Вот билет на балет...
Практически все бюджетные учреждения культуры (дворцы культуры, музеи, библиотеки) занимаются деятельностью, приносящей доход: проводят платные спектакли, концерты, вечера отдыха, дискотеки и т.п. При этом очень важно составить прейскурант услуг таким образом, чтобы расценки не отпугнули посетителей. В данной статье рассмотрим вопросы ценообразования и порядок составления калькуляции платных услуг, оказываемых учреждениями культуры.
Организуем предоставление платных услуг
Платные услуги учреждение культуры оказывает на основании приказа руководителя, который утверждает и согласует с органами местного самоуправления перечень таких услуг, отвечает за подбор специалистов, распределяет время предоставления платных услуг и т.д. При оказании платных услуг населению учреждение культуры обязано:
- приказом руководителя назначить ответственного за организацию таких услуг и определить круг его обязанностей, зафиксированных в должностной инструкции;
- обеспечить их надлежащее качество;
- иметь необходимые документы (приказы об организации платных услуг, о назначении ответственного за эту работу и определении круга его обязанностей, об утверждении прейскуранта на платные услуги; перечень платных услуг; документы, подтверждающие оплату услуг, документы на оплату труда работников, занятых в предоставлении платных услуг, и т.д.);
- обеспечить население бесплатной, доступной и достоверной информацией о режиме работы, о видах платных услуг с указанием их стоимости, о контролирующих организациях и др.
Перечень видов оказываемых учреждением культуры платных услуг должен быть предусмотрен в его уставе. Например, для библиотеки это могут быть подготовка тематических (фактографических) справок, заказ книг, проведение курсов; для дворца (дома) культуры - кружки игры на музыкальных инструментах, пения, танцевальные, физкультурно-оздоровительные кружки и т.п.
Обратите внимание: учреждение культуры не вправе оказывать услуги, не поименованные в его уставе. Кроме того, при предоставлении платных услуг оно должно сохранить установленный режим работы, качество и количество предоставляемых на бесплатной основе услуг.
Платные услуги обычно оформляются договором, но могут оказываться и на основании абонемента, пропуска, билета (с указанием в них номера, суммы оплаты, количества дней и часов посещения) или иного документа, подтверждающего оплату потребителем услуги.
Основные принципы ценообразования
Цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организация культуры вправе устанавливать самостоятельно*(1). Причем для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, она может назначать льготные цены. Порядок установления таких льгот организациями культуры, находящимися в федеральном ведении, определен постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 712. Порядок предоставления льгот организациями культуры, находящимися в ведении субъектов РФ, определяют органы государственной власти субъектов РФ, организациями культуры, находящимися в ведении органов местного самоуправления, - органы местного самоуправления.
Основным принципом установления цен (тарифов) является соблюдение интересов поставщика и потребителя услуги. Формирование цен (тарифов) на платные услуги основано на принципе полного или частичного возмещения затрат учреждения на оказание данной услуги, при котором цена (тариф) складывается на основе стоимости затраченных на ее осуществление ресурсов.
Согласно статистическим данным процесс ценообразования зависит от направления деятельности учреждения культуры*(2). Например, для расчета цены одного билета по услугам, предоставляемым кинотеатрами, берется либо цена за одну серию (показ фильмов), либо стоимость 1 суток проката видеокассеты (прокат видеокассет). Цена билета на спектакль (концерт) напрямую зависит от расположения посадочного места в зале. Стоимость билета в музей или на выставку рассчитывается в зависимости от времени посещения данных заведений посетителями (обычно цена указывается с учетом экскурсионного обслуживания).
Внимание! Платные услуги, оказываемые учреждениями культуры, не подлежат государственному регулированию, так как не входят в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)".
Порядок расчета цен на данные услуги установлен Методическими рекомендациями по формированию и применению свободных цен и тарифов на продукцию, товары и услуги*(3) (далее - Методические рекомендации). В соответствии с пунктом 4.1 Методических рекомендаций свободные цены и тарифы на платные услуги для населения формируются исходя из себестоимости и необходимой прибыли с учетом конъюнктуры рынка, качества и потребительских свойств услуг.
Отметим, что данные Методические рекомендации дают лишь общее представление о формировании цен. Конкретные цены (тарифы) на платные услуги, оказываемые населению, специалисты учреждений культуры рассчитывают самостоятельно на основании калькуляции на каждый вид услуги*(4).
Калькулируем себестоимость услуг
Первоисточник:
"Калькуляция - представленный в табличной форме бухгалтерский расчет затрат в денежном выражении на производство и сбыт единицы изделия или партии изделий, а также на осуществление работ и услуг".
Экономический словарь Глоссарий.ру
При расчете цены на платную услугу учреждение определяет ее себестоимость исходя из фактических затрат. По каждому виду таких услуг составляется расчет, где себестоимость формируется на основании анализа прямых затрат. Цены на услуги могут рассчитываться с учетом себестоимости работы, планируемой рентабельности, уникальности самих услуг, ценности используемых объектов, а также особых условий выполнения (срочности, приоритетности, сложности и т.д.).
Также учреждения культуры могут использовать методики расчета, утвержденные главным распорядителем, и составлять расчетные (плановые) калькуляции по видам услуг и расшифровку по статьям затрат.
Если расчет стоимости платных услуг производится за единицу оказанных услуг по калькуляционным статьям расходов, то они определяются в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации*(5).
При этом расходы по созданию услуги могут быть как прямыми, так и косвенными.
Прямые затраты - это затраты, которые могут быть прямо и непосредственно отнесены на конкретный вид услуги, например:
- основная заработная плата;
- дополнительная заработная плата;
- начисление на оплату труда;
- основные материалы;
- комплектующие изделия и др.
Косвенные - это затраты, связанные с оказанием нескольких видов услуг, их невозможно непосредственно включить в себестоимость конкретного вида услуги. Такие затраты относятся на каждый вид услуги согласно принятой базе. В качестве базы для расчета коэффициентов распределения косвенных расходов по видам услуг учреждение культуры может выбрать такие показатели, как прямые расходы, расходы на фонд оплаты труда (ФОТ) основного персонала и т.д., в зависимости от особенностей своей деятельности. К косвенным расходам относятся:
- транспортные расходы;
- коммунальные платежи;
- горюче-смазочные материалы;
- расходы на содержание и эксплуатацию оборудования;
- амортизационные отчисления;
- общехозяйственные расходы;
- прочие расходы и др.
Если исходя из специфики предоставляемой услуги прямые затраты невозможно или нецелесообразно учесть отдельно, то они распределяются косвенным методом между объектами калькулирования (видами услуг).
Общая схема косвенного распределения затрат учреждения культуры может быть такой:
- определяется объект, на который распределяются затраты (услуга, продукт, место возникновения затрат);
- устанавливается база распределения затрат - показатель, с использованием которого распределяются затраты;
- рассчитывается коэффициент распределения путем деления общей величины затрат по объекту калькуляции (например, ФОТ основного персонала по объекту калькуляции) на общую величину выбранной базы распределения (общий ФОТ основного персонала);
- рассчитывается величина приходящейся на каждый объект величины косвенных затрат путем умножения рассчитанной ставки на соответствующую данному объекту величину базы распределения.
Рассчитываем стоимость билета
Рассмотрим процесс формирования цен на входные билеты на театральные спектакли (оперный и балетный) на примере театра оперы и балета. Исходные данные и результаты расчета представлены в таблице на стр. 51.
Шаг 1. На основе плановых данных определяем состав и суммы прямых расходов по каждому объекту калькуляции (оперный спектакль и балетный спектакль):
Строки 1-4 по графам 5 и 6.
Определяем общую сумму прямых расходов:
Строка 4 графы 4 = Сумма строк 1-3 графы 4.
Шаг 2. На основе плановых данных определяем состав и сумму косвенных расходов, подлежащих распределению:
Шаг 3. Выбираем базу для распределения косвенных расходов по объектам калькуляции.
В нашем примере базой служат суммы прямых расходов на спектакль.
Шаг 4. Рассчитываем коэффициент распределения косвенных расходов между объектами калькуляции.
По оперному спектаклю коэффициент составил 57%:
Строка 5 графы 5 = Строка 4 графы 5 / Строка 4 графы 4.
По балетному спектаклю - 43%:
Строка 5 графы 6 = Строка 4 графы 6 / Строка 4 графы 4.
Шаг 5. На основании полученных коэффициентов определяем суммы косвенных расходов, относящиеся к каждому объекту калькуляции:
Строка 10 графы 5 (6) = Строка 10 графы 4 х Строка 5 графы 5 (6).
Шаг 6. Определяем общую сумму расходов (прямые + косвенные) на каждый объект калькуляции:
Строка 11 графы 5 (6) = Строка 4 графы 5 (6) + Строка 10 графы 5 (6).
Шаг 7. Вычисляем себестоимость 1 билета на оперный (балетный) спектакль:
Строка 16 графы 5 (6) = Строка 11 графа 5 (6) / (Строка 12 графы 4 х Строка 13 графы 4 х Строка 14 графы 5 (6)).
Шаг 8. Определяем цену 1 билета на оперу (балет):
Строка 17 графы 5 (6) = Строка 16 графы 5 (6) + (Строка 16 графы 5 (6) х Строка 15 графы 4).
Цена сформирована без НДС, так как реализация входных билетов и абонементов на посещение театрально-зрелищных мероприятий освобождена от налогообложения*(6). Входной НДС по товарам, работам и услугам, использованным при оказании необлагаемых услуг, подлежит включению в стоимость этих билетов*(7).
Итак, мы детально рассмотрели процесс формирования цены на входной билет в театральное учреждение. Этот алгоритм подходит и для формирования цены на другие виды услуг, например на экскурсию в музей, проведение праздничных мероприятий, посещение кинотеатра, лекций, концертов и т.п. Надеемся, это поможет учреждениям культуры не просчитаться, составляя прейскурант на услуги.
В.В. Семенихин,
консультант-эксперт по финансовым, экономическим,
налоговым, правовым и бухгалтерским вопросам
"В курсе правового дела", N 20, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утв. Верховным Советом РФ 09.10.1992 N 3612-1
*(2) Методические указания о порядке регистрации цен и тарифов на отдельные виды платных услуг населению, утв. постановлением Госкомстата РФ от 30.10.1996 N 132
*(3) утв. Минэкономики России от 06.12.1995 N СИ-484/7-982
*(4) ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре
*(5) утв. приказом Минфина России от 30.12.2009 N 150н
*(6) пп. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"