Изменения в правовом регулировании имущественных налогов
Федеральным законом от 27.07.10 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ) внесены изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс), а также в часть вторую Налогового кодекса, в частности в главы 28 "Транспортный налог", 29 "Налог на игорный бизнес", 31 "Земельный налог", и в Закон Российской Федерации от 9.12.91 г. N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон N 2003-1).
К числу наиболее существенных изменений в правовом регулировании имущественных налогов, относятся:
передача полномочий по утверждению форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения;
отмена расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу для организаций и по земельному налогу для организаций и индивидуальных предпринимателей;
установление предельных сроков уплаты транспортного и земельного налогов налогоплательщиками, являющимися физическими лицами и уплачивающими эти налоги на основании налогового уведомления, а также изменение сроков уплаты налога на имущество физических лиц;
отмена авансовых платежей по земельному налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих налог на основании налоговых уведомлений;
установление предельного срока представления плательщиками земельного налога документов, подтверждающих их право на вычет по этому налогу.
Передача полномочий по утверждению форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения
В соответствии с п. 7 ст. 80 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона N 229-ФЗ) формы налоговых деклараций (расчетов) и порядок их заполнения утверждались Минфином России.
Федеральным законом N 229-ФЗ полномочия по утверждению форм налоговых деклараций (расчетов) и порядка их заполнения переданы федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Таким образом, с момента вступления в силу названных изменений, т.е. со 2 сентября 2010 г., на основании п. 7 ст. 80 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России. В связи с этим корреспондирующие поправки внесены в главы 28, 29 и 31 Налогового кодекса в части исключения положений об утверждении Минфином России налоговых деклараций (расчетов) соответственно по транспортному налогу, налогу на игорный бизнес и земельному налогу.
Учитывая это, со 2 сентября 2010 г. все полномочия по разработке и утверждению форм налоговых деклараций (расчетов) по налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогу на игорный бизнес и земельному налогу, а также порядку их заполнения переданы ФНС России. Минфин России осуществляет теперь лишь согласование указанных документов.
Отмена расчетов по авансовым платежам по транспортному налогу для организаций и по земельному налогу для организаций и индивидуальных предпринимателей
В настоящее время в соответствии с п. 2 ст. 363.1 Налогового кодекса налогоплательщики, являющиеся организациями и уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по транспортному налогу, по истечении каждого отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения транспортных средств налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
Согласно п. 2 ст. 398 Налогового кодекса налогоплательщики - организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования и используемых (предназначенных для использования) в предпринимательской деятельности, за исключением налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, установленные главами 26.1 и 26.2 Налогового кодекса, уплачивающие в течение налогового периода авансовые платежи по земельному налогу, по истечении отчетного периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка налоговый расчет по авансовым платежам по земельному налогу.
Федеральным законом N 229-ФЗ внесены изменения в ст. 363.1 и 398 Налогового кодекса в части исключения обязанности налогоплательщиков по представлению в налоговые органы налоговых расчетов по авансовым платежам по транспортному и земельному налогам. Указанные изменения вступят в силу с 1 января 2011 г.
Вместе с тем внесенные в ст. 363.1 и 398 Налогового кодекса изменения не предусматривают освобождения налогоплательщиков-организаций от уплаты авансовых платежей по транспортному налогу, а также налогоплательщиков - организаций и индивидуальных предпринимателей от обязанности по уплате авансовых платежей по земельному налогу.
Таким образом, с 1 января 2011 г. плательщики - организации по транспортному налогу, а также плательщики - организации и индивидуальные предприниматели по земельному налогу должны будут в течение налогового периода уплачивать авансовые платежи соответственно по транспортному и земельному налогам без представления в налоговые органы обосновывающих налоговых расчетов по этим налогам.
Установление сроков уплаты некоторых имущественных налогов
В соответствии со ст. 12 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) при установлении региональных и местных налогов соответственно законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и представительные органы муниципальных образований определяют в порядке и пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом.
Следует отметить, что в настоящее время только по налогу на имущество физических лиц Законом N 2003-1 порядок и сроки уплаты налога определены на федеральном уровне.
В целях упрощения администрирования имущественных налогов Федеральным законом N 229-ФЗ внесен ряд изменений в Налоговый кодекс, предусматривающих установление предельных сроков уплаты транспортного и земельного налогов для физических лиц, уплачивающих эти налоги на основании налогового уведомления.
Так, согласно п. 1 ст. 363 и п. 1 ст. 397 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) срок уплаты транспортного и земельного налогов для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В настоящее время в соответствии с п. 9 ст. 5 Закона N 2003-1 налог на имущество физических лиц уплачивается налогоплательщиками в два срока равными долями - не позднее 15 сентября и 15 ноября текущего налогового периода.
Федеральным законом N 229-ФЗ внесены изменения в ст. 5 Закона N 2003-1, касающиеся приведения сроков уплаты налога на имущество физических лиц в соответствие с положениями части первой Налогового кодекса. На основании ст. 5 Закона N 2003-1 (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) уплата налога на имущество физических лиц производится налогоплательщиками не позднее 1 ноября года, следующего за годом, за который исчислен налог.
Указанные изменения вступят в силу с 1 января 2011 г.
Так, например, налог на имущество физических лиц за 2011 г. должен быть уплачен налогоплательщиками в срок до 1 ноября 2012 г.
Кроме того, Федеральным законом N 229-ФЗ внесены изменения в ст. 52 Налогового кодекса, касающиеся требований к форме налогового уведомления. В частности, согласно п. 3 ст. 52 Налогового кодекса (в редакции Федерального закона N 229-ФЗ) в налоговом уведомлении могут быть указаны данные по нескольким налогам, подлежащим уплате.
Отмена авансовых платежей по земельному налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих налог на основании налогового уведомления
В настоящее время в соответствии со ст. 396 и 397 Налогового кодекса сумма земельного налога (авансовых платежей), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами (за исключением индивидуальных предпринимателей), исчисляется налоговыми органами и уплачивается налогоплательщиками на основании налоговых уведомлений в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
Представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право при установлении земельного налога предусмотреть уплату в течение налогового периода (календарный год) не более двух авансовых платежей по земельному налогу для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих налог на основании налогового уведомления.
В соответствии с Федеральным законом N 229-ФЗ с 1 января 2011 г. изменяется порядок уплаты земельного налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
В главе 31 "Земельный налог" Налогового кодекса исключена обязанность налогоплательщиков, являющихся физическими лицами и уплачивающих налог на основании налогового уведомления, по уплате в течение налогового периода авансовых платежей по земельному налогу.
Срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, не может быть установлен представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Следовательно, начиная с 1 января 2011 г. земельный налог в полном объеме будет уплачиваться физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, в сроки, установленные нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), но не ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, ранее предусмотренные законодательством о налогах и сборах суммы авансовых платежей по земельному налогу, которые подлежали бы уплате физическими лицами за 2011 г. на основании налоговых уведомлений, поступят в соответствующие местные бюджеты в 2012 г. в виде уплаты земельного налога в полном объеме.
Установление предельного срока представления физическими лицами документов, подтверждающих их право на вычет по земельному налогу
В соответствии с п. 5 ст. 391 Налогового кодекса налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении налогоплательщиков, категории которых указаны в данном пункте.
Представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) вправе устанавливать дополнительные налоговые льготы в виде уменьшения налоговой базы по земельному налогу. При этом уменьшение налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму производится на основании документов, подтверждающих право граждан на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения земельного участка. Порядок и сроки представления налогоплательщиками таких документов устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга (п. 6 ст. 391 Налогового кодекса).
В целях сокращения возможных перерасчетов исчисленных сумм земельного налога в связи с последующим представлением документов, подтверждающих право налогоплательщиков на уменьшение налоговой базы по земельному налогу, ст. 391 Налогового кодекса дополнена положением, согласно которому срок представления документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы по земельному налогу, не может быть установлен позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
С учетом приведенных изменений, внесенных Федеральным законом N 229-ФЗ, и принимая во внимание требования ст. 5 Налогового кодекса, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований (законы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) должны быть приведены в соответствие с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах до 1 декабря 2010 г.
Е. Холева,
советник государственной гражданской службы
Российской Федерации 3 класса
"Финансовая газета", N 43, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.