Плата за ошибку
Минздравсоцразвития разместило в открытом доступе проект закона об обязательном страховании гражданской ответственности медиков перед пациентами. Документ не имеет аналогов в истории отечественной медицины: теперь пациент без обращения в суд может получить компенсацию за причиненный ему из-за врачебной ошибки ущерб.
Проект Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами" появился на сайте Минздравсоцразвития в начале сентября*(1). Этот документ является совершенно беспрецедентным для российской практики. Согласно ему любой пациент, которому причинен вред в связи с оказанием медицинской помощи, может получить материальное возмещение.
При этом страховать пациента будут сами медики, от него же денег не потребуется. А право определять необходимость выплат в связи с юридически установленным фактом причинения вреда пациенту предоставляется местным независимым комиссиям, которым предстоит работать на общественных началах.
Примечание. По оценкам независимых экспертов, смерть пациентов в России в результате действий медработников наступает в 45-50 тыс. случаев ежегодно. Считается, что экспертные оценки превышают доказанное число страховых случаев в 10-15 раз.
Интересно, что буквально накануне опубликования текста документа в открытом доступе Президент РФ говорил на совещании по страхованию, что граждане должны быть уверены в реальном возмещении своего ущерба при наступлении страхового случая. Медицинское ведомство отреагировало быстро.
Законопроект вводит новое для российской практики понятие "дефект оказания помощи". Также в нем перечислены виды нарушений, которые может допустить медицинская организация (страховой полис должны будут приобрести все медучреждения независимо от организационно-правовой формы и формы собственности). Страховые же компании могут работать с гражданами, пострадавшими от действий медиков, при соблюдении следующих условий: уставный капитал не менее 2 млрд. руб., доля иностранных инвесторов не выше 25%, наличие филиалов не менее чем в 75% регионов страны.
Компенсация ввиду причинения вреда действиями медработников полагается в четырех случаях:
- смерть пациента (2 млн. руб.);
- наступление инвалидности I группы (1,5 млн. руб.);
- наступление инвалидности II группы (1 млн. руб.);
- наступление инвалидности III группы (500 тыс. руб.).
Каждый страховой случай должен быть рассмотрен не позднее чем через 30 календарных дней с момента обращения пострадавшего. Деньги должны быть перечислены в течение 15 дней со дня вынесения решения о выплате компенсации.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту*(2), появлению документа предшествовало изучение зарубежной практики страхования профессиональной ответственности медиков.
Примечание. В Великобритании компенсацию за ущерб, причиненный в медучреждениях, выплачивают руководители этих учреждений.
Практика же эта различается не только от страны к стране, но и в одном государстве от штата к штату. Так, в США есть два вида полисов по страхованию ответственности медиков, и компенсации по ним выплачиваются в зависимости от времени подачи пациентом жалобы об ущербе. Страховые взносы выплачивает врач, и они зависят в том числе от рисков, существующих в конкретной специальности. При этом размеры взносов не только различны у врачей разных специализаций, но и могут дифференцироваться внутри одной специализации от штата к штату.
Американская практика имела два следствия: удорожание стоимости полиса и, соответственно, медицинского обслуживания и появление так называемой защитной медицины. Это означало, что медик сознательно избегает рискованных приемов и методик, а также не знает меры в назначении дорогостоящих процедур и анализов. Качество медицинской помощи от этого не повысилось.
Примечание. Американская практика такова, что взносы за страховой полис различаются не только у врачей разных специальностей, но и у одних и тех же специалистов, работающих в разных штатах.
Самой удачной системой страхования ответственности медиков на сегодняшний день признана система компенсации ущерба, не связанная с поиском виновных в причинении его пациенту и не требующая доказательства их вины. Так, в Финляндии пациенту компенсируют любой нанесенный в результате медицинской помощи ущерб, будь то последующие инфекции, воспаления и т.д. При этом рассматривается ущерб, причиненный при транспортировке больного, вследствие несчастного случая, происшедшего при осмотре, а также из-за отказов или дефектов медтехники.
Что касается экономики, российские медорганизации будут перечислять страховым компаниям 2% объема оказываемой помощи. Это базовый тариф. По оценке Минздравсоцразвития, объем рынка этого вида страхования составит 26,7 млрд. руб.
Примечание. Практика ответственности без вины действует в Новой Зеландии, Швеции, Финляндии и Норвегии и не заменяет страхование профессиональной ответственности медиков, а дополняет его.
При этом эксперты считают, что появление закона неминуемо приведет к удорожанию медицинского обслуживания, как это произошло в США. Как сообщил "Коммерсанту" президент Лиги пациентов Александр Саверский, законопроект "запускает механизм вскипания цен в замкнутой системе, когда страховой тариф войдет в цены на медуслуги, что приведет к росту цен"*(3). Моральный же вред пациента вообще не рассматривается.
Список дефектов медицинской помощи перечислен в пояснительной записке к законопроекту. К ним относятся:
- ошибка работников медорганизации при применении в отношении пострадавшего методов диагностики, профилактики или лечения вследствие их добросовестного заблуждения, в том числе ошибка в диагнозе пострадавшего, полноте диагностики, определении сроков и периодичности проведения лечения, выборе метода лечения;
- ненадлежащее оказание или неоказание медицинской помощи в нарушение стандартов, установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- нарушение работником медорганизации в отношении пострадавшего обоснованности выбора лекарственных средств, иммунобиологических препаратов, дезинфекционных средств и медицинских изделий;
- обследование, лечение и содержание пострадавшего в условиях, не соответствующих санитарно-противоэпидемическим требованиям;
- несоблюдение в отношении пострадавшего критериев и порядка определения момента смерти, прекращения реанимационных мероприятий;
- нарушение в отношении пострадавшего условий и порядка изъятия органов и (или) тканей либо условий и порядка трансплантации;
- нарушение порядка заготовки, переработки, хранения, транспортировки и клинического использования донорской крови или ее компонентов и применения препаратов крови;
- применение в отношении пострадавшего лекарственного препарата, пришедшего в негодность в результате нарушения правил хранения либо отпуска лекарственных препаратов, а также правил изготовления и отпуска лекарственных препаратов.
Как следует из пояснительной записки и финансово-экономической документации, для реализации законопроекта необходима разработка таких нормативных правовых актов, как:
- Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил обязательного страхования гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами";
- Постановление Правительства РФ "Об утверждении Страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами";
- Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении Правил проведения независимой экспертизы (оценки) дефектов медицинской помощи, требований к экспертам, в том числе условий и порядка их профессиональной аттестации и ведения государственного реестра экспертов";
- Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении формы заявления о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами, формы страхового полиса и формы документа, содержащего сведения о данном страховании";
- Приказ Минздравсоцразвития РФ "Об утверждении Порядка представления сведений о заключенных, продленных, недействительных и прекративших свое действие договорах обязательного страхования гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами";
- Постановление Правительства РФ "Об утверждении Перечня информации, предоставляемой в обязательном порядке органами государственной власти, страховщиками, иными лицами для формирования информационных ресурсов автоматизированной информационной системы в рамках обязательного страхования гражданской ответственности медицинских организаций перед пациентами, порядка предоставления пользователям содержащейся в данной системе информации, а также органов и организаций, ответственных за сбор и обработку указанных информационных ресурсов".
Проекты всех указанных нормативных актов должны быть подготовлены к 1 января 2011 года.
Разместив законопроект в открытом доступе, Минздравсоцразвития рассчитывает на его широкое обсуждение, в том числе конструктивную критику, и приглашает к этому не только профессиональное сообщество, но и представителей общественности.
Л.Н. Воронов,
эксперт журнала
"Руководитель бюджетной организации"
"Руководитель бюджетной организации", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст законопроекта: http://www.minzdravsoc.ru/docs/doc_projects/447.
*(2) Пояснительная записка и финансово-экономическая документация: http://www.minzdravsoc.ru/health/modernization/3.
*(3) http://www.kommersant.ru/doc. aspx?DocsID=1497148&NodesID=7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"