Сетевая охота
Какие возможности есть у работодателя для поиска новых сотрудников? Стандартные способы - делегировать поиск кадровому агентству, проштудировать работные сайты, дать объявление в газету "Работа для вас". Есть и совершенно новый путь. Это поиск сотрудников через социальные сети.
- Что такое социальные сети?
- Социальные сети (медиа) - это множество интернет-ресурсов, на которых проводят время посетители Интернета. Посетители формируют сетевое сообщество. Сети делятся по типу: для поиска одноклассников, однокурсников, коллег, людей со схожими интересами; бизнес-сети, сети для поиска работы и партнеров и т.п. Любая социальная сеть направлена на построение сообщества людей со схожими интересами, которые общаются между собой посредством внутренней почты или сервиса мгновенных сообщений. Сетевое сообщество растет с огромной динамикой. Крупнейшая в мире социальная сеть Facebook появилась всего лишь шесть лет назад. Только за последний год она выросла в России на 600%. Сегодня 89% российских посетителей Интернета зарегистрированы в социальных сетях. Это многотысячная база данных, которой мало кто может похвастаться.
- Как возникла идея поиска сотрудников в социальных сетях?
- В последнее время я бывал на конференциях, посвященных Интернету и социальным сетям, где обсуждалось множество вопросов, связанных с использованием социальных медиа. Но никто не поднимал темы использования социальных сетей для рекрутинга. Я изучил рынок и понял, что этим действительно никто всерьез не занимается. А такая информация людям нужна. Их интересует, как стать в сетевом сообществе успешным работодателем, примеры поиска сотрудников через социальные сети, стоит ли вообще искать, и если да, то как это делать, как вести себя в сетях, как правильно заводить "профайл", что делать, чтобы кандидаты к ним потянулись, и т.д.
- Чем хорош поиск кандидатов в социальных сетях?
- Во-первых, социальные сети надо использовать не сами по себе, а в том числе. Во-вторых, это экономит деньги и время. Кадровые агентства берут деньги за каждую найденную позицию. Например, если агентство работает за 15% годового дохода требуемого специалиста и зарплата специалиста составляет 10 тыс. руб., то стоимость поиска - 18 тыс. руб. Наша компания занимается хедхантингом, и есть вакансии, когда за поиск одного эксклюзивного специалиста нам платят больше миллиона рублей. Но этого же человека реально найти через социальные сети. Зачем же переплачивать хедхантерам и кадровым агентствам, когда можно самостоятельно найти этого специалиста в социальных сетях и сэкономить бюджет?
В социальных сетях находится больше людей, чем в любой базе данных, на любом работном портале типа HeadHunter или SuperJob. Соответственно, там могут быть люди, которые никогда не появляются на работных сайтах, но для вас они могут быть интересны как профессионалы. Те, кто ищет работу, - на работных сайтах. А те, кто уже где-то работает, - в социальных сетях. Вот в этом разница. То есть социальные сети могут вывести вас на людей, которых не предоставит ни одно кадровое агентство.
Например, в ювелирной сфере есть такая профессия, как геммолог*(1). На SuperJob геммологов не так уж и много. Но если вы найдете группу геммологов в социальных сетях, войдете в нее и станете друзьями этих людей, то у каждого из них вы сможете спросить, например, не будет ли ему интересно рассмотреть возможность поездки в Индию с целью отбора ювелирных камней для такой-то компании? Вы можете задавать любые вопросы, в том числе о потенциальной работе в ваших интересах.
Примечание. Социальные сети - это интернет-ресурсы, которые дают возможность пользователям Сети находить друг друга соответственно своим целям и интересам и общаться, обмениваясь различными видами контента (текстовыми сообщениями, фото-, видео- или аудиофайлами), и т.д.
- Интересны ли социальные сети руководителю-бюджетнику как работодателю?
- Бюджетники могут использовать социальные сети для поиска сотрудников ровно таким же образом, как и все прочие работодатели. Чтобы зайти в социальные сети, платить деньги не нужно. Инструменты те же самые - где встречается ваша аудитория, где больше шансов встретить нужного человека, как искать и привлекать кандидатов и т.п.
- Как выйти на кандидата через социальные сети?
- Зарегистрировавшись в нескольких социальных сетях, вы можете найти группы - сообщества - в которых собираются и встречаются потенциально интересные вам люди. Такую группу вы можете создать и самостоятельно. В группах можно размещать объявления о ваших вакансиях. Другой способ - начать обсуждение на профессиональную тему, чтобы по ответам понять, кто из участвующих в обсуждении наиболее интересен вам, - с ними и связывайтесь. Далее вы можете объяснить сообществу, какого именно специалиста вы ищете, и попросить рекомендовать вам знакомых, подходящих под ваши требования.
Вы не представляете возможности социальных сетей. Например, вам нужен конкретный реальный человек, но вы не знаете, как на него выйти. Можно "закинуть в группе удочку" с вопросом: кто знает контакты Иван Иваныча? Кем бы ни был Иван Иваныч, контакты вскоре найдутся, будьте уверены. Еще один полезный способ - подружиться с модератором группы (это человек, который создал группу и лучше других знает, кто в ней собирается, что это за люди и т.п.). Модератор в личном общении может дать вам много полезной информации, в том числе о профессионалах, которых вы ищете. Таких способов много, их можно изобретать самостоятельно, пробовать, проверять и т.д.
- Как грамотно заполнить профиль при регистрации?
- Несколько конкретных советов. Первое, что вы делаете, регистрируясь в любой социальной сети, - заполняете профиль. Имейте в виду, что профиль будет отвечать за впечатление и о вас, и о вашей организации. Он должен быть полным, иначе люди не получат представление о том, с кем имеют дело, или, что еще хуже, подумают, что страницу заполнил робот, и уйдут с вашей страницы навсегда. А это могут быть ваши потенциальные кандидаты. Поэтому важно, чтобы на странице были представлены и ваши профессиональные регалии, и победы в различных номинациях, и членства в профессиональных организациях. Если есть публикации в отраслевых изданиях, выкладывайте их без сомнений: вы же хотите создать о себе серьезное впечатление.
Фото - непременно. Если есть семья, хобби - также выкладывайте. Будьте более открытыми, и люди к вам потянутся. Оставляйте контакты - электронную почту, мобильный телефон.
Ваши профессиональные связи прослеживаются в списке друзей, которые можно увидеть на вашей странице. Понятно, что друзья должны быть соответствующими, чтобы кандидаты доверяли серьезности ваших предложений. Неадекватных с точки зрения вашей профессиональной принадлежности "френдов" - "обнаженки" и звезд шоу-бизнеса - там быть не должно.
- Где больше шансов встретить нужного человека?
- Это зависит от того, какой человек вам нужен. Чтобы ответ был очевиден, опишу несколько социальных сетей. "Мой круг" - сеть, направленная на установление деловых контактов между людьми, активная, но не очень большая. Люди представлены таким образом, что вы можете видеть, где они работают, где работали раньше, чего достигли на сегодняшний день, кто их рекомендует. По моему опыту, там можно найти нужных людей, хотя сами по себе они не являются достаточно активными. Но отклик на вакансии там есть.
Если вам нужны экспаты*(2), или иностранцы, или люди, хорошо владеющие иностранным языком, то пользуйтесь Linkedin. Очень популярная сеть.
Самые раскрученные бренды завели свои страницы на Facebook. Это крупнейшая в мире социальная сеть. У Facebook есть некоторые минусы, например некоторые профили там не отражаются или заполнены не полностью. Но главный плюс - высочайшая динамика, когда размещенную вами информацию в течение нескольких секунд кто-то "перепостил", и она с огромной скоростью пошла распространяться по сети. Поэтому отклик вы можете получить очень быстро.
Интересные задачи с наймом можно решить, используя сеть "Вконтакте". Я беседовал с представителями компании, которым нужно было найти в регионах обычных продавцов-консультантов. Сначала они создали там группу, в которой рассказывали о продукции, обсуждали ее, комментировали. И между делом оставили сообщение, что в таком-то городе им срочно нужен консультант в такой-то магазин. Уже на следующий день менеджер отбирал кандидатов - такой мощный был отклик. То есть группа была создана по другому поводу, но информация о вакансии в этой группе дала требуемый результат. Понимаю, что это пример коммерческий, но способ одинаково хорошо работает в любой сфере профессиональной занятости. Создание группы в сети "Вконтакте" - инструмент, подходящий для поиска низкоквалифицированного персонала, рядовых молодых сотрудников.
Примечание. В социальных сетях сегодня зарегистрировано 89% российских посетителей Интернета. Прирост только российских пользователей Facebook за 2009 год составил 600%. Это многотысячная база данных, которой мало кто может похвастаться.
- В каких именно случаях стоит искать сотрудников в сетях?
- Проще сказать, в каких случаях этого делать не стоит. Если в год вы нуждаетесь в одном-двух новых сотрудниках, не ходите в социальные сети, это лишняя трата времени. Подавайте объявление о вакансии в газеты или на работные сайты. Если у организации плохой имидж, в сетях тоже делать нечего - там мнения распространяются мгновенно.
- Насколько креативен этот поиск?
- Все креативно, когда делаешь в первый раз. Начинаешь, пробуешь, смотришь, как это работает, ждешь результата. Потом понимаешь технологии, закономерности и начинаешь ходить в социальные сети, как на работу. Через год это становится нормальной технологией без какого бы то ни было креатива.
- Можно ли делегировать отработанную технологию поиска другому сотруднику?
- Технология поиска работает, когда вы пользуетесь в группе уважением. К виртуальному профилю люди не потянутся. За профилем надо следить, как за тепличным растением: поливать, удобрять, защищать от яркого солнца. Иначе говоря, обновлять информацию, добавлять фотографии, организовывать обсуждения, побуждать друзей к комментариям и т.п. Люди должны понимать, что за вашим профилем скрывается живой человек, а не робот. Это важно. Чтобы возникло определенное доверие, вы должны иметь историю и хорошую репутацию в этой социальной группе. Хотите делегировать наем через Интернет определенному сотруднику - пусть именно он и регистрируется в социальных сетях и от своего имени зарабатывает там доверие и создает репутацию.
Например, в каждой поездке я гуляю по городу, делаю фотографии и сразу выкладываю их на своей странице на Facebook. Люди это отслеживают, видят, что человек сфотографировался на фоне такой-то набережной. Это вызывает доверие: видно, что они общаются не с роботом, а с живым персонажем, который где-то путешествует. Вот таким образом и нарабатывается доверие со стороны других пользователей. Если есть доверие, к вам будут обращаться, рекомендовать людей, приглашать к партнерству и т.д.
Я регулярно оставляю в сетевом сообществе информацию об открытых заново вакансиях, о поиске тех или иных специалистов. Недавно мне написали из американской компании, работающей на рынке информационных технологий. Они столкнулись с необходимостью сменить директора в одном из своих российских филиалов. Они заметили, что я постоянно пишу о поиске IT-специалистов, и предложили мне как эксперту взять заказ на поиск этого директора. Заработная плата данного человека - 7 тыс. долл., цена поиска у нас - три заработных платы требуемого специалиста. Таким образом, по сути я заработал 20 тыс. долл.
- Какой "джентльменский набор" нужно иметь, чтобы искать сотрудников в Сети?
- Любой компьютер и доступ в Интернет - это все, что нужно. Конечно, если вы много ездите и хотите каждый день смотреть, что происходит в ваших группах, вам понадобится ноутбук, возможно, мобильный телефон с камерой, чтобы фотографировать путевые впечатления и оперативно размещать их в своей группе, модем для доступа к мобильному Интернету или wi-fi*(3), который вы найдете в гостинице или в "Макдональдсе". Я пользуюсь "айфоном". В этом смысле, чем больше у вас техники, тем лучше.
- Каковы ключевые плюсы и минусы социальных сетей?
- Ключевой плюс - это быстрые коммуникации. Вы получаете мгновенный отклик на свои сообщения. Кстати, по этой же причине лучше не обращаться к сетям, если вы редко бываете в Интернете, потому что в социальных сетях нужна мгновенная реакция, быстрые обсуждения и оперативное принятие решений.
С другой стороны, не является секретом существование интернет-зависимости, когда человек просыпается и сразу бросается к компьютеру, чтобы узнать, что нового произошло в группе. Если вы легко увлекаетесь, кликаете на все ссылки подряд и "зависаете" в Интернете надолго, поиск сотрудников в социальных сетях не для вас. Вы можете убить целый рабочий день на пустяковое действие, тогда как, например, поиск информации о кандидате не должен занимать больше десяти минут.
По этому поводу существует очень простой совет. Прежде чем зайти в социальные сети, возьмите лист бумаги, ручку и напишите: я захожу на Facebook чтобы сделать то-то и то-то, я захожу на "Мой круг", чтобы проверить это и то, и т.д. Прошлись по списку, получили ответы на все вопросы - и вышли из сетей. То есть вы составляете список конкретных результатов, которые должны получить, выполняете все действия по списку и переключаетесь на другие дела. Иначе вместо 15 минут вы "провисите" в Интернете до того момента, когда приближается важная встреча, к которой, кстати, нужно было еще и подготовиться.
Если сегодня вы еще можете найти профессионалов, которые не посещают социальные сети, то через несколько лет это будет маловероятным. Поэтому не теряйте времени, ищите перспективные для вас сети. И, как говорят в известном детском мультфильме, - "доброй охоты"!
Примечание. На поиск информации о кандидате следует тратить не более десяти минут. Если у вас уходит на это половина рабочего дня, срочно займитесь тайм-менеджментом.
Справка. Ильгиз Валинуров.
Более 11 лет занимается рекрутингом.
Президент корпорации агентств кадровых решений Business Connection, которая работает в России, Европе и США.
Вошел в список "Top-50 лучших хедхантеров России" журнала "Профиль". Автор первой и единственной книги "50 идей для поиска сотрудников через социальные сети".
И.Д. Валинуров,
президент корпорации
агентств кадровых
решений Business Connection*(4)
"Руководитель бюджетной организации", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Геммология - совокупность сведений о драгоценных и поделочных камнях, главным образом о физических свойствах, особенностях химического состава, декоративно-художественных достоинствах минералов и минеральных агрегатов, использующихся в ювелирном и камнерезном производстве.
*(2) Экспат - человек с гражданством одной страны, работающий по контракту в другой стране; сотрудник организации, специально приглашенный из другой страны.
*(3) Беспроводной доступ в Интернет.
*(4) Корпорация агентств кадровых решений, представительства в США, России и Европе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"