Сведения в Росфинмониторинг: отдельные вопросы
В этом году мы уже говорили о представлении сведений в Росфинмониторинг*(1). С 21 марта 2010 года действует Инструкция о представлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Инструкция)*(2). Теперь Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) выпустила информационное письмо с разъяснениями о порядке применения данной Инструкции. На что же надо обратить внимание страховым организациям при взаимодействии с Росфинмониторингом?
Начнем с того, что на официальном сайте ФССН (www.fssn.ru) размещено Информационное письмо от 08.06.2010 N 4586/03-04/19, в котором сообщается, что на официальном сайте Росфинмониторинга (www.fedsfm.ru) размещено Информационное письмо от 22.03.2010 N 4 с разъяснениями по применению Инструкции. Данный документ можно найти по указанному интернет-адресу, хотя и не с первой попытки, так как часть разделов сайта Росфинмониторинга находится в разработке.
Надо сказать, что сам факт появления разъяснений по принятому документу, определяющему порядок представления сведений в официальный орган, не вызывает удивления. Это обычная практика для хозяйствующих субъектов: сначала выходит федеральный закон, потом к нему - подзаконные акты, а затем идут разъяснения, как читать и понимать сам закон и, главное, как его применить на практике с учетом всех принятых и не принятых к нему документов. А самое интересно, что без разъяснений нельзя работать. Возможно, наш случай не самый худший.
Порядок представления информации
Согласно п. 6 Инструкции информация представляется в Росфинмониторинг в виде электронного формализованного сообщения (далее - СЭД), формируемого организацией (лицом), подписанного зарегистрированной электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП). При этом по согласованию с Росфинмониторингом такая информация может представляться организацией на бумажных носителях.
Специальное программное обеспечение предоставляется Росфинмониторингом на безвозмездной основе - комплект АРМ "Организация". Кроме этого, обеспечивается предоставление и обновление справочников, техническая и информационная поддержка по телефонам "горячей линии" и электронной почте.
Техническая поддержка по вопросам, связанным с функционированием программы АРМ "Организация", оказывается по телефонам (495) 627-32-99, 627-33-98, 624-29-12.
Как получить АРМ "Организация"?
Для получения АРМ "Организация" и регистрации в удостоверяющем центре Росфинмониторинга необходимо направить регистрационную карточку абонента ЕИС Росфинмониторинга (форма 2-УЦ/01). Форма 2-УЦ/01 представляет собой формализованный документ на бумажном носителе и приведена в приложении 1 к Регламенту удостоверяющего центра Росфинмониторинга (далее - Регламент), утвержденному Приказом Росфинмониторинга от 30.08.2005 N 126. Регламент удостоверяющего центра Росфинмониторинга опубликован на сайте Росфинмониторинга в разделе "В помощь организациям", подраздел "Техническая поддержка".
Обратите внимание! Достоверность данных, содержащихся в форме 2-УЦ/01, должна подтверждаться подписью руководителя организации и печатью организации. При этом подпись руководителя организации должна быть заверена нотариально. К форме 2-УЦ/01 прилагаются оригинал доверенности или надлежащим образом заверенные копии документов, подтверждающие правомочность действий от имени юридического лица подписывать и представлять информацию в виде электронных документов.
Получить комплект АРМ "Организация" можно в межрегиональном управлении Росфинмониторинга руководителю организации или лицу, имеющему соответствующую доверенность.
Один экземпляр подписанного сертификата открытого ключа ЭЦП и шифрования следует направить в Росфинмониторинг по адресу: 107450, К-450, Москва, ул. Мясницкая, д. 39, стр. 1 в течение 30 дней с момента получения.
Как представить информацию на бумажных носителях?
По согласованию с Росфинмониторингом информацию можно представить на бумажных носителях. Что собой представляет процесс согласования, непонятно, в Инструкции об этом не сказано. Росфинмониторинг дает разъяснения по данному вопросу.
До нормативного закрепления процедуры согласования с Росфинмониторингом представления информации на бумажных носителях организациям (лицам) необходимо руководствоваться следующим.
Организации (лица), получившие и использующие АРМ "Организация" до вступления в силу Инструкции, продолжают представлять информацию с использованием АРМ "Организация" независимо от количества сообщений.
Имеют право представлять на бумажных носителях без получения письменного согласования Росфинмониторинга:
- вновь созданные организации в течение одного года с момента начала осуществления деятельности;
- организации (лица), представляющие не более 30 сообщений в течение одного календарного года. Если в течение одного календарного года количество представленных сообщений превышает 30, организации (лицу) необходимо получить АРМ "Организация" или согласовать с Росфинмониторингом представление информации на бумажных носителях в случае невозможности представления информации в электронном виде;
- организации (лица) в период прохождения процедуры согласования представления информации на бумажных носителях;
- организации (лица) в период прохождения процедуры получения АРМ "Организация";
- организации (лица) в случае, когда по независящим от организации (лица) причинам природного или техногенного характера организация (лицо) не в состоянии самостоятельно подготовить и отправить сообщение с использованием АРМ "Организация";
- организации (лица) в случае, предусмотренном п. 20 Инструкции, - при невозможности отправки в электронном виде в связи с отсутствием лица, ответственного за направление сведений в Росфинмониторинг, по причине отпуска, болезни, командировки и пр., а также в период смены криптографических ключей, сообщения об операциях, подлежащих контролю, формируются с помощью АРМ и направляются в Росфинмониторинг на электронном и на бумажном носителях информации до устранения причин, препятствующих направлению сведений в установленном порядке. Формирование сообщений при помощи АРМ "Организация" и выгрузки их на электронный носитель не требует использования криптоключей. В целях отработки технологии информационного обмена в период опытной эксплуатации АРМ "Организация" организация (лицо) одновременно с направлением информации в Росфинмониторинг в электронном виде, формируемого организацией (лицом), подписанного ЭЦП, направляет информацию, руководствуясь п. 20 Инструкции.
Процесс согласования на данном этапе выглядит следующим образом: организация (лицо) направляет в Росфинмониторинг письменный запрос на согласование в произвольной форме с указанием реквизитов организации (лица) и причин отсутствия возможности представления сообщений в электронном виде.
Но ничего не сказано о том, надо ли ждать от Росфинмониторинга ответа на свой запрос.
Формирования номеров сообщений
Номер сообщения формируется организацией (лицом) в порядке возрастания в течение одного календарного года представления сообщений начиная с номера "XX00001", где "XX" - код филиала организации (в случае представления сообщений филиалом, в ином случае - ставится значение "00"), присваиваемый организацией самостоятельно (п. 12 и 27 Инструкции).
После вступления в силу Инструкции номера сообщений должны формироваться данным способом с учетом уже представленных сообщений в текущем году. Если организация (головная организация) в текущем году до вступления в силу Инструкции направила в Росфинмониторинг пять сообщений, следующее сообщение, направленное после вступления в силу Инструкции, будет иметь номер "0000006".
Исправление сообщений, отправленных до начала действия Инструкции
Если надо внести исправления в сообщения, которые отправлены до вступления Инструкции в силу сообщения с исправлениями представляются в формате ранее действующей инструкции, утвержденной Приказом Росфинмониторинга от 07.06.2005 N 86.
Заполнение отдельных реквизитов
В дополнение к пояснениям по заполнению реквизита 114 "Дата выявления операции" формы 4-СПД, которые приведены в п. 2.7 приложения 2 к Инструкции, отметим следующее.
Во-первых, данный реквизит является обязательным для заполнения.
Во-вторых, если сведения представляются в Росфинмониторинг по операциям (сделкам), подлежащим обязательному контролю в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ, участником которой являлась организация (лицо), данный реквизит заполняется исходя из даты фактического выявления операции.
Например, в случае, когда сведения о сделке с недвижимым имуществом, подлежащей государственной регистрации, получены организацией по истечении срока, установленного для их представления в Росфинмониторинг, в реквизите 114 указывается дата получения информации о регистрации сделки.
При заполнении реквизита 213 "Наименование лица, передающего информацию" формы 4-СПД надо учитывать, что он заполняется в случае, когда юридическим лицом - головной организацией передается информация об операции, совершенной и представленной в головную организацию ее филиалом или обособленным структурным подразделением. В этом реквизите необходимо указать сведения о головной организации, а наименование филиала или обособленного структурного подразделения, совершившего операцию, - в реквизите 212 "Наименование лица, представляющего информацию".
При этом в иных реквизитах листа 02 формы 4-СПД, например тех, которые касаются местонахождения организации, указываются данные филиала.
Е.П. Зобова,
главный редактор журнала "Страховые организации:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 5, сентябрь-октябрь 2010 г.
------------------------------------------------------------------------
*(1) См. статью О.Н. Поляковой "Представление страховыми организациями сведений в Росфинмониторинг", N 2, 2010.
*(2) Утверждена Приказом Росфинмониторинга от 05.10.2009 N 245.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"