Выплата пособия работнику на период отстранения его от должности
Сотрудник отстранен от работы правоохранительными органами - ситуация неприятная (как для самого сотрудника, так и для работодателя). Нормы трудового законодательства таковы, что на период отстранения работнику не выплачивается заработная плата, поэтому у бухгалтеров возникает вопрос: как в этом случае поступить? Сотрудник не уволен, и в то же время ему необходимы средства для существования, ведь ни для кого не секрет, что следствие может затянуться на длительный срок. В 2009 году Минфином выпущено письмо, в котором разъяснено, как и за счет каких средств должно выплачиваться пособие работнику, отстраненному от должности. Рассмотрим, какой выход из данной ситуации предлагает финансовое ведомство.
В Письме Минфина РФ от 15.05.2009 N 02-05-09/2001 (далее - Письмо N 02-05-09/2001) рассматривается ситуация, когда сотрудник отстранен от занимаемой должности правоохранительными органами. Финансовое ведомство, основываясь на нормах существующего законодательства, разъясняет следующее. В соответствии с действующим трудовым законодательством отстранение от работы возможно на основании ст. 76 ТК РФ. Работодатель (в данном случае это собственник имущества) обязан отстранить от работы (не допускать к работе) сотрудника в том числе по требованиям органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами. В частности, такими органами являются следственные органы и прокуратура.
Статьей 114 УПК РФ установлено, что при необходимости временного отстранения подозреваемого или обвиняемого от должности следователь (с согласия руководителя следственного органа), а также дознаватель (с согласия прокурора) возбуждают перед судом по месту производства предварительного расследования соответствующее ходатайство, за исключением случая, предусмотренного ч. 5 данной статьи (привлечение в качестве обвиняемого высшего должностного лица субъекта РФ либо руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ и предъявление ему обвинения в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления).
В течение 48 часов с момента поступления ходатайства судья выносит постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности или об отказе в этом. Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы. Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя, следователя, когда в применении этой меры отпадает необходимость.
Далее в соответствии с нормами ст. 76 ТК РФ работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) сотрудника на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами. Например, согласно п. 9 ст. 41.7 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" работник прокуратуры, допустивший дисциплинарный проступок, по распоряжению руководителя органа или учреждения прокуратуры, имеющего право назначать работника на соответствующую должность, может быть временно (но не более чем на один месяц) - до решения вопроса о наложении дисциплинарного взыскания - отстранен от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет.
О размере выплаты ежемесячного государственного пособия на период отстранения от должности
Поскольку ТК РФ не предусматривает начисления заработной платы за время отстранения от должности, обвиняемый (подозреваемый) имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается в соответствии с п. 8 ч. 2 ст. 131 УПК РФ (на это обращает внимание финансовое ведомство в Письме N 02-05-09/2001). Сумма указанного пособия равна пяти минимальным размерам оплаты труда.
Отметим, что согласно ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда, установленный ст. 1 данного нормативного акта, применяется исключительно для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. Статьей 5 указанного закона предусмотрено, что до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей производится исходя из базовой суммы, равной 100 руб.
Таким образом, ежемесячное пособие при временном отстранении от должности подозреваемому или обвиняемому по решению суда должностному лицу в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда должно выплачиваться исходя из базовой суммы, равной 100 руб. (то есть в размере 500 руб.) (письма ФТС РФ от 22.05.2007 N 01-06/18997, Минздравсоцразвития РФ от 25.04.2007 N 1083-17).
Часть 1 ст. 131 УПК РФ предусматривает, что выплата данного пособия лицу, временно отстраненному от должности, является процессуальными издержками, которые подлежат возмещению за счет средств федерального бюджета либо средств участников уголовного судопроизводства. Порядок возмещения процессуальных издержек устанавливается Правительством РФ (п. 4 ст. 131 УПК РФ). В настоящее время данный порядок не прописан, в связи с чем финансовое ведомство в Письме N 02-05-09/2001 отмечает, что существует объективная необходимость его разработать. Судебному департаменту при Верховном суде, который является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономных областей и автономных округов и т.д., следует инициировать разработку соответствующего порядка.
О порядке отражения выплаты за счет участников уголовного судопроизводства
Как было сказано выше, выплата ежемесячного пособия отстраненному от должности физическому лицу возможна как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств участников уголовного судопроизводства. От того, за счет каких средств осуществляется данная выплата, зависит порядок ее отражения в бюджетном учете.
В случае если пособие выплачивается за счет средств участников уголовного судопроизводства, указанные средства аккумулируются на лицевом счете для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, открытом уполномоченному органу, например судебному департаменту при ВС РФ или Генеральной прокуратуре, в установленном порядке в органе Федерального казначейства.
В соответствии с п. 100 Инструкции по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина РФ от 30.12.2008 N 148н (далее - Инструкция N 148н), для учета средств, поступающих во временное распоряжение, применяется счет 3 201 02 000 "Денежные средства учреждения, полученные во временное распоряжение". Поступившие денежные средства при наступлении определенных условий подлежат передаче владельцу в установленном законом порядке. Учет операций по движению денежных средств на счете ведется в журнале операций с безналичными денежными средствами на основании документов, приложенных к выпискам счетов (п. 100 Инструкции N 148н). Обязательства в отношении лиц, которым нужно выплатить ежемесячное пособие за период временного отстранения от должности, в данном случае будут учитываться на счете 3 304 01 000 "Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение" (п. 206 Инструкции N 148н).
Аналитический учет средств, поступивших во временное распоряжение судебного департамента при ВС РФ или Генпрокуратуры, ведется в многографной карточке по каждому получателю в разрезе видов поступлений и направлений использования средств (п. 207 Инструкции N 148н).
Суммы, поступившие во временное распоряжение данных ведомств, отражаются следующей бухгалтерской записью:
Дебет счета 3 201 02 510 "Поступление денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение"
Кредит счета 3 304 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение"
Суммы, выданные или перечисленные по назначению, будут отражены следующим образом:
Дебет счета 3 304 01 830 "Увеличение кредиторской задолженности по средствам, полученным во временное распоряжение"
Кредит счетов 3 201 02 610 "Выбытия денежных средств учреждения, полученных во временное распоряжение", 3 201 04 610 "Выбытия из кассы"
Основанием для выплаты пособия служат постановление суда о временном отстранении обвиняемого от должности и документы, подтверждающие выплату работодателем пособия работнику, признанному обвиняемым на период следствия.
О порядке отражения выплаты за счет средств федерального бюджета
В случае выплаты пособия за счет средств федерального бюджета возмещение работодателям таких расходов осуществляется также на основании постановления суда о временном отстранении от должности и документов, подтверждающих выплату работодателем работнику данного пособия, уполномоченным органом за счет бюджетных ассигнований, предусмотренных ему на эти цели в федеральном бюджете, в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке.
При этом из разъяснений Минфина вытекает, что суд (дознаватель, следователь) может позволить производить выплату пособия и через организацию, если она финансируется из федерального бюджета, поскольку бюджет один и тот же. Так что на вопрос о том, по какой подстатье КОСГУ осуществляется выплата ежемесячного пособия обвиняемому, временно отстраненному от должности, финансисты ответили: оплата расходов по выплате пособия может осуществляться в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных указанному федеральному бюджетному учреждению на выплату заработной платы сотрудникам бюджетного учреждения. Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 30.12.2009 N 150н на 2010 год, такие расходы отражаются по подстатье 211 "Заработная плата". Иными словами, пособие на период временного отстранения от должности может выплачиваться учреждением как заработная плата, пока не будет закончено следствие и снято обвинение или пока гражданин не перейдет на полное гособеспечение как преступник.
Таким образом, в бухгалтерском учете будет сделана стандартная запись:
Дебет счета 1 401 01 211 "Расходы по заработной плате"
Кредит счета 1 302 01 730 "Увеличение кредиторской задолженности по заработной плате"
Об указании в исполнительных документах в качестве должников органов Федерального казначейства
В соответствии с положениями бюджетного законодательства РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится на основании судебных актов согласно гл. 24.1 БК РФ.
При этом, исходя из положений гл. 24.1 БК РФ (ст. 242.3, 242.4, 242.5), исполнительные документы (исполнительный лист, судебный приказ), предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ по денежным обязательствам бюджетных учреждений - должников, направляются судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений, по месту открытия должнику как получателю бюджетных средств лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджетов бюджетной системы РФ, а также средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Таким образом, Минфин в Письме N 02-05-09/2001 еще раз напоминает, что орган Федерального казначейства выступает только как орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов должников - бюджетных учреждений. Органы Федерального казначейства не являются органами, уполномоченными на выплату пособия на период отстранения от должности обвиняемого лица, и ими не предусмотрены соответствующие лимиты бюджетных обязательств, в связи с чем они не могут производить выплаты в случае обязания их судом.
С.Р. Валова,
эксперт журнала "Оплата труда в бюджетном учреждении:
бухгалтерский учет и налогообложение"
"Оплата труда в бюджетном учреждении: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"