его нормами.
Общие положения проведения оценки результативности
Согласно п. 5 Правил N 312 оценка результативности деятельности научных организаций является обязательной и осуществляется один раз в пять лет. Период для проведения оценки результативности составляет пять лет (п. 8 Правил N 312).
Внеочередная оценка результативности деятельности научной организации может быть проведена по инициативе (п. 6 Правил N 312):
а) научной организации;
б) федерального органа исполнительной власти.
Для проведения оценки результативности деятельности научных организаций федеральный орган исполнительной власти:
1. Создает комиссию по оценке результативности деятельности научных организаций (далее - комиссия).
2. Утверждает положение о комиссии, разрабатываемое на основе правил и типового положения (утверждены Приказом N 460).
Срок проведения оценки не может превышать двух месяцев. Он может быть продлен только федеральным органом исполнительной власти по представлению комиссии, но не более чем на один месяц.
Все материалы для оценки результативности представляются в комиссию на бумажных носителях и в электронной форме. Материалы на бумажных носителях заверяются подписью руководителя научной организации.
Оценка результативности деятельности осуществляется с использованием показателей, приведенных в приложении к Методике. Ниже мы отразили те показатели результативности, сведения для расчета которых будут подаваться финансово-экономическим отделом организации.
По результатам проведения оценки результативности деятельности научных организаций комиссия готовит заключение с предложениями для федерального органа исполнительной власти по отнесению научной организации к одной из категорий:
- 1-я категория - научные организации - лидеры;
- 2-я категория - стабильные научные организации, демонстрирующие удовлетворительную результативность;
- 3-я категория - научные организации, утратившие научный профиль и перспективы развития.
Итогом оценки результативности деятельности научной организации является решение федерального органа исполнительной власти или государственной академии наук, в ведении которых находится научная организация, об отнесении научной организации к одной из названных категорий.
Показатели результативности
В таблице приведем показатели, используемые комиссией при оценке результативности деятельности научных организаций, подведомственных Минспорттуризму. Приняв во внимание эти показатели и сведения, необходимые для их расчета, учреждение может так организовать свой учет, чтобы впоследствии минимизировать количество времени, затрачиваемое на подготовку необходимых данных для комиссии.
Критерии оценки | Показатели оценки | Примечание |
Научный потенциал и эффективность научных исследований | ||
Общая характеристика | 1. Удельный вес внутренних затрат на исследования и разработки в общем объеме выполненных научной организацией работ, оказанных услуг (%) 2. Внутренние затраты на исследования и разработки, отнесенные к численности исследователей (тыс. руб./чел.) 3. Число защищенных за период оценки (пять лет) докторских и кандидатских диссертаций, отнесенное к численности исследователей 4. Перечень государственных и международных премий, призов, наград, почетных званий, полученных научной организацией или отдельными ее работниками за период оценки (пять лет) | Показатель по дебету счета 2 106 04 340 и количество работников в организации |
Публикационная активность | Число монографий, публикаций работников научной организации, отнесенное к численности исследователей | |
Объекты интеллектуальной собственности | 1. Число охраняемых объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих научной организации, отнесенное к численности исследователей 2. Число отечественных и зарубежных патентов (свидетельств) на объекты интеллектуальной собственности, полученных научной организацией и ее работниками за период оценивания, отнесенное к численности исследователей | |
Вовлеченность научной организации в национальное и мировое научно-образовательное сообщество | ||
Участие в международном научно-техническом сотрудничестве | 1. Удельный вес средств иностранных источников во внутренних затратах на исследования и разработки (%) 2. Удельный вес средств, полученных по отечественным грантам и целевым программам, во внутренних затратах на исследования и разработки (%) 3. Число заключенных договоров, сертификатов участия в международных научно-исследовательских проектах 4. Перечень основных научных мероприятий (симпозиумов, конференций, семинаров и т.п.) с указанием общего числа работников, из них зарубежных и отечественных ученых, не являющихся работниками данной научной организации | Отношение дебета счета 2 106 04 340 (в части затрат учреждения на научные разработки) к объему средств, полученных из иностранных источников, по отечественным грантам и т.д. (дебет счета 2 205 00 00) Рекомендуем ввести аналитику к счету 2 205 00 000, чтобы было видно, из какого источника поступают денежные средства |
Интеграция науки и образования | Численность работников научной организации, осуществляющих преподавательскую деятельность, отнесенная к численности исследователей организации (%) | |
Коммерциализация и прикладное значение результатов исследований | ||
Взаимодействие в реальном секторе экономики | Объем средств, поступивших по договорам с предприятиями на выполнение НИОКР (научно-исследовательских услуг), отнесенный к численности работников научной организации (тыс. руб./чел.) | |
Ресурсная обеспеченность научной организации | ||
Обеспеченность научным оборудованием и наличие необходимых условий для научной работы | 1. Удельный вес машин и оборудования в возрасте до трех лет включительно в общей стоимости машин и оборудования (%) 2. Среднегодовая стоимость основных средств на исследования и разработки в расчете на одного работника научной организации (тыс. руб./чел., фондовооруженность) 3. Среднегодовая стоимость машин и оборудования в расчете на одного исследователя (тыс. руб./чел., техновооруженность) | Анализ счета 101 04 000. Программа позволяет отобрать машины и оборудование со сроком эксплуатации до трех лет Среднегодовая стоимость основных средств определяется по формуле: Фсрг = Фнг + Фвв х n1/12 - Фвыб х n2/12, где: Фнг - стоимость основных фондов на начало года, руб.; Фвв - стоимость введенных основных фондов, руб.; Фвыб - стоимость выбывших основных фондов, руб.; |
4. Среднемесячная заработная плата работников организации 5. Среднемесячная заработная плата исследователей научной организации | n1 и n2 - количество месяцев функционирования введенных и выбывших основных фондов соответственно | |
Состояние финансовой деятельности научной организации | ||
Доходы научной организации | 1. Доля доходов от обычных видов деятельности в общих доходах научной организации (%) 2. Доля доходов от сдачи зданий, помещений в аренду в общих доходах научной организации (%) 3. Доля доходов от сдачи машин и оборудования в аренду в общих доходах организации (%) 4. Отношение валовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов научной организации | |
Расходы научной организации | Доля расходов по обычным видам деятельности в общих фактических расходах научной организации (%) | |
Структура внутренних затрат на исследования и разработки | Доля во внутренних затратах на исследования и разработки: - бюджетных средств; - средств, выделенных в рамках целевой программы на реализацию проекта; - средств, полученных на выполнение заказов хозяйствующих субъектов реального сектора российской экономики; - средств, полученных от сдачи имущества в аренду |
Т. Обухова,
эксперт журнала
"Учреждения физической культуры и спорта:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"