Дистрибьютор проводит маркетинговую акцию, в рамках которой предписывает дилерам производить безвозмездную для клиентов доукомплектацию технического оборудования "С" с обязательством дальнейшей компенсации дилерам 70% стоимости дополнительно реализованного покупателям оборудования. Каким должен быть документооборот у дилера и дистрибьютора согласно требованиям норм бухгалтерского учета и НК РФ?
В данной ситуации для целей отражения в налоговом и бухгалтерском учете целесообразно оформить проводимую акцию, именно как маркетинговую, направленную на увеличение продаж технического оборудования "С". В этом случае дилером будет предоставлена скидка розничному покупателю в размере стоимости дополнительного оборудования, а дистрибьютор предоставит скидку (изменение цены) дилеру на стоимость поставленного технического оборудования "С" в размере 70% стоимости дополнительного оборудования, реализованных дилером розничному покупателю. Проведение маркетинговой акции (связанное с 70%-ной компенсацией стоимости дополнительно реализованного оборудования) может быть оформлено также договором возмездного оказания услуг.
Проведение маркетинговой акции оформляется документально следующим образом:
у дистрибьютора:
1) разрабатывается и утверждается маркетинговая политика;
2) издается приказ или распоряжение руководителя (иного уполномоченного лица) о проведении акции, где в обязательном порядке указываются:
цель проведения;
участники;
условия проведения (порядок предоставления скидок, требования, предъявляемые к проведению акций, и т.д.);
сроки проведения;
порядок предоставления отчетов дилером о проведении акции (в том числе определяется перечень документов, прилагаемых к отчету для расчета скидки, и срок предоставления отчета);
назначается ответственное лицо за проведение акции и определяются форма и срок предоставления краткого отчета об итогах проведенной акции;
3) оформляется дополнительное соглашение об изменении цены - предоставлении скидки. При этом необходимо направить дилеру соответствующие письменные директивы, которые будут являться неотъемлемой частью договора, а также получить отчет дилера о проведении акции, утвердить и рассчитать сумму скидки, предоставляемой дистрибьютором, оформив это как дополнительное соглашение к договору.
Следует помнить, что скидка представляет собой снижение цены договора, порядок установления которой определяется ст. 424 ГК РФ. В соответствии с п. 2 ст. 424 ГК РФ изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором. Это означает, что продавец и покупатель должны согласовать эти случаи и условия, т.е. скидка носит договорной двухсторонний характер;
4) вносятся изменения в первоначальные показатели товарной накладной и счета-фактуры путем осуществления исправительных записей, заверенных подписями уполномоченных лиц и печатью поставщика. В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" в первичные учетные документы исправления вносятся лишь по согласованию с участниками хозяйственных операции, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. В п. 29 постановления Правительства Российской Федерации от 2.12.2000 г. N 914 также указано, что исправления, внесенные в счета-фактуры, должны быть заверены подписью руководителя организации и печатью дистрибьютора с указанием даты внесения исправления. Поскольку изменение цены товара предусмотрено договором, НДС должен быть начислен дистрибьютором со стоимости товара с учетом скидки.
На основании исправленных накладных и счетов-фактур дистрибьютор делает в учете сторнирующие записи и корректирует ранее отраженную выручку и сумму начисленного НДС, а если предоставление скидки и реализация товара происходят в разных налоговых периодах, то вносит изменения в налоговые декларации;
у дилера:
1) разрабатывается и утверждается собственная маркетинговая политика;
2) издается приказ или распоряжение руководителя (иного уполномоченного лица) о проведении акции в соответствии с полученными письменно директивами, указав свои условия проведения акции и основные положения, которые были перечислены ранее для дистрибьютора;
3) дополняется предмет договора купли-продажи технического оборудования "С" пунктом "прочее дополнительное оборудование" (указать, какое именно, так как их может быть несколько);
4) составляется собственный краткий отчет об итогах проведения акции, предоставляется требуемый отчет дистрибьютору;
5) оформляется дополнительное соглашение об изменении цены;
6) принимаются от дистрибьютора документы, скорректированные на сумму предоставленной скидки, и вносятся исправления в учет, а также в случае необходимости представляются уточненные налоговые декларации.
Отражение в учете подобным образом проводимой акции имеет ряд преимуществ и позволит дистрибьютору скорректировать цену реализации в сторону уменьшения, а дилеру:
начислять НДС только на стоимость выручки (стоимость технического оборудования "С" согласно условиям поставки, которая не меняется). Кроме того, обоснование продажной цены технического оборудования "С" будет фактически подтверждаться маркетинговой политикой для исключения доначисления налогов и штрафов с учетом положений ст. 40 НК РФ;
включение стоимости "подарков" (дополнительного оборудования или авто-услуг) в стоимость товара позволит избежать факта безвозмездной передачи "подарков" с дополнительным начислением НДС, а также обязанности сообщать сведения о НДФЛ по выплатам, произведенным в пользу физических лиц;
при расчете налога на прибыль покупную стоимость "подарков" полностью включить в расходы и принять "входной" НДС к зачету;
не определять расходы при расчете налога на прибыль и НДС как рекламные.
Вместе с тем приведенный вариант документального оформления акции достаточно трудоемок для всех участников маркетинговой акции.
Если проведение маркетинговой акции будет оформлено договором возмездного оказания услуг, то сторонам потребуется оформить и подписать дополнительное соглашение к дилерскому соглашению (где стоимость услуги будет определена в размере 70% предполагаемой компенсации стоимости дополнительно реализованного оборудования), а также предусмотреть форму и порядок предоставления отчета для обоснованного отнесения расходов дистрибьютором в качестве прочих расходов, связанных с реализацией (п. 49 ст. 264 НК РФ) и одновременно отвечающих требованиям ст. 52 НК РФ (экономически обоснованных и документально подтвержденных). Данный вариант оформления наиболее удобен для участников проводимой акции и позволяет дилеру отразить полученное вознаграждение в качестве доходов, а дистрибьютору - в качестве расходов. Для этого необходимо оформить отчеты (или справки) о проведении акции, где подробно описать положительные результаты - экономическую выгоду для дистрибьютора с целью избежания возможных споров с налоговыми органами в отношении правомерности признания этих расходов при расчете налога на прибыль и зачета "входного" НДС.
Р. Кондрашова,
аудитор
21 октября 2010 г.
"Финансовая газета", N 43, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство финансов Российской Федерации, ООО "Международная Медиа Группа"
Газета зарегистрирована в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Регистрационное свидетельство ПИ N ФС77-38355 от 15 декабря 2009 г.
Издается с июля 1991 г.