Предрейсовые медосмотры водителей:
организуем, оформляем, финансируем
Водители в штате организаций или индивидуальных предпринимателей не редкость. Специфика их работы связана с управлением транспортными средствами, которые являются источниками повышенной опасности. Это обусловливает особые требования к организации труда водителей, одно из них - обязательные предрейсовые медосмотры. Как же они должны проводиться?
Требования закона
В числе возложенных на работодателя обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда особо выделяются*(1):
- организация за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований), внеочередных медицинских осмотров (обследований) в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами о труде;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований).
Для работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, законодатель предусмотрел прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (для лиц в возрасте до 21 года - ежегодных) медицинских осмотров (обследований) в целях определения пригодности к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний*(2). Кроме того, работы по непосредственному управлению транспортными средствами поименованы в пункте 17 Перечня работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования)*(3).
Законодательство о безопасности дорожного движения также предусматривает, что юридические лица всех форм собственности и индивидуальные предприниматели при осуществлении деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить обязательные предрейсовые медицинские осмотры водителей транспортных средств*(4).
Названные нормативные требования позволяют сделать выводы:
1) работодатели, имеющие в штате водителей автомобилей, обязаны за счет собственных средств проводить все перечисленные выше медосмотры (обследования);
2) работники, выполняющие трудовую функцию водителя автомобиля, в свою очередь должны их проходить (в противном случае речь может идти о ненадлежащем исполнении сотрудником своих трудовых обязанностей и нарушении трудовой дисциплины).
На тех же позициях стоят и судебные органы. При этом они указывают, что организовывать и вести учет медосмотров водителей должны все организации, использующие автотранспортные средства, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности*(5).
Чем руководствоваться и как быть с лицензией?
В настоящее время порядок проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регламентирован нормативными документами, которые несколько по-разному определяют перечень лиц, имеющих право их проводить. Речь идет о следующих нормативных актах:
- об Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (далее - Инструкция)*(6);
- о методических рекомендациях "Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств" (далее - Методические рекомендации)*(7).
Пунктом 1 Инструкции установлено, что предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся:
- медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений, содержащихся на хозрасчете или за счет специальных средств;
- медицинским персоналом, привлекающимся по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении на хозрасчетной основе сверх установленных норм медицинской помощи.
Методические рекомендации предусматривают, что медосмотры проводятся*(8):
- медицинским работником организаций (врачом, фельдшером, медицинской сестрой);
- медицинскими работниками учреждений здравоохранения, которые привлекаются на основании договоров, заключаемых между организациями и учреждениями здравоохранения.
Поскольку Методические рекомендации принимались позднее Инструкции, руководствоваться следует именно ими. Поэтому работодатель вправе либо заключить договор на проведение предрейсовых медицинских осмотров с медицинским учреждением, либо включить в штатное расписание должность врача, фельдшера или медицинской сестры.
Надо также учитывать, что предрейсовые медицинские осмотры проводятся только при наличии у медицинского работника организации соответствующего сертификата*(9), а у медучреждения - лицензии*(10).
Для того чтобы работник организации мог на законных основаниях проводить медосмотры работающих в ней водителей, необходимо наличие:
- медицинского образования у этого сотрудника (он должен иметь квалификацию врача, фельдшера, медицинской сестры);
- сертификата, подтверждающего прохождение этим работником курса специальной подготовки.
В целях медицинского освидетельствования водителей разработана Программа подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств*(11), рассчитанная на 36 часов.
Однако будет ли достаточно сертификата работающему в организации медику, ведь медицинская деятельность, как уже было ранее отмечено, относится к числу лицензируемых?
Перечень работ (услуг) при осуществлении медицинской деятельности включает в себя выполнение работ (услуг) по предрейсовым и послерейсовым медицинским осмотрам в рамках амбулаторно-поликлинической медицинской помощи. Кроме того, лицензия на медицинскую деятельность выдается только юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям*(12).
Выходит, для того чтобы работающий в немедицинской организации (в нашем случае транспортной) специалист-медик мог проводить медосмотры водителей, работодателю нужно получить лицензию на медицинскую деятельность?
Судебная практика по этому вопросу складывается неоднозначно. По мнению одних судей, иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности обязаны лишь те организации, для которых такая деятельность является основной*(13). А потому транспортные организации, принимающие в штат медработников для медосмотров своих водителей, получать эту лицензию не обязаны.
По мнению других судей, проведение медосмотров водителей любыми организациями подлежит лицензированию, поскольку медицинская деятельность лицензируется, а предрейсовые осмотры относятся к медицинской деятельности*(14).
Уполномоченные государственные органы в свою очередь тоже указывают на необходимость получения организацией, осуществляющей медосмотры водителей, лицензии на медицинскую деятельность. При этом они не ставят ее получение в зависимость от того, является ли эта деятельность для организации основной или нет*(15).
Заметим также, что ведение предпринимательской деятельности без лицензии, если такая лицензия обязательна, влечет за собой неблагоприятные юридические последствия, в том числе административную ответственность*(16).
Процедурные нюансы
Предрейсовые медицинские осмотры могут проводиться медицинским работником как в организации, где работают водители, так и в медицинском учреждении*(17).
Для предрейсового медосмотра непосредственно в организации нужно оборудовать специальное помещение, оснащенное медицинскими приборами, оборудованием и мебелью:
- медицинской кушеткой;
- письменным столом, стульями, настольной лампой, шкафом для одежды, вешалкой для верхней одежды, напольным ковриком, сейфом;
- прибором для определения артериального давления, термометром, стетофонендоскопом;
- прибором для определения паров спирта в выдыхаемом воздухе;
- алкометром, экспресс-тестами на алкоголь и наркотики;
- столиком для медицинского оборудования;
- шпателями медицинскими;
- сумкой с набором медикаментов для оказания неотложной медицинской помощи.
Кроме этого, отдельно следует подготовить комнату для отбора биологических проб.
Предрейсовый медосмотр должен производиться перед началом рабочей смены. Причем период медосмотра водителя включается в его рабочее время*(18).
На медосмотр водитель должен приходить с путевым листом. Если по результатам медосмотра водитель допускается к рейсу, в путевом листе ставится соответствующий штамп ("Прошел предрейсовый медицинский осмотр"), где фиксируются дата и точное время медицинского осмотра, а также фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.
Отсутствие в путевом листе водителя отметки о предрейсовом медосмотре может быть квалифицировано как нарушение законодательства об охране труда.
Отклонения в состоянии здоровья водителя служат основанием для отстранения его от работы по медицинским показаниям. К числу таких отклонений относятся:
- симптомы острого заболевания или обострения хронического заболевания (повышение температуры тела свыше 37°С, жалобы на плохое самочувствие, общую слабость, головную и зубную боль, острые заболевания глаз, боли в области уха, грудной или брюшной полости и т.п.);
- повышение или снижение частоты сердечных сокращений и изменение артериального давления выше или ниже уровней, характерных для конкретного осматриваемого водителя;
- нахождение под действием спиртных напитков или других средств (наркотических и психотропных препаратов или токсикантов), нарушающих функциональное состояние.
Для выявления последнего из приведенных отклонений медработник, осуществляющий предрейсовый медицинский осмотр, обязан провести контроль трезвости водителя. При этом в обязательном порядке по установленной форме составляется протокол контроля трезвости*(19) (в 2 экземплярах). Один экземпляр протокола остается у медработника, а второй выдается руководителю организации.
На основе медосмотра ведется полицевой учет отстраненных от работы водителей. Для этого используются бланки карт амбулаторного больного*(20), куда заносятся результаты обследования (анамнез, объективные данные осмотра, причина отстранения).
Справочно. Отстранение от работы - это временное недопущение работника к выполнению им своих трудовых обязанностей по основаниям, перечисленным в ТК РФ, других законах и иных нормативных правовых актах*(21). Оно производится либо по инициативе работодателя, либо по требованию органов и должностных лиц, специально уполномоченных на это нормативными правовыми актами.
Об отстранении водителя от работы работодатель должен издать приказ (или распоряжение), где отражаются:
- причины отстранения от работы;
- срок, на который работник отстранен от работы;
- указания относительно оплаты периода отстранения.
Отстраняемый от работы водитель должен быть ознакомлен с приказом (распоряжением) под подпись.
Если водителя не допускают к рейсу по состоянию здоровья, то его направляют в поликлинику. Врач, признав водителя временно нетрудоспособным, выдает ему больничный лист. В случае признания трудоспособным - справку об отсутствии медицинских противопоказаний для допуска к работе.
Кроме того, результаты медосмотра обязательно заносятся в специальный журнал - пронумерованный, прошнурованный, скрепленный печатью организации или учреждения здравоохранения. В нем фиксируются:
- фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя;
- дата и время проведения медосмотра;
- медицинское заключение;
- принятые меры;
- фамилия и инициалы медицинского работника.
Необходимо также учитывать, что за качество предрейсового медосмотра и выдачу заключения о допуске водителей к управлению транспортным средством медработник несет не только дисциплинарную, но и другую ответственность (в случаях, предусмотренных законодательством).
Таким образом, обязательные медицинские осмотры водителей являются не только одним из мероприятий по охране труда работников, но и частью мер обеспечения безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Поэтому крайне важно, чтобы они организовывались работодателями правильно.
И. Касимов,
юрист по трудовому праву
"В курсе правового дела", N 20, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) абз. 11, 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ
*(2) ч. 2 ст. 328 ТК РФ
*(3) утв. приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83
*(4) ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"
*(5) постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу N А72-4961/2009
*(6) утв. приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555
*(7) письмо Минздрава России и Минтранса России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32
*(8) п. 1.2 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (приложение 2 к Методическим рекомендациям об организации и порядке проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств, утв. Минздравом России и Минтрансом России 29.01.2002)
*(9) п. 1.4 Типового положения
*(10) пп. 96 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; постановление Правительства РФ от 22.01.2007 N 30
*(11) утв. приказом Минздрава России от 14.07.2003 N 308
*(12) п. 1 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 N 30
*(13) постановления ФАС Московского округа от 17.03.2010 N КА-А40/2021-10, Поволжского округа от 05.07.2007 N А12-2901/07, Волго-Вятского округа от 18.06.2008 по делу N А31-6296/2007-13
*(14) постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 08.05.2007 по делу N Ф08-1326/2007-564А, Уральского округа от 12.01.2010 N Ф09-10698/09-С1
*(15) письма Минэкономразвития России от 22.12.2008 N Д05-5875, Росздравнадзора от 06.07.2010 N 04-15608/10
*(16) ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ
*(17) п. 1.6 приложения 2 к Методическим рекомендациям
*(18) пп. "г" п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15
*(19) приложение N 3 к Методическим рекомендациям
*(20) п. 2.6 Типового положения
*(21) ст. 76 ТК РФ
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "В курсе правового дела"
Практический журнал для бухгалтера, кадровика, юриста, руководителя. В нем вы найдете новости законодательства, обзор арбитражно-налоговой практики, разъяснения специалистов министерств и ведомств, статьи экспертов-практиков и другие интересные материалы. Качество и актуальность информации выгодно отличают журнал "В курсе правового дела" от других профессиональных изданий.
Учредитель: ООО "Специализированный Центр Правовой Информации ПРАВОВЕСТ"