Изменение порядка формирования задания учредителя
Правительство РФ в рамках проводимой политики совершенствования правового положения государственных и муниципальных учреждений выпустило Постановление от 02.09.2010 N 671 "О порядке формирования государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания", которое начнет действовать с 01.01.2011, за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня официального опубликования. Среди прочего этим постановлением вносятся изменения в Постановление Правительства РФ от 18.03.2008 N 182 "Об условиях и порядке формирования задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания".
Обратите внимание на то, что вышеуказанные нормативные акты (постановления N 671 и 182) касаются только федеральных автономных учреждений. Именно Правительство РФ уполномочено определять условия и порядок формирования государственного задания для АУ, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, а также порядок финансового обеспечения выполнения этого задания. Что касается АУ, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ, в отношении них аналогичными полномочиями наделен высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, а в отношении муниципальных АУ - местная администрация (п. 5 ст. 4 Закона об автономных учреждениях*(1)). Поправки, вносимые Правительством РФ, не случайны, поэтому, думаем, органы на местах последуют его примеру.
Задание учредителя меняем на государственное задание
Данные поправки вызваны тем, что Закон об автономных учреждениях приводится в соответствие Бюджетному кодексу. В Законе об автономных учреждениях в редакции, действующей до 01.01.2011, фигурирует фраза "задание для автономного учреждения" или "задание учредителя". Однако в Бюджетном кодексе содержится понятие не "задание учредителя", а "государственное (муниципальное) задание". Таковым на основании ст. 6 БК РФ признается документ, устанавливающий требования к составу, качеству и (или) объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ). Теперь в Законе об автономных учреждениях вышеуказанные фразы заменены на "государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения" и "государственное (муниципальное) задание".
Содержание задания
В государственное задание со следующего года не надо включать выписку из реестра расходных обязательств по расходным обязательствам, исполнение которых необходимо для выполнения задания, а также показатели, характеризующие состав оказываемых услуг (выполняемых работ). Данные нововведения в п. 3 Положения о формировании задания учредителя в отношении автономного учреждения, созданного на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, и порядке финансового обеспечения выполнения задания, утвержденного Постановлением N 182 (далее - Положение), вызваны поправками, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в п. 1 ст. 69.2 БК РФ.
Выравнивающая субсидия
В пункте 3 Постановления N 182 уточнено, какому федеральному АУ за счет средств федерального бюджета будет выделяться так называемая выравнивающая субсидия. Сейчас данная субсидия предоставляется федеральному автономному учреждению, созданному путем изменения типа существующего федерального государственного учреждения. Со следующего года она будет предоставляться федеральному автономному учреждению, созданному путем изменения типа федерального бюджетного учреждения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществлялось на основании бюджетной сметы. Это означает, что выравнивающая субсидия будет предоставляться только тем федеральным АУ, которые созданы путем "преобразования" федеральных бюджетных учреждений старой формации. Бюджетные учреждения в новом статусе будут так же, как АУ, финансироваться с целью выполнения государственного (муниципального) задания, а не по смете расходов. Кроме того, получается: если федеральное АУ будет создано путем изменения типа существующего федерального казенного учреждения, ему выравнивающая субсидия выделяться не будет.
Уточнен порядок определения размера выравнивающей субсидии. Сейчас размер субсидии определяется как разность между размером бюджетных ассигнований, предоставленных федеральному бюджетному учреждению на текущий финансовый год и плановый период, и размером субсидий на возмещение нормативных затрат на оказание федеральным автономным учреждением услуг (выполнение работ) и на содержание соответствующего недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества. С 01.01.2011 размер субсидии будет рассчитываться как разность между объемами финансового обеспечения деятельности федерального бюджетного учреждения на основании бюджетной сметы и финансового обеспечения выполнения государственного задания федеральным автономным учреждением.
Как и прежде, субсидия с целью выравнивания финансового обеспечения выполнения задания, сформированного учредителем в отношении федерального АУ, будет предоставляться в течение трех лет. Следовательно, остается прежним льготный период, в течение которого финансирование за счет бюджета осуществляется в том же объеме, каким оно было бы, если учреждение не "преобразовалось" бы в АУ. По сути, это период адаптации, к концу которого федеральное АУ должно увеличить объем платных услуг, что позволит безболезненно воспринять уменьшение объема бюджетного финансирования.
Субсидии на развитие АУ
Как и прежде, финансовое обеспечение выполнения задания будет осуществляться за счет бюджетных ассигнований путем предоставления федеральному АУ:
- субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание им услуг (выполнение работ);
- субсидии на возмещение нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным АУ учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, сданного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
Однако со следующего года размер указанных субсидий будет определяться с учетом мероприятий, направленных на развитие федерального АУ, перечень которых устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (новый абзац п. 8 Положения). Данные изменения связаны с поправками, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ в п. 3 ст. 4 Закона об автономных учреждениях. Со следующего года финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом не только расходов на содержание соответствующего имущества, но и мероприятий, направленных на развитие АУ, перечень которых определяется учредителем. Сейчас в Законе об автономных учреждениях закреплено, что финансовое обеспечение развития АУ осуществляется в рамках программ, утвержденных в установленном порядке, но не в рамках выполнения задания учредителя. Поэтому расходы на развитие АУ не участвуют в расчете нормативов затрат на выполнение государственного (муниципального) задания. С 2011 года ситуация меняется: размер субсидий на финансовое обеспечение выполнения задания будет определяться с учетом мероприятий, направленных на развитие АУ.
Кроме того, в п. 8 Положения будет закреплено: при оказании в случаях, установленных федеральным законом, федеральными автономными учреждениями государственных услуг (выполнения работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного государственного задания размер субсидий рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ). Данное правило действует и сейчас. Например, в типовую форму соглашения между учредителем и федеральным АУ о порядке и условиях предоставления субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание услуг (выполнение работ) физическим и (или) юридическим лицам, утвержденную Приказом Минэкономразвития РФ от 03.12.2008 N 423, включено такое условие: Учреждение обязуется не осуществлять покрытие части нормативных затрат за счет субсидии, если Учреждением осуществляется деятельность, связанная с оказанием услуг (выполнением работ) частично за плату.
Еще одно техническое изменение касается того, куда перечисляются субсидии. Сейчас субсидии перечисляются в установленном порядке на счет, открытый федеральному АУ в кредитной организации. Со следующего года субсидия будет перечисляться на счет, открытый федеральному АУ в кредитной организации, или на счет территориального органа Федерального казначейства по месту открытия лицевого счета федерального АУ. Последнее возможно в случае заключения между учредителем и территориальным органом Федерального казначейства соответствующего соглашения.
Данное новшество связано с тем, что федеральные АУ, государственные АУ субъекта РФ и муниципальные АУ теперь вправе открывать не только счета в кредитных организациях, но и лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований соответственно (измененный п. 3 ст. 2 Закона об автономных учреждениях).
О новых методических рекомендациях по расчету нормативных затрат
С 01.01.2011 утрачивают силу п. 2, 5 Постановления N 182. На основании п. 2 Минэкономразвития было поручено утвердить по согласованию с Минфином методические рекомендации по расчету нормативных затрат на содержание недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным АУ учредителем или приобретенного учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества (за исключением имущества, с данного в аренду с согласия учредителя), а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки. Эти методические рекомендации были утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 17.04.2009 N 134.
В пункте 5 Постановления N 182 дано поручение федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере, разработать и утвердить по согласованию с Минфином и Минэкономразвития методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральным АУ услуг (выполнение работ). Во исполнение этого пункта Минобрнауки был выпущен Приказ от 03.06.2010 N 581 "Об утверждении Методических рекомендаций по расчету нормативных затрат на оказание федеральным автономным учреждением услуг (выполнение работ)".
Теперь Минфин и Минэкономразвития должны будут утвердить методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества этих учреждений (п. 2 Постановления N 671). Проект соответствующего приказа уже подготовлен и размещен на официальном сайте Минфина. Данные методические рекомендации будут распространяться среди прочего на правоотношения по установлению порядков определения нормативных затрат федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителей федеральных бюджетных и автономных учреждений. Эти же министерства должны будут утвердить:
- методические рекомендации по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением;
- примерную форму соглашения о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания.
Согласно проекту приказа Минфина и Минэкономразвития "Об утверждении Методических рекомендаций по формированию государственных заданий федеральным государственным учреждениям и контролю за их выполнением", размещенному на официальном сайте Минфина, данные рекомендации среди прочего будут содержать:
- описание рекомендуемых подходов к организации федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции и полномочия учредителя в отношении федеральных АУ, работы с государственными заданиями для таких учреждений;
- государственного задания для федеральных АУ в случае, если иное не предусмотрено иными правовыми актами;
- рекомендации по контролю за выполнением государственного задания.
Перечни государственных услуг (работ)
Пунктом 4 Постановления N 671 федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, предоставлено право утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными государственными учреждениями в установленной сфере деятельности (п. 4 Постановления N 671). Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителя федеральных бюджетных и автономных учреждений, должны утвердить (внести изменения в ранее утвержденные) ведомственные перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) находящимися в их ведении федеральными государственными учреждениями в качестве основных видов деятельности. При этом показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней, если таковые имеются. Ведомственные перечни должны быть утверждены в трехмесячный срок с момента опубликования Постановления N 671. Формы перечней приведены в данном постановлении, после их утверждения они подлежат размещению в Интернете на официальном сайте органа, их утвердившего.
Базовый перечень государственных услуг (работ) обязательно должен содержать следующие графы:
- наименование государственной услуги (работы), в которой для каждой группы, типа, вида учреждений рекомендуется предусмотреть отдельную услугу (работу) или несколько услуг (работ);
- категории потребителей государственной услуги (работы). Здесь можно привести характеристику физических или юридических лиц - потребителей услуги (работы) с использованием параметров возраста, состояния здоровья, образования, гражданства, местонахождения и т.п. для физических лиц; параметров видов деятельности, отношения к субъектам малого предпринимательства и т.п. для юридических лиц. Если государственная услуга (работа) оказывается (выполняется) в интересах государства, общества в целом и выделить категорию получателей - физических или юридических лиц не представляется возможным, в этой графе ставится прочерк.
Кроме того, базовый перечень государственных услуг по решению федерального органа исполнительной власти, утверждающего этот перечень, дополнительно может содержать следующие графы:
- единицы измерения показателя объема (содержания) государственной услуги (работы). В этой графе указывается показатель, которым может быть измерен объем оказания услуги (работы), например: число посетителей (тыс. чел.), число обучающихся (чел.), число воспитанников (чел.), количество койко-дней (клиенто-дней, дето-дней), количество новых постановок (ед.), количество вызовов (ед.), количество проведенных мероприятий (ед.), количество единиц хранения (ед.), площадь помещений (кв. м);
- показатели, характеризующие качество государственной услуги (работы). Для каждой услуги (работы) рекомендуется установить не менее 2-3, но не более 7-8 показателей качества, определить для каждого показателя качества единицы измерения и формулу расчета (либо привести слова "Абсолютный показатель", если показатель является абсолютным и не требует расчета по формуле);
- наименования федеральных государственных учреждений (групп учреждений), оказывающих (выполняющих) государственную услугу (работу).
Д.В. Дурново,
главный редактор издательства "Аюдар Пресс"
"Автономные организации: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 03.11.2006 N 174-ФЗ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"