"Рассказ о потерянных декларациях" (интервью с И. Ломакиной, государственным налоговым инспектором)
Этим летом при отправке отчетности в электронном виде в ИФНС было потеряно большое количество файлов. Об этом нам сообщила инспектор подмосковной районной налоговой инспекции. Ирина Голова попыталась выяснить причину сбоя в передаче информации, а также проанализировать последствия этого недоразумения.
В пресс-службе ФНС нас сначала долго уверяли, что никаких проблем с пересылкой данных в это время зафиксировано не было. Чуть позже все же решились признать, что летом действительно на сервере ГНИВЦ "застряла" отчетность налогоплательщиков, но сейчас проблему уже решили, а декларации нашли и зарегистрировали. Государственный налоговый инспектор Инна Ломакина рассказала о том, какими усилиями удалось вернуть документы и внести их в компьютерные программы ФНС.
- Почему произошла потеря отчетности при пересылке ее в инспекцию в электронном виде?
- В июле начали переключать налогоплательщиков на единый сервер, чтобы унифицировать формы документов, установить контроль за пересылкой и устранить большое количество разных программ на компьютерах сотрудников ФНС. До этого с каждой налоговой работало несколько операторов, и отчетность от них поступала инспекторам напрямую. Теперь в эту схему включен единый сервер ФНС, который собирает файлы и доставляет их работникам налоговой. Едиными станут и формы документов, которые высылаются плательщику в подтверждение того, что декларации приняты.
- А какими документами ранее подтверждали получение отчетности инспекторы?
- У каждого была своя форма входного контроля. Такая "самодеятельность" запутывала бухгалтеров. Налогоплательщикам уже через две минуты после отправки декларации приходили протоколы входного контроля с формулировкой "Отчетность принята к обработке" - они высылались автоматически в момент получения файла оператором. А до инспектора файл мог идти еще сутки. При этом из ФНС налогоплательщику высылается еще одно подтверждение в свободной форме, так как единого формата не существует. В результате всего этого бухгалтер перестает вообще понимать, где находится его декларация. Теперь все документы будут унифицированы. И хотя формулировки утвержденных форм неидеальны, тем не менее с их помощью можно навести порядок и не вводить в заблуждение налогоплательщиков. Совместно с этим операторов решено подключить к единому серверу, чтобы устранить разнобой в программах на компьютерах инспекторов. И эта "революция" пришлась на июль 2010 года, когда декларации шли в налоговую потоком.
- Неужели необходима была такая сложная схема? Унифицировать программы и формы документов можно было без технических переходов.
- Да, но проблема потери документов родилась не сегодня. Поэтому создан единый канал приема документов через ГНИВЦ - это информационный центр, который занимается разработкой программного обеспечения для налоговых органов. При появлении дополнительного звена легче выявить, по чьей вине отчетность не дошла до налоговой.
- Почему не удалось сделать этот переход безболезненным для налогоплательщиков и инспекторов?
- Приказ о переходе на единый сервер вышел в декабре 2009 года, в нем была поставлена задача постепенно, до 1 сентября 2010 года, переключить всех на один канал. Для этого нужно выписать новый сертификат ключа ЭЦП, прописать налогоплательщика на новом сервере. Операторы говорят, что этот процесс занимает десять дней. У меня одной три тысячи компаний, которые отчитываются электронно. Представьте, сколько их в масштабах всей страны. Всех начали переключать только к июлю. В это же время бухгалтеры стали присылать отчетность.
Примечание. "Бухгалтер высылает отчет, а в это время техническая служба отсоединяет его от сервера и прописывает на другом; инспектор не знает, что отчетность вообще проходила по каналам связи".
- Почему налогоплательщики оказались не готовы к этой ситуации? Они должны были знать о переключении, им ведь меняли сертификаты ЭЦП...
- ...С чем в действительности придется столкнуться, не знали даже мы. И вот ничего не подозревающий бухгалтер высылает отчет по прибыли, до инспекции дозвониться, чтобы узнать, доставлена или нет отчетность по назначению, он не может, потому что линии раскалены. Вроде бы ему пришел какой-то протокол входного контроля, и наконец-то он успокаивается, пребывая в уверенности, что отчетность доставлена. И в это самое время техническая служба отсоединяет его от сервера и начинает прописывать на другом (в течение 10 дней). Налоговый инспектор не знает, что отчетность вообще проходила по каналам связи, потому что никаких следов о ее пересылке не сохранилось. Весь июль мы теряли файлы тоннами. Хорошо, если бухгалтер после 20-го числа сумел-таки дозвониться и выяснил, что декларация не поступила.
- Получается, что о проблемах узнали только те, кто дозвонился в налоговую? Или остальных тоже известили?
- Все процессы в инспекции взаимосвязаны. Бухгалтер отослал - инспектор не получил. Соответственно 20-го числа запускается программа, которая проверяет (по крайней мере по крупным налогоплательщикам), пришла отчетность или нет. Уже 21-го в организации поступают звонки: где ваша декларация?
- Неужели на серверах не сохранились декларации, которые высылались?
- Часть сохранилась. Мы сидели и выискивали их. Но инспектор, получая "запоздавшую" декларацию, ничего не может с ней сделать. Он не знает, как "воткнуть" ее в программу, потому что отчетность регистрируется по ее фактическому получению в течение суток вне зависимости от того, когда она была отправлена. В противном случае - невыполнение обязанностей, несоблюдение регламента, служебное расследование, взыскание с инспектора. Хорошо, если с оператора получится взять разъяснение, что произошел сбой в работе телекоммуникаций. Но они такие бумаги дают неохотно, потому что тем самым пришлось бы признать свою вину. Вот почему документы мы получаем с хитрой формулировкой: такой-то файл поступал по каналам связи. Передан он или нет, неизвестно.
- И нет никаких способов зарегистрировать декларацию задним числом?
- У нас есть возможность поменять дату сдачи. Но для этого необходимо согласование с начальником инспекции. К тому же документы хранятся не только у нас, а выгружаются в федеральную базу. В управлениях уже видят, что здесь с декларациями что-то пытаются сделать. Возникают подозрения в коррупционной деятельности.
- Как в итоге инспекторы находили выход из создавшейся ситуации? Ведь декларации все равно необходимо собрать.
- Можно зарегистрировать декларацию и попросить у плательщика "уточненку". В этом случае не работает правило об обязательной регистрации в течение суток. Но как объяснить все это бухгалтеру, который тут же начинает нервничать и кричать, почему он должен что-то высылать, ведь он уже все отправил.
- Остается надеяться, что все сложности были не зря. Как вы думаете, сервер ГНИВЦ устранит все проблемы?
- С учетом того, что на всех только один канал связи - нет. Новая система позволяет узнать, на какой стадии застряли декларации. То есть ГНИВЦ дает дополнительную гарантию, что файлы не потеряются, но это вряд ли скажется на скорости их передачи. К тому же последствия июльской ситуации будут ощущаться еще долго, думаю, около года. Выявлены не все потерянные декларации. Сколько еще ни в чем неповинных налогоплательщиков обратится за сверкой и получит отказ, потому что файлы потеряны... Кроме того, не исключено, что ситуация повторится. Отчетность носит сезонный характер. В сентябре мне приходило по 15-30 деклараций в день, и каналы связи легко с ними справлялись, в октябре снова начнется наплыв.
- Что бы вы могли посоветовать налогоплательщикам, которые в октябре будут высылать в налоговую отчетность? Вдруг они снова столкнутся с проблемой потери файлов?
- Система пересылки данных выстроена так, что она сама информирует бухгалтера о том, где в данный момент находится отчетность. Нужно внимательно отслеживать, что файл поступил оператору, а спустя некоторое время должно прийти подтверждение о его получении уже от инспектора. Если никаких уведомлений бухгалтер не получит, следует уточнить у оператора, по какой причине возникли проблемы, и переслать отчетность повторно.
И. Голова
"Расчет", N 10, октябрь 2010 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru