Сравнительный анализ порядка аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников вуза и учреждений ДПО
До истечения срока избрания по конкурсу или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (ч. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ).
Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (п. 10 ст. 332 Трудового кодекса РФ). Такое положение в настоящее время установлено Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 августа 2009 г. N 284 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников". Данным документом установлен запрет при проведении аттестации на применение Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 26 июня 2000 г. N 908.
Аттестация может проводиться по решению ректора вуза в период до истечения срока трудового договора, как заключенного на неопределенный срок, так и заключенного на определенный срок.
Работодатель не вправе расторгать трудовой договор с преподавателем вуза по мотивам недостаточной квалификации, если в отношении него аттестация не проводилась или если аттестационная комиссия пришла к выводу о соответствии преподавателя занимаемой должности. При этом выводы аттестационной комиссии о деловых качествах работника подлежат оценке в совокупности с другими доказательствами по делу*(1).
Новое положение об аттестации:
- распространяется исключительно на работников, занимающих должности научно-педагогических работников вуза*(2) (профессорско-преподавательский состав, научные работники) и учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации), имеющих факультеты и кафедры;
- введена обязательность аттестации работников по представлению кафедры (другого структурного подразделения);
- сроки, формы и продолжительность проведения аттестации должны устанавливаться локальными актами учреждений;
- работникам дано право представлять в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность, в том числе:
а) список научных трудов по разделам:
- монографии и главы в монографиях;
- статьи в научных сборниках и периодических научных изданиях, патенты (свидетельства) на объекты интеллектуальной собственности;
- публикации в материалах научных мероприятий;
- публикации в зарегистрированных научных электронных изданиях;
- препринты;
- научно-популярные книги и статьи;
б) наименования опубликованных учебных изданий или учебных изданий, в подготовке которых аттестуемый принимал участие;
в) список учебно-методических пособий, учебных планов, рабочих программ учебных курсов, дисциплин, модулей, контрольно-измерительных материалов, электронных образовательных ресурсов, в разработке которых аттестуемый принимал участие;
г) сведения об объеме педагогической нагрузки, включая руководство курсовыми и дипломными проектами, практиками, научное руководство аспирантами (адъюнктами), консультирование докторантов;
д) список грантов, контрактов и договоров на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в выполнении которых участвовал работник, с указанием его конкретной роли;
е) сведения о личном участии работника в научных мероприятиях (съезды, конференции, симпозиумы и иные научные мероприятия) с указанием статуса доклада (приглашенный, пленарный, секционный, стендовый) и уровня мероприятия (международное, всероссийское, региональное);
ж) сведения об участии работника в редакционных коллегиях научно-педагогических периодических изданий;
з) сведения об организации воспитательной работы с обучающимися;
и) сведения о работе в государственных аттестационных комиссиях, советах по защите докторских и кандидатских диссертаций, экспертных советах Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ, иных советах или комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти;
к) сведения о премиях и наградах за научную и педагогическую деятельность;
л) сведения о повышении квалификации и другие сведения;
- в состав аттестационной комиссии должны входить представители кадровой, юридической служб и первичной профсоюзной организации;
- аттестационный лист направляется в обязательном порядке работодателю для принятия решения (оставить на занимаемой должности, перевести или уволить);
- в аттестационный лист работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации о профессиональной деятельности работника, в том числе о необходимости повышения квалификации (следует отметить, что на работодателя не возложена обязанность в течение определенного срока представлять в аттестационную комиссию информацию о выполнении ее рекомендаций);
- определены категории работников, в отношении которых аттестация не проводится.
Автором проведен анализ ранее действовавшего и нового положения об аттестации работников, занимающих должности научно-педагогического состава учреждений высшего профессионального образования (вуз).
Результаты сравнительного анализа приводятся в виде таблицы.
Таблица
Критерии сравнения | Приказ Минобрнауки РФ от 26.06.2000 г. N 1908 "Об утверждении Положения о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" | Приказ Минобрнауки РФ от 6 августа 2009 г. N 284 "Об утверждении Положения о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников" |
Назначение Положения об аттестации | регламентирует порядок аттестации педагогических и руководящих работников независимо от ведомственной принадлежности | определяет порядок проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников (профессорско-преподавательский состав, научные работники) образовательных учреждений высшего профессионального образования и учреждений дополнительного профессионального образования |
Цель аттестации | определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников требованиям к квалификации при присвоении им квалификационных категорий | подтверждение соответствия работника занимаемой им должности на основе оценки его профессиональной деятельности |
Задачи аттестации | 1) стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников; 2) обеспечение педагогическим и руководящим работникам образовательных учреждений возможности повышения уровня оплаты труда | 1) рациональное использование образовательного и творческого потенциала работников; 2) повышение профессионального уровня работников; 3) оптимизация подготовки, подбора и расстановки кадров |
Принципы аттестации | 1) добровольность аттестации на вторую, первую и высшую квалификационные категории для педагогических работников и на высшую квалификационную категорию для руководящих работников; 2) обязательность аттестации руководящих работников и лиц, претендующих на руководящую должность, на первую квалификационную категорию; 3) открытость; 4) коллегиальность, обеспечивающая объективное, гуманное и доброжелательное отношение к аттестуемым педагогическим и руководящим работникам | не предусмотрены |
Срок действия квалификационной категории | 5 лет | не предусмотрено |
Основание проведения аттестации | - для педагогических работников - заявление работника по установленной форме, поданное в срок с 15 апреля по 30 июня; | - представление кафедры (другого структурного подразделения); |
- для руководителей, заместителей руководителей, руководителей филиалов и других руководителей структурных подразделений, старших мастеров - представление работодателя | - при каждой последующей аттестации в аттестационную комиссию представляется также аттестационный лист работника с данными предыдущей аттестации | |
Срок проведения аттестации | с 1 октября по 30 апреля; | заседание осуществляется по мере поступления аттестационных материалов; |
сроки прохождения аттестации для каждого педагогического и руководящего работника устанавливаются индивидуально в соответствии с графиком, о чем работник извещается не позднее чем за две недели до начала аттестации | решение о проведении аттестации, дате, месте и времени проведения принимается работодателем и письменно доводится до сведения работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за месяц до начала аттестации | |
Продолжительность аттестации | продолжительность аттестации для каждого аттестуемого не должна превышать двух месяцев с начала ее прохождения и до принятия решения | не установлена |
Формы проведения аттестации | аттестуемый вправе избрать конкретные формы и процедуры аттестации из числа вариативных форм и процедур | не предусмотрены |
Ознакомление работника с представлением | аттестуемый должен быть ознакомлен с представлением не позднее чем за две недели до аттестации, срок проведения которой определяется соответствующим органом управления образованием | с представлением кафедры (другого структурного подразделения), поступившим в аттестационную комиссию, работник должен быть ознакомлен под расписку не позднее чем за две недели до дня проведения аттестации; в течение этого времени работник имеет право представить в аттестационную комиссию сведения, характеризующие его трудовую деятельность |
Прохождение аттестации на более высокую квалификационную категорию | педагогические и руководящие работники до истечения срока действия имеющейся у них квалификационной категории могут пройти аттестацию на более высокую квалификационную категорию | не предусмотрено |
Аттестационные комиссии | аттестация проводится аттестационными комиссиями: 1) центральной, создаваемой Министерством образования РФ, а также федеральными ведомственными органами управления образованием, - для аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений федерального подчинения на высшую и первую квалификационные категории; 2) главной, создаваемой органом управления образованием субъекта РФ, - для аттестации педагогических и руководящих работников на высшую квалификационную категорию; педагогических и руководящих работников образовательных учреждений, находящихся в подчинении органов управления образованием субъектов РФ, на первую квалификационную категорию; 3) муниципальной, создаваемой соответствующим местным (муниципальным) органом управления образованием, - для аттестации педагогических и руководящих работников муниципальных образовательных учреждений на первую квалификационную категорию; 4) аттестационной комиссией, создаваемой образовательным учреждением, - для аттестации педагогических работников на вторую квалификационную категорию | в учреждении формируется аттестационная комиссия |
Состав аттестационной комиссии | персональный состав аттестационной комиссии, регламент ее работы определяются органом управления образованием или образовательным учреждением, создающим аттестационную комиссию; | состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые аттестационной комиссией решения; |
аттестационная комиссия формируется из работников образовательных учреждений, представителей профсоюзных органов, методических служб; | состав аттестационной комиссии: - председатель комиссии, - заместитель председателя, - секретарь, - члены комиссии из числа заведующих кафедрами, руководителей других структурных подразделений, высококвалифицированных научно-педагогических работников, представителей кадровой, юридической служб и выборного органа соответствующей первичной профсоюзной организации; | |
в ее состав могут включаться представители органов государственной власти и местного самоуправления, научных и других организаций | персональный состав аттестационной комиссии утверждается приказом ректора учреждения | |
Решение аттестационной комиссии | по результатам аттестации аттестационная комиссия выносит следующие решения: а) соответствует заявленной квалификационной категории; б) не соответствует заявленной квалификационной категории; в) соответствует первой квалификационной категории по должности "руководитель"; г) не соответствует первой квалификационной категории по должности "руководитель" | по результатам аттестации работника аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: а) соответствует занимаемой должности; б) не соответствует занимаемой должности |
Оформление решения аттестационной комиссии | 1) оформляется протоколом, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в голосовании; | в ходе заседания аттестационной комиссии ведется протокол; |
2) заносится в аттестационный лист по установленной форме, который подписывается председателем аттестационной комиссии и ее секретарем; | результаты аттестации работника заносятся в аттестационный лист, с которым аттестованный работник должен быть ознакомлен под расписку в трехдневный срок со дня аттестации; | |
3) аттестационный лист оформляется в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле работника, другой - выдается ему на руки; | аттестационный лист и представление кафедры (другого структурного подразделения) за аттестационный период хранятся в его личном деле; | |
4) в аттестационный лист вносится запись о присвоенной квалификационной категории, указывается дата и номер приказа | материалы аттестации работников передаются работодателю не позднее пяти рабочих дней после ее завершения для принятия решений в соответствии с Трудовым кодексом РФ | |
Правовое последствие аттестации | в случае признания педагогического или руководящего работника не соответствующим заявленной квалификационной категории аттестация на ту же или более высокую квалификационную категорию по заявлению работника может проводиться не ранее чем через год со дня принятия соответствующего решения аттестационной комиссией; | в случае несоответствия работника занимаемой должности вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации, трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ; |
трудовые споры по вопросам аттестации педагогических и руководящих работников рассматриваются в комиссиях по трудовым спорам, судах в порядке, установленном законодательством РФ о труде | увольнение по данному основанию допускается, если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья | |
Рекомендации аттестационной комиссии | при необходимости в решении отмечаются положительные и (или) отрицательные стороны профессиональной деятельности аттестуемого, выносятся мотивированные рекомендации о профессиональной деятельности работника, в том числе о необходимости повышения квалификации | |
Не подлежат аттестации | не установлено | аттестации не подлежат: а) работники, проработавшие в занимаемой должности менее двух лет; б) беременные женщины, женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; в) работники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Аттестация работников возможна не ранее чем через два года после их выхода из указанных отпусков |
Критерии оценивания | не предусмотрены | при проведении аттестации для подтверждения соответствия работников занимаемым должностям, а также оценки профессиональной деятельности должны объективно оцениваться: а) результаты научно-педагогической деятельности работников в их динамике за период, предшествующий аттестации, в том числе наличие ученых степеней и ученых званий; б) личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования основных и (или) дополнительных профессиональных образовательных программ; в) личный вклад в развитие науки, решение научных проблем в соответствующей области знаний; г) участие в развитии обучения и воспитания обучающихся, в освоении новых образовательных технологий |
С.И. Фёклин,
заместитель декана юридического факультета ГОУ ВПО МГПУ,
директор Центра нормативного правового обеспечения образования ФГОУ АПК и ППРО
"Юрист ВУЗа", N 9, сентябрь 2010 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Пункт 31 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
*(2) К профессорско-преподавательскому составу относятся должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента. К научным работникам относятся должности главного научного сотрудника, главного государственного эксперта по интеллектуальной собственности, ведущего научного сотрудника, ведущего государственного эксперта по интеллектуальной собственности, старшего научного сотрудника, государственного эксперта по интеллектуальной собственности I категории, научного сотрудника, младшего научного сотрудника, государственного эксперта по интеллектуальной собственности II категории, государственного эксперта по интеллектуальной собственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Сравнительный анализ порядка аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников вуза и учреждений ДПО
Автор
С.И. Фёклин - заместитель декана юридического факультета ГОУ ВПО МГПУ, директор Центра нормативного правового обеспечения образования ФГОУ АПК и ППРО
"Юрист ВУЗа", 2010, N 9
С полным содержанием журнала можно ознакомиться на сайте www.panor.ru