Правила передела
Более половины российских регионов обеспокоены сложностями, которые видят в реализации Закона N 83-ФЗ*(1). Об этом беспокойстве свидетельствуют результаты опроса, проведенного в мае этого года депутатами Госдумы. Чтобы минимизировать сложности, правительство опубликовало рекомендации по изменению типов бюджетных учреждений.
Рекомендации, связанные с предстоящим изменением статуса бюджетных организаций, утверждены Распоряжением Правительства РФ от 07.09.2010 N 1505-р (далее - Распоряжение Правительства РФ N 1505-р). В приложении к документу изложены рекомендации:
- по определению критериев, согласно которым будет изменен тип учреждения;
- по внесению изменений в трудовые договоры с руководителями бюджетных учреждений.
Текст распоряжения представлен на сайте Правительства РФ*(2).
Как указано в документе, разработанные правительством рекомендации адресованы тем органам власти, которым предстоит произвести передел бюджетной сети в соответствии с требованиями Закона N 83-ФЗ, то есть поделить все госучреждения на бюджетные, казенные и автономные. Критерии, которыми должен руководствоваться учредитель, опираются на федеральные законы и сопутствующие им нормативные правовые акты, и также (в рекомендательном порядке) на данные, учитывающие экономический и управленческий потенциал учреждения.
Итак, три варианта, три возможных статуса - казенный, бюджетный, автономный. Для исполнения государственных (муниципальных) функций может создаваться только казенное учреждение, как гласит п. 6 приложения к Распоряжению Правительства РФ N 1505-р, за исключением случаев, прямо установленных федеральными законами. Автономные и бюджетные учреждения исполнять государственные функции, соответственно, не могут.
Определенным образом на статус, который получит учреждение, влияет сфера его деятельности. Так, автономными могут стать организации, которые работают в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта. Но не только. В некоторых случаях, выходящих за рамки перечисленных сфер деятельности, создание для определенной цели автономного учреждения разрешено законом. Например, оно создается для проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Эта возможность устанавливается Градостроительным кодексом.
Все прочие автономные учреждения, созданные в других сферах деятельности ранее того дня, когда Закон N 83-ФЗ вступил в силу, должны быть реорганизованы или ликвидированы. Эта необходимость следует из п. 7 ч. III Методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности (далее - Рекомендации), утвержденных Распоряжением Правительства РФ N 1505-р. Процессам реорганизации или ликвидации отводится год со дня опубликования закона*(3).
Что касается бюджетных и казенных учреждений, их сферы деятельности не ограничены, но с одной оговоркой. Согласно Закону N 83-ФЗ приоритетными для создания бюджетных учреждений являются наука, образование, здравоохранение, культура, социальная защита, занятость населения, физическая культура и спорт. Рекомендации подчеркивают, что к казенному сегменту целесообразно относить управленческие структуры либо организации, казенный статус которых определен законодательно.
Примечание. Автономные учреждения, работающие в иных сферах деятельности, нежели перечисленные в рекомендациях или определенные федеральными законами, и созданные до дня вступления в силу Закона N 83-ФЗ, должны быть реорганизованы или ликвидированы. На это отпускается год со дня вступления закона в силу.
Отдельным блоком рекомендаций учредителям предлагаются дополнительные критерии, которыми можно руководствоваться при смене статуса бюджетного учреждения. Это экономический и управленческий потенциал данной структуры. Кстати, эти же критерии можно взять за основу, когда нужно оценить, насколько целесообразным было решение об изменении типа конкретного учреждения. В частности, для оценки экономического потенциала рекомендуются такие показатели, как:
- средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения учреждения;
- средний рост доходов учреждения по всем источникам поступающего финансового обеспечения;
- средний рост балансовой стоимости основных фондов;
- средний рост расходов бюджетных средств на единицу госуслуги;
- средний рост зарплаты работников в среднем по учреждению;
- коэффициент эффективности использования фонда оплаты труда, определяемый как отношение среднего роста зарплаты работников, за исключением административно-управленческого персонала, к среднему росту зарплаты административно-управленческого персонала.
Все перечисленные показатели берутся за отчетный год и два предыдущих финансовых года. В рекомендациях указаны и другие показатели, которые можно использовать при определении экономического потенциала.
Управленческий же потенциал согласно рекомендациям следует определять на основе способности администраторов и управленцев, работающих в учреждении, эффективно им руководить. Таковая оценивается методами экспертных оценок либо социологическими методами и т.п. Кроме того, используются показатели: рейтинг учреждения, взятый из независимых источников, наличие плана по внедрению энергосберегающих технологий, наличие программы развития автономного учреждения.
В пункте 12 Рекомендаций подчеркнуто, что чем выше потенциал учреждения (как экономический, так и управленческий), тем менее целесообразно финансировать его на сметной основе во время переходного периода, оговоренного законом. Аналогично снижается и целесообразность перевода такого учреждения в казенный статус.
Что меняется в отношениях руководителя бюджетного учреждения и учредителя? В трудовом договоре, заключенном между этими двумя сторонами, согласно ч. 27 ст. 30 Закона N 83-ФЗ обязательны следующие пункты:
- права и обязанности руководителя;
- показатели оценки эффективности и результативности его деятельности;
- условия оплаты труда руководителя;
- срок действия трудового договора, если он установлен учредительными документами бюджетного учреждения;
- условие о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с ТК РФ при наличии у бюджетного учреждения просроченной кредиторской задолженности, превышающей установленные учредителем предельно допустимые значения*(4).
Примечание. Согласно Рекомендациям целесообразность перевода учреждения в казенный статус тем ниже, чем выше его экономический и управленческий потенциал.
В трудовой договор с руководителем рекомендовано внести раздел "Показатели оценки эффективности и результативности деятельности". В этом разделе указываются:
- утвержденные учредителем критерии оценки деятельности руководителя, учитывающие выполнение целевых показателей работы учреждения;
- утвержденные учредителем условия стимулирования за их выполнение.
Условие о расторжении договора по инициативе работодателя при наличии просроченной кредиторской задолженности (с указанием ее размера) в соответствии со ст. 278 ТК РФ целесообразно добавить в раздел "Расторжение трудового договора".
Чтобы внести в трудовой договор новые условия, в соответствии со ст. 74 ТК РФ заключается дополнительное соглашение к договору. Причем руководителя об этом извещают письменно не позднее чем за два месяца. Также рекомендуется прописать в трудовом договоре обязанности руководителя по соблюдению норм, оговоренных п. 10 и 13 ст. 9, п. 4 ст. 24 и п. 3 ст. 27 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. от 22.07.2010).
Распоряжение Правительства РФ N 1505-р вступает в силу с 1 января 2011 года.
С.Л. Кукина,
редактор журнала "Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
*(2) http://government.ru/gov/results/12127/.
*(3) 8 мая 2010 года.
*(4) Определение предельно допустимого значения просроченной кредиторской задолженности, за превышением которого следует расторжение трудового договора с руководителем, целесообразно поручить органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя. В соответствии с Рекомендациями такое поручение могут давать учредителям высшие органы государственной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"