"Охрана труда работников: как не допустить ошибок"
(интервью с А.В. Анохиным, начальником Правового управления
Федеральной службы по труду и занятости")
Ни для кого не секрет, что работодатели зачастую нарушают требования по охране труда. Одна из причин - сложность соответствующего законодательства и большое количество нормативных документов, с которыми приходится иметь дело. Идя навстречу пожеланиям читателей журнала, мы пригласили в редакцию Анохина Алексея Васильевича - начальника Правового управления Федеральной службы по труду и занятости. С ним мы обсудили некоторые наиболее интересные и важные вопросы, касающиеся применения норм об охране труда.
Ред.: Алексей Васильевич, какие нормативные и иные документы, регулирующие вопросы охраны труда, обязательно должны быть у работодателей?
А.В.: Для начала напомню, что в соответствии со статьей 21 ТК РФ работник имеет право на полную достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте. Работодатель в свою очередь обязан обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда*(1).
Вместе с тем ТК РФ не содержит перечня документов, регламентирующих вопросы охраны труда, которые работодатель должен иметь в наличии. В силу статьи 211 ТК РФ государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ, а также в законах и иных нормативных правовых актах субъектов РФ.
Сейчас в России действует система нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит:
- из межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;
- строительных и санитарных норм и правил;
- правил и инструкций по безопасности;
- правил устройства и безопасной эксплуатации;
- свода правил по проектированию и строительству;
- гигиенических нормативов и государственных стандартов безопасности труда*(2).
Работник обязан соблюдать требования охраны труда*(3), которые устанавливаются правилами и инструкциями по охране труда*(4). Эти требования излагаются применительно к должности, профессии работника или виду выполняемой работы.
С учетом изложенного, а также специфики производственной или иной деятельности работодателя и формируется перечень документов, который следует иметь работодателю. Причем работники должны их знать и соблюдать в процессе своей трудовой деятельности.
Ред.: А есть ли санкции за отсутствие комплекта таких документов?
А.В.: Санкции в отношении работодателя применяются не за отсутствие комплекта, а за несоблюдение или прямое нарушение им законодательства об охране труда. Например, за необеспечение безопасных условий и охраны труда; отсутствие, когда это необходимо, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты и т.д.
Ред.: Наши подписчики часто спрашивают, есть ли какие-то особенности организации охраны труда у индивидуальных предпринимателей.
А.В.: Обязанность обеспечивать безопасные условия и охрану труда возлагается на работодателя*(5). При этом законодатель никак не выделяет работодателей - индивидуальных предпринимателей, а потому для них не предусматриваются какие-либо существенные особенности в части организации охраны труда работников. Следует только отметить, что при отсутствии у такого работодателя службы охраны труда или штатного специалиста по охране труда их функции индивидуальный предприниматель выполняет лично*(6).
Ред.: Работодателей также всегда интересует, что нужно учитывать при разработке инструкций по охране труда для работников и положения об охране труда. Есть ли сейчас аналогичные типовые документы, которые целесообразно использовать?
А.В.: При разработке инструкции по охране труда для работника надо исходить из занимаемой им должности, его профессии или вида выполняемой работы. При этом должны учитываться также требования статьи 212 ТК РФ.
Кроме того, в свое время Минтруд России постановлением от 17.12.2002 N 80 утвердил Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда. Раздел V данных Методических рекомендаций, в частности, посвящен вопросам разработки и утверждения инструкций по охране труда для работников. Он вполне может быть использован работодателями при подготовке соответствующих документов.
Кроме этого, Методические рекомендации в качестве приложений содержат примерный вид титульного листа инструкций по охране труда для работников (приложение N 8), рекомендуемые формы журналов учета инструкций по охране труда для работников и учета выдачи инструкций по охране труда для работников подразделений организации (приложения N 9 и 10).
Ред.: Какие документы работодатели обязаны оформлять при инструктировании работников по вопросам охраны труда? Кто и с какой периодичностью должен проводить инструктажи?
А.В.: Прежде всего необходимо учесть, что Порядок обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций (далее - Порядок) утвержден нормативно*(7).
В соответствии с данным Порядком для всех принимаемых на работу лиц, а также для работников, переводимых на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан проводить инструктаж по охране труда.
Кроме вводного инструктажа по охране труда работодатели проводят первичный инструктаж на рабочем месте, повторный, внеплановый и целевой инструктажи работников. В пунктах 2.1.4-2.1.7 Порядка определен круг лиц, в отношении которых проводятся соответствующие виды инструктажей.
При этом в Порядке отмечается, что конкретные процедуры, условия, сроки и периодичность проведения всех видов инструктажей по охране труда работников отдельных отраслей и организаций регулируются соответствующими отраслевыми и межотраслевыми нормативными правовыми актами по безопасности и охране труда. Проведение всех видов инструктажей регистрируется в соответствующих журналах проведения инструктажей (а в некоторых нормативно установленных случаях - в наряде-допуске на производство работ), в которых проставляются подписи инструктируемого сотрудника и инструктирующего специалиста, а также указываются даты проведения инструктажей.
Ред.: Алексей Васильевич, и напоследок один весьма непростой вопрос. Обязаны ли работодатели предоставлять работникам компенсации за работу в тяжелых, вредных, опасных условиях труда, если аттестация рабочих мест по условиям труда никогда не проводилась? И если должны, то каков размер этих компенсаций?
А.В.: В настоящее время минимальный уровень компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, установлен постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - Постановление).
Согласно пункту 1 данного Постановления указанным работникам по результатам аттестации рабочих мест должны быть обеспечены:
- сокращенная продолжительность рабочего времени (не более 36 часов в неделю);
- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (не менее 7 календарных дней);
- повышение оплаты труда (не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда).
В этом же Постановлении Министерству здравоохранения России было поручено с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений дифференцировать указанные компенсации в зависимости от класса условий труда, а также определить условия их предоставления.
До тех пор пока Минздравсоцразвития России не примет соответствующего нормативного правового акта, в части, не противоречащей российскому законодательству, может применяться Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день (далее - Список), который был утвержден постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22.
Право на дополнительный оплачиваемый отпуск и сокращенный рабочий день имеют работники, профессии и должности которых предусмотрены в соответствующих разделах Списка (по производствам и цехам), поскольку Список применяется, даже если работодатель не проводил аттестацию рабочих мест. Ведь фактически сотрудники непосредственно выполняют работу, прямо отраженную в Списке, который расширительному толкованию не подлежит.
Поэтому, если должности (профессии) работников включены в те или иные разделы Списка, им должны предоставляться компенсации, предусмотренные этим Списком. То есть продолжительность рабочего времени и дополнительного оплачиваемого отпуска устанавливается таким работникам в соответствии со Списком (даже если рабочие места не были аттестованы работодателем). Если же должность (профессия) работника отсутствует в Списке, то компенсации не предоставляются.
Но в дальнейшем по результатам аттестации рабочих мест, подтвердившей отнесение условий выполнения тех или иных работ к числу вредных и (или) опасных, продолжительность рабочего времени, дополнительного оплачиваемого отпуска, а также размер оплаты труда устанавливается работникам согласно Постановлению, а не Списку (к примеру, дополнительный оплачиваемый отпуск таких сотрудников не может быть менее 7 календарных дней).
Ред.: Спасибо, Алексей Васильевич, за столь развернутые и четкие ответы. Надеемся, они помогут нашим читателям избежать многих ошибок при применении законодательства об охране труда.
"В курсе правового дела", N 20, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ч. 2 ст. 22 ТК РФ
*(2) постановление Правительства РФ от 23.05.2000 N 399 "О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда"
*(3) ст. 214 ТК РФ
*(4) ч. 10 ст. 209 ТК РФ
*(5) ст. 212 ТК РФ
*(6) ч. 3 ст. 217 ТК РФ
*(7) постановление Минтруда России N 1, Минобразования России N 29 от 13.01.2003
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"